СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование таблиц-схем на уроках русского языка при формировании орфографических навыков.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование таблиц-схем на уроках русского языка при формировании орфографических навыков. 

Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуются сложные дополнительные приспособления).

 В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию.

Просмотр содержимого документа
«Использование таблиц-схем на уроках русского языка при формировании орфографических навыков.»

Использование таблиц-схем на уроках русского языка при формировании орфографических навыков.

 На уроках русского языка при формировании орфографических навыков также использую таблицы-схемы.

 Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуются сложные дополнительные приспособления).

 В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию.

 Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

 Понимание обучающих возможностей схемы приходит к школьнику не сразу. Требуется тщательно продуманная работа, которую, конечно, лучше всего начать с первых уроков в 5, даже в 4 классе. В это время одно за другим идут чередой орфографические правила, грамматические понятия, вроде бы и не новые для обучаемых (раздел “Повторение изученного в начальных классах”), но недостаточно усвоенные ими, и требуют очень серьёзной работы ещё длительное время.

         После объяснения нового материала или изучения соответствующей темы предлагаю изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Творческая природа языка взаимодействует через схему, таблицу или рисунок с творческой природой ребенка. Они помогают конкретизировать восприятие языка, а ребенок лучше усваивает конкретное. А сколько положительных эмоций приносит это задание! Пусть это небольшое, но все-таки самовыражение.

 В схеме надо стараться употреблять минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.).

 Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них.

Работу при закреплении веду так:

 1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.

 2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.

 3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.

 4. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?

 5. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

 Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач.

 Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

 Но чтобы урок был продуктивным, а обучение – эффективным, использую в своей практике разные приёмы контроля. Упражнения традиционного характера, различные виды диктанта дополняю обучающими и контрольными тестами.

 Наибольший восторг у учеников вызывает тест, преимущество которого заключается в возможности самооценки и самоконтроля. Детям очень нравится быть в роли учителя. Поэтому, они стремятся намного серьезнее овладеть правилом, чтобы потом поставить себе или своему однокласснику (если работа происходит в парах) объективную оценку.