СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«использование су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей с онр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекает все большее внимание. Су-джок терапия - одна из них которую мы решили использовать в своей работе. Главными достоинствами является: высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

Просмотр содержимого документа
««использование су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей с онр»»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ ПРИ

КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР»





Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры. В процессе коррекционной работы учителя – логопеда и воспитателей возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Профессиональный путь у каждого педагога тернист и труден. Не один год работая в детском саду с детей, с тяжёлыми нарушениями речи позволила нам научиться строить свою работу с дошкольниками таким образом, чтобы ребёнок испытывал радость открытия, познания и незаметно для себя преодолевал трудности развития речи. Тогда он будет здоров и счастлив.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них которую мы решили использовать в своей работе. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Мы используем два раздела Су-джок терапии: работа с эластичным кольцом и ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком. Главными достоинствами Су-джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

Методика работы с эластичным кольцом:

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз.

Приемы работы:

- Надевать кольцо на палец и передвигать его с верху-вниз и внизу-вверх помогая большим и указательным пальцем другой руки.

- Промассировать поочередно все пальцы.

- Не рекомендуется растягивать кольцо и оставлять на пальце без движений.

Методика работы по проведению профилактического ручного массажа пальцев и кистей массажным шариком:

Ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается стихотворным текстом, подобранным нами в соответствии с лексической темой, изучаемой на занятии.

Приемы работы:

- Сжимание и разжимание шариков в кулачок каждой руки.

- Нажимать каждым пальчиком на шарик.

- Прокатывать шарик между ладонями круговыми движениями.

- Прокатывать шарик между ладонями прямыми движениями.

- Удерживание шарика 2-мя, 3-мя пальцами.

Актуальность использования Су-джок терапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

-массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

-оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;

-вызывает положительные эмоции (радость, удивление); снижает негативные проявления и отрицательные эмоции (злость, гнев, обида);

-Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

-Су-джок терапию можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.

Цель нашей работы: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су-джок терапии.

Задачи:

- воздействовать на биологически активные точки по системе Су-джок, оказать позитивное воздействие на речь и здоровье детей с ОНР;

- решить коррекционные задачи (артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков на разных этапах, работа над речевым дыханием, фонетическая ритмика и т. д.);

- активизировать мозг, развить межполушарное взаимодействие;

- стимулировать иннервацию речедвигательных анализаторов у детей с ОНР;

- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

- совершенствовать навыки пространственной ориентации;

- способствовать развитию внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей к школе

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

1. Массаж кистей рук Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков в слогах, словах, фразах. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая слоги, слова, фразы, стихотворение на автоматизацию поставленного звука/.

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Упражнение «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот».

5. Использование Су – Джок шаров для совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развития памяти и внимания.

6. Использование Су – Джок шаров при выполнении гимнастики.

7. Использование Су – Джок шаров для звукового анализа слов.

8. ИспользованиеСу – Джок шаров при совершенствовании навыков употребления предлогов.

9. Использование Су – Джок шаров для слогового анализа слови анализа предложений.

10.Использование Су – Джок шаров для развития фонематического слуха.

11.Использование Су – Джок шаров для развития ориентации на листе бумаги.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. 

Литература:


1.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

2.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

5.«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

[Электронный ресурс] https://infourok.ru/primenenie-sudzhok-terapii-v-korrekcii-rechevih-narusheniy-u-detey-1773656.html







Приложение


1.Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Это ручка правая, /Сжимание и разжимание шарика в кулачок правой руки/

Это ручка левая, /Сжимание и разжимание шарика в кулачок левой руки/

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю. /Прокатывать шарик между ладонями круговыми движениями/

Будет сильной правая, /Сжимание и разжимание шарика в кулачок правой руки/

Будет сильной левая, /Сжимание и разжимание шарика в кулачок левой руки/

Будут ручки у меня ловкие, умелые. /Прокатывать шарик между ладонями прямыми движениями/

2.Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы, зажатые в кулак по одному начиная с большого/
Вышли пальцы погулять, /Дети поочередно нажимают на массажный шарик каждым палец обеих рук/
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец начиная с большого/
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су-джок при автоматизации звуков в слогах, словах, фразах.

Упражнение 1. При произнесении звука сначала изолированно, потом в слогах, словах и фразах ребёнок нажимает пальцем на половинку шарика Су - Джок.

Упражнение 2. Отрабатывая звук в слогах, малыш по очереди передаёт шарик Су – Джок из одной ладони в другую.

Упражнение 3. Автоматизируя звук в двустишьях, можно использовать пружинки Су – Джок. Например, «Ла, ла, ла (пружинка надевается на любой палец) – стала куртка мне мала (снимается)» «Ры, ры, ры (пружинка надевается на любой палец) – прилетели комары (снимается)»

Упражнение 4. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

4. Использование шариков для развития фонематического слуха

Упражнение 1. «Звук «А» («О», «У», «И», «Э», «Ы») услышишь, не зевай! Красный шарик смело выше поднимай!» «Звук «М» («П», «Б». «Ф», и т. Д.) услышишь, не зевай! Синий шарик смело выше поднимай!»

Упражнение 2. «Найди шарик с таким же звуком». Массажные Су – Джок шары наполненные разными мелкими предметами, ребенок на слух ищет шарик похожий по звучанию на шарик логопеда.

5.Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. (КИТ – 1 звук Кь согласный, мягкий – зеленый шарик; 2 звук И гласный – красный шарик; 3 звук Т согласный, твердый – синий шарик)

6. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе корзинка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в корзинку; синий – под корзинку; зеленый – около корзинки, желтый – за корзинку; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

7. Использование шариков для слогового анализа слов и анализа предложений

Упражнение 1. «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику, затем считает количество слогов (ма-ши-на – 3 слога)

Упражнение 2«Раздели предложения на слова»: Ребенок называет слово и берет по одному шарику, затем считает количество слов в предложении.

8. Использование Су-джок шариков для совершенствования лексико-грамматических категорий

Упражнение 1. «Один - много» Взрослый называет существительное в единственном числе и даёт ребенку шарик. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает шарик: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы. (Лексический материал подбирается по определенной теме).

Упражнение 2 «Назови ласково». Взрослый называет какой-нибудь фрукт и даёт шарик ребенку. Он называет его ласково и возвращает шарик взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Лексический материал подбирается по определенной теме.

Так же игры «Скажи наоборот», «Какой? Какая? Какое?» и др.

9. Использование Су – Джок шаров для совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

10. Использование Су – Джок шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

11.Использование Су – Джок шаров для развития ориентации на листе бумаги.

На столе лист бумаги, по инструкции логопеда ребенок раскладывает шарики: красный шарик - в середину листа; синий – верхний левый угол; зеленый – нижний правый угол, желтый – верхний правый угол, розовый – нижний левый угол; Затем ребенок рассказывает, где расположены шары.