СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих предпосылок у детей дошкольного возраста»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрально-игровая деятельность для детей дошкольного возраста. Подборка игр для развития выразительной мимики.

Просмотр содержимого документа
««Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих предпосылок у детей дошкольного возраста»»

«Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих предпосылок у детей дошкольного возраста».


Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. И самое главное, театр основан на игре – ведущей деятельности ребенка в детском саду. Театрализованные игры и упражнения способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов детского творчества (художественно–речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Выдающийся психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

Обычно занятия начинают с распевания:

«Здравствуйте, ребята».

Дети отвечают пением: «Здравствуйте!»

Далее поём: «Здравствуйте, котята!».

Дети: «Мяу – мяу – мяу!»,

«Здравствуйте, утята!»,

«Кря – кря – кря»!» и т.д.


Дети с радостью включаются в игру, превращаясь, то в лягушек, то в котят, учатся звукоподражанию, четкой дикции, учатся управлять силой голоса, тембром. Слово и музыка неразрывны, так как музыка привлекает детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Для этого используем песенный материал, который можно инсценировать, исполнять по ролям, то есть вносить элементы театральности. Чтобы песня понравилась детям, стараемся преподнести ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.

Нужно так же уделять время и вокальной подготовке детей. Детям очень нравится инсценировать песни:

- «Азбука» (Т. Попатенко),

-«Дельфиненок» (Э. Ханка),

-«Зеленые ботинки» (С. Гаврилова),

-«Львы» (Г. Левкодимова),

-«Про меня и муравья» (Л. Абелян), и другие.

Перед инсценировкой проводим беседу с детьми, которая настраивает их на выбор определенных средств выразительности для передачи того или иного образа. Инсценирование проходит в виде спектакля. Дети-зрители самостоятельно оценивают игру товарищей, высказываются об этом: «Поля пела жалобно, когда потеряла маму» (песня «Дельфиненок»), «Никита двигался забавно, смешно» (песня «Про козлика» Г. Струве).

Так же нужно использовать в педагогическом процессе современные технологии, которые обеспечивают не только запоминание того или иного материала, но и помогут выразительно воспроизвести и исполнить его. В этом я опираюсь на специально подобранную систему пальчиковых игр, упражнений, этюдов на расслабление мышц, выразительность жестов, умение владеть своим телом:

-аудио-пособия С. и Е. Железновых «Пять поросят»,

-«Аэробика для малышей»,

-«Золотые ворота»,

-«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой.


Выполняя эти задания, дети учатся исполнять их выразительно, эмоционально, двигаются в играх, танцах более раскованно, естественно. Работу строим в трех направлениях:

-интонация (искусство выразительного чтения и пения),

-мимика (выразительность мышц лица),

-пантомима (сценическое движение).


Есть много разных упражнений и этюдов на разыгрывание по методике Т.С. Овчинниковой («Муравей», «Лисичка», «Качели» и т.д.). Для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста внедряю элементы психогимнастики по методике М.И. Чистяковой («Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Котята», др.)

Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы детских сказочных постановок, их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством театра, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Также используем экран мультимедиа для создания различной фоновой обстановки необходимой для спектаклей (лес, город, деревня, море, интерьер домашний и т.д.).

Важно вносить в жизнь детей театрализованные игры, упражнения, этюды, чтобы дети могли пользоваться этими навыками в свободной деятельности.


Дидактические пособия, которые помогают в решении данной задачи. Такие как:

-«Путешествие в мир эмоций»,

-«Домик – крошечка»,

-аудио пособие «Знакомство с театром».


Для развития артистических способностей дошкольников применяем дидактические игры:

-«Сладкое дерево»,

-«Поможем Дюймовочке»,

-«Три цветка»,

-«Нарисуй музыку»,

-«Колобок»,

-«Салат из сказок»,

-«Собери портрет».


Используем также различные виды театров: «Оригами–театр», «Театр мини-игрушки», «Театр мягкой игрушки», «Пальчиковый театр», «Театр на палочках» и т.д. Все это значительно улучшает качество работы и стимулирует интерес детей к данному виду деятельности.


Так же нужно составить сценарий праздника так, чтобы в нем присутствовала театрализация с участием и детей и взрослых. Безусловно, в работе необходима тесная связь с педагогами, контакт с родителями.

Считаю, что каждый ребенок талантлив и чем раньше начать развивать его творческие способности средствами театрального искусства, тем больше результатов можно достичь в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Цель, которую мы ставим перед собой, занимаясь с детьми театральным искусством, - делать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.



Игры на развитие выразительной мимики.

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

 4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

 8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

 12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф, И ходит, голову задрав. У всех он вызывает смех, А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок И лизнул его в бочок. А лизнув его бочок, Уколол свой язычок. А колючий еж смеется: — В рот не суй что попадется!

 20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.



«Превращение предмета» 

Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

  Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.


«Превращение комнаты» 

Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната. Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.


«Превращение детей» 

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

  Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.


  «День рождения» 

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

   Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.


 «Не ошибись»

Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

  Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

 

«Как живешь?» 

Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

 Ход игры. Педагог Дети — Как живешь? — Вот так! С настроением показать большой палец. — А плывешь? — Вот так! Любым стилем. — Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами. — Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам. — Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой. — Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен. — Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку. — А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками. (По Н.Пикулевой)

 

«Тюльпан»

Цель. Развивать пластику рук.

  Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1. Утром тюльпан раскрывается Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.

2. На ночь закрывается Соединяя ладони, опустить руки вниз.

3. Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой. 4. Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх.

 5. И осенью листики опадают Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.


«Ежик» 

Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

 1. Ежик съежился, Согнуть ноги в коленях, прижать свернулся, к животу, обхватить их руками, нос в колени.

2. Развернулся... Вернуться в исх. п.

 3. Потянулся. Поворот на живот через правое плечо.

4. Раз, два, три, четыре, пять... Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.

 5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени.

 

«Марионетки» 

Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

  Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).


  В «Детском мире» 

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

  Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

 

«Одно и то же по-разному» 

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

  Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

 г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

 II группа — задание «идти». Возможные варианты:

 а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

 б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

 г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа — задание «бежать». Возможные варианты:

 а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

 в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

 а) отгонять комаров;

 б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

 б) попугайчика;

 в) кузнечика и т.д.


«Угадай, что я делаю» 

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

 Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

 1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

 4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Жижина К.А. Приложение к проекту «Формирование интереса у детей к театрально-игровой деятельности»