Использование страноведческого материала на уроках английского языка
Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Этот вопрос широко обсуждается в методической литературе последних лет. Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким текстам учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и так далее. Содержание страноведческих текстов должно быть значимым для учеников, иметь определенную новизну, будь то общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемо языка или об особенностях речевого поведения и этикета.
Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. И именно лингвострановедение должно служить опорой ля поддержания мотивации, так как включает в себя два аспекта: идет обучение языку; дает сведения о стране.
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие возможность читать на иностранном языке.
Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.) и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть чтение на иностранном языке способствует более раннему приобщению школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской литературы на изучаемо иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные речевые и познавательные способности учащихся. В среднем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать и содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у обучающихся низок. Это обусловлено особенностью психологического и эмоционального развития учащихся подросткового возраста. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача. Для поддержания интереса учащихся к предмету на данном этапе я предлагаю использовать компьютер. Это могут быть творческие задания для учащихся – сделать рекламный буклет о достопримечательностях, природе, праздниках и традициях Великобритании, составить викторину. С помощью компьютера можно провести лексико-грамматический тест.
Один из эффективных приемов обучения на данном этапе является использование стихотворных и песенных материалов на уроках иностранного языка.
Во-первых, стихи, песни – это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что как уже сказано в значительной степени содействует усвоению материала.
Во-вторых, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижении языка в контексте культур.
В-третьих, поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения.
В-четвертых, при работе со стихами и песнями мы решаем проблему многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное.
Цель обучения иностранным языкам – это приобретение знаний, формирование у обучающихся навыков и умений, а так же усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера. Стихи и песни приносят удовольствие при изучении иностранного языка и прививают любовь к поэзии детям с раннего возраста, а так же повышают эффективность образовательного процесса. Эффективным для поддержания интереса учащихся к изучаемому зыку является элемент игры на занятиях. Формы урока разнообразные: урок-путешествие, урок-телемост, урок-журнал, урок-экскурсия, урок-викторина и т.д., многочисленные задания на английском языке для решения которых необходимо хорошо знать языковой материал, а также проявлять смекалку и сообразительность.
Необходимо помнить, что особенностью игры в школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Как отмечает методист Н.И. Гез «ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Цель ролевой игры – сконцентрировать внимание участников на коммуникативном использовании единиц языка». Таким образом:
– использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации общения, эффективности учебного процесса;
- проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще.
- разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устой речи на разных этапах обучения иностранному языку.
Необходимо, чтобы на каждом этапе были продуманы методы обучения и формы организации познавательной деятельности. В задачу учителя входит стимуляция активной работы учащихся в остаточно быстром темпе, соответствующем способностям учащихся данного класса, создание благоприятной и дружественной атмосферы на уроке, а также увлечение детей специально подготовленным лингвострановедческим материалом, который соответствует их возрастным потребностям и интересам и погружение учеников в языковую (англоязычную) среду.
В заключении хочется отметить, что в настоящее время лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку занимает большое место. Учебно-методические пособия по современному английскому языку имеют практическую направленность. Изучаемый речевой этикет, содержание уроков в пособиях по английскому языку включает все важнейшие моменты, характеризующие жизнь в англоязычных странах. Пользуясь дополнительным материалом по страноведению, нестандартным формами проведения уроков учитель повышает интерес к предмету, способствует лучшему усвоению программно материала. А изучающий язык остается носителем своей собственной культуры, однако его фоновые знания обогащаются, приобретенные элементы культуры страны изучаемого языка, тем самым, как личность он становится в какой-то мере носителем мировой культуры и начинает лучше понимать и ценить собственную культуру.
Благодаря использованию лингвострановедческих и страноведческих материалов занятия по иностранному языку отличаются коммуникативно-прагматической направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка, а также равно-партнерским сотрудничеством учащихся и учителя.