Использование Су-Джок массажера в коррекционной логопедической работе
Нетрадиционные методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с речевыми нарушениями и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су - Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су - Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.
Задачи Су - Джок терапии
-Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
-Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
-Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
-Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су - Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Пути реализации Су-Джок терапии в образовательном учреждении.
-Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию.
-Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
-Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, открытое занятие)
-Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
-совершенствование лексико-грамматических категорий;
-совершенствование навыков пространственной ориентации.
-упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Для осуществления этих форм работы в ежедневные занятия включены темы, игры, упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии.
1. Для закрепления темы «Гласные и согласные звуки» проводится игра “Ушки на макушке"
-“Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери”
-“Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”
Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
красный - для гласных;
синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;
синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;
зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;
зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.
2. Связь звука с буквой. (“Буквы знаю и пишу…”) Прокатывание шариком по написанной букве.
Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.
3. Развитие фонематического слуха. Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.
Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”
“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
“Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук”
4. Звуковой и слоговой анализ слов.
I. (“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”) Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су-Джок.
“По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай”
II “Мой послушный язычок всё, что нужно, сказать смог!”
1. Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.
2. Дифференциация звуков в слогах, словах-паронимах, фразах.
3. “Звуки в стихах…” “Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”
“Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори”
“Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова”
Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики.
“Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени”.
Проговаривание различных стихов, насыщенных корректируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами
III “Весёлая грамматика” Работа по совершенствованию лексико-грамматического строя речи:
Игры с перекатыванием массажёра друг другу:
“Один-много”, “Много - один”
“Назови ласково”, “Чей? Чья? Чьи?”
“Ловко с шариком играем и предлоги называем”
“Скажи наоборот”
“Кто в каком домике живёт?” и т.д.
IV Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.
“Глазки зарывай, на каком колечко пальце – угадай”
“Справа, слева я стучу - перепутать не хочу”
V “Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем”” 1. Игры с шариком Су-Джок, направленные на развитие мелкой моторики
2. Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз.
В результате использования Су-Джок терапии:
-осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
-стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
-развивается координация движений и мелкая моторика;
-развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:
-сократить сроки коррекционной работы;
-повысить качество работы;
-снизить энергетические затраты;
-наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.