СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование театра теней, как эффективного инструмента в коррекционно-воспитательной работе

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по организации теневого театра в коррекционной деятельности для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Использование театра теней, как эффективного инструмента в коррекционно-воспитательной работе»

Использование театра теней, как эффективного инструмента в коррекционно-воспитательной работе



Курышкина Н.Е.,

Воспитатель ГБУ ЦСПР «Формула роста»


Сказка в жизни каждого ребенка – это особый мир, через который он знакомиться с окружающим, усваивает и примеряет на себя чувства и эмоции людей, учится строить взаимоотношения. Сказка дает ребенку возможность мечтать, фантазировать, воображать.

Как показывает опыт работы, для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) сказка – это наиболее эффективный инструмент в развитии эмоциональной сферы и стабилизации эмоционального состояния, в формировании положительных эмоций и чувств, ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики, в воспитании социальных и эстетических установок. Кроме того, сказка хранит в себе неограниченные возможности для развития мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики и пр.

Но как донести до ребенка с нарушение интеллекта скрытый смысл сказки, как раскрыть перед ним мир эмоций, как, в конце концов, просто заинтересовать его? Эти рассуждения натолкнули нас мысль: использовать в коррекционно-воспитательном процессе театральную деятельность, а именно – теневой театр.

Театр теней – это удивительный и зрелищный вид театрального искусства, зародившийся в Китае свыше 1500 лет назад. Актерами теневого театра могут быть что и кто угодно. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, различные предметы, фигурки пальчикового театра и сами люди или их руки.

В ходе теневых театрализованных игр и представлений, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, это дает им возможность глубже познать окружающий мир. Вместо готового изображения ребенок получает только силуэт, намек, символ, что дает ему возможность самостоятельно достроить визуальную картинку, проявить фантазии.  Возможно, именно это делает данный вид деятельности столь привлекательным в глазах маленьких зрителей и актеров.

Расскажем немного о том, как создавался наш театр. Подготовить все необходимые атрибуты оказалось совсем несложно. Из большой картонной коробки мы вырезали экран, приклеили кальку и повесили сверху лампу. Далее нарисовали персонажей и декорации. Но это было только начало, необходимо было научить детей с нарушением интеллектуального развития увидеть в темном пятне на стене фигуру человека, распознать в округлом очертании тыкву, а в движущейся тени – летящую птицу.

Свою деятельность в теневом театре начали с игр с тенью. Взрослый показывает, какие причудливые формы могут приобретать тени на стене, дети фантазируют, на что они похожи. Потом они рассматривают свою тень, наблюдают за ее движением, экспериментируют с ней, а затем с помощью собственного тела создают образ кого либо или чего либо. Особое внимание в процессе данной деятельности уделяется дыханию, позе, выражению лица, жестам, интонации детей.

Для наших детей это занятие стало настоящим открытием, вызвало море положительных эмоций. И способствовало развитию координации движений, мышечной памяти, пластики и воображения.

Прежде чем приступить непосредственно к театральным играм, вначале учились просто распознавать силуэты предметов, животных, людей, соотносить контурные изображения с реальными. Для этого предлагали детям обводить теневые силуэты карандашом, а затем раскрашивать, дорисовывать по замыслу. Так, например, усвоив силуэты фруктов и овощей, перешли к сортировке, сделав грядку и дерево. На этом материале отрабатывали обобщающие понятия: «овощи» - «фрукты», играли в игру «Что, где растет?». По такому же принципу отрабатывали понятия: «дикие» и «домашние животные», изучали геометрические фигуры, счет и многое другое.

Такие игры способствовали расширению словарного запаса детей, развитию зрительного восприятия, памяти, мышления. А главное, это было им очень интересно.

Далее мы познакомили детей с классическим театром пальцевых теней. Это была очень трудная и кропотливая работа, так как мелкая моторика была, практически, не развита, дети не могли выполнить самые элементарные статические движения пальцами, повторить какую либо позу. Начали с самых простых заданий (на первом этапе без экрана): вначале своими руками делали из пальцев ребенка «Зайчика», «Козу», «Собаку» и т.д., учили удерживать позу. Потом добивались, чтобы дети выполняли заданную позу по подражанию и, наконец, самостоятельно, только по речевой инструкции. По такой же схеме осваивали с детьми динамические упражнения: «ножницы», «птичка летит», «зайка шевелит ушами» и пр.

В ходе такой работы значительно улучшилась ручная ловкость, согласованность движений кисти и пальцев рук, умелость, точность, кроме того, у детей появился живой интерес к занятиям.

Следующим этапом работы с теневым театром стала постановка спектаклей с помощью вырезанных силуэтов героев. Данный вид деятельности осуществлялся постепенно. Сначала совместно с детьми мы подготовили необходимые атрибуты для игр с тенями. Затем анализировали, сравнивали статичные, конкретные теневые силуэты. В играх: «Найди тень» и «Подбери пару по тени» учили детей соотносить цветную картинку с черным силуэтным изображением. Далее, когда восприятие детей было достаточно натренировано, в работу вводили теневые картинки с малозаметными различиями.

Самым трудным при подготовке к театральному выступлению стало речевое сопровождение, в связи с тем, что дети очень плохо говорили, у многих из них был речевой негативизм. Поэтому начали с самых простых, наиболее эмоциональных сюжетов и диалогов, на уровне звукоподражаний, аморфных слов-корней, далее двигались от простого к сложному. В качестве сценария брали известные ребенку стихи, русские народные и авторские сказки (книга «Кукольный театр» Т.Н. Караманенко и Ю.Г. Караманенко), где есть множество разнообразных героев – люди, звери, птицы, которые хорошо «ложатся» в качестве силуэтов, теней, ярких запоминающихся образов зрительного восприятия детей.

Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, - это во многом определяло выбор репертуара. Без особых затруднений мы поставили такие русские народные сказки как «Теремок», «Колобок», «Лиса и кувшин», «Гуси-лебеди» и др.

Все это в комплексе позволило дать толчок развитию познавательно-коммуникативных навыков детей, умения поддерживать беседу в форме диалога, способствовало развитию фантазии, усидчивости, абстрактного мышления, концентрации внимания.

Необходимо отметить некоторые тонкости в работе с теневым театром:

  1. не следует усложнять и загромождать сцену. Необходимо исходить из принципа минимализма декораций. Каждая сцена может сопровождаться лишь двумя-тремя характерными деталями фигурного типа. Они способны создать иллюзию целой картины;

  2. важно, чтобы персонажи одной сказки были выполнены в едином стиле, был выдержан масштаб картинок, их стилистическое решение;

  3. для того чтобы дети распознавали силуэты героев необходимо достаточное количество освещения. Все декорации необходимо удержать близко к прожектору-лампе;

  4. все должно быть понятно, и легко взаимозаменяемо друг другом. При этом силуэты и маски могут быть как статичными, так и с движущимися элементами или просто едиными отдельными фигурами. Сам ведущий-актёр должен помнить, что открывать рот и жестикулировать нужно более интенсивно, поскольку это театр теней;

  5. подбирать репертуар необходимо, исходя из особенностей теневого театра;

  6. для расширения возможности теневого театра можно сделать несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.);

  7. если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения;

  8. необходимо построить спектакль так, чтобы дети выступали в качестве самих участников, вступали в живые диалоги и разговоры, могли сопереживать, делиться своими впечатлениями и т.п.;

  9. каждое занятие театра теней должно быть отрегламентировано: соблюдение временного фактора и режима нагрузок как физических, так и моральных.

Итак, теневой театр – это только итог совместного творчества детей и педагогов. Поэтому не нужно забывать, что педагог должен, прежде всего, наладить полное и открытое взаимопонимание с детьми. Использование теневого театра позволит им стать более открытыми, а некоторым даст толчок к развитию своих скрытых творческих способностей. 

Кроме того, теневой театр и силуэтная анимация, как нельзя лучше способствует развитию у ребенка коммуникативных навыков, абстрактного мышления и развивает умение использовать и понимать символы, ведет к повышению и эффективности речевого развития детей за счет комплексного эффективно-коммуникативного воздействия.



Используемая литература

  1. А.Ф. Вейман «Играем в театр: пособие для педагогов дошкольного учреждения» Ростов, изд. Парус, 2010.

  2. Додокина Н.В, Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду - Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

  3. Щѐткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» - Москва: Мозаика-Синтез 2015.