Просмотр содержимого документа
«Использование театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности младших школьников»
Использование театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
- Нужны ли на уроке навыки взаимного общения учащихся, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все — от каждого?
- Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы?
- Нужны ли упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом?
Приёмы театральной педагогики, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, помогают
- развивать творческую свободу, полёт фантазии,
- пробуждают процессы воображения;
- происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира.
В соответствии с ФГОС НОО при получении начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся ;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся , предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся .
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир ;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности ;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника , обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни .
Арттерапия – это терапия искусством, забота о душевном и физическом здоровье с помощью искусства.
Арттерапия:
- создаёт положительный и эмоциональный настрой в группе;
- облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми, совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;
- позволяет обратиться к тем реальным
проблемам или фантазиям, которые
по каким-либо причинам
затруднительно обсуждать реально;
- даёт возможность на символическом
уровне экспериментировать с самыми
разными чувствами, исследовать и
выражать их в приемлемой форме.
Современная арттерапия включает в себя следующие направления:
- музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
- изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.;
- имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию и т.д.
Виды театральных упражнений
- Упражнения, тренирующие память : «Повтори за мной», «Запомни движения», «Запомни свою позу», «Запомни порядок», «Художник», «Тень», «Противоположные движения» и др.
- Упражнения, тренирующие внимание : «Что слышно?», «Слушай звуки», «Будь внимателен», «Пишущая машинка», «Запрещенное движение», «Прерванное действие» и др.
- Упражнения, тренирующие воображение : «Этюд», «Моментальное фото», «Превращение», «Вернуть прошедшее», «Продолжи рассказ», «Снежный ком» и др.
- Упражнения, тренирующие воображение и скорость мышления (импровизация): сочинение стихов на скорость, «Корреспондент в школе», «Поле чудес», «Знатоки», «Испорченный телефон», «Номерки».
- Артикуляционная гимнастика « Чищу зубы», «Слизываю варенье», «Индюк», «Колыбельная», «Свеча», «Проколотый мяч», «Звукоподражание» и др.
- Упражнения, тренирующие чистоту речи, управление голосом : «Угадай, кто (что) это?» (игра-звукоподражание), «Позовем животных», «Ауканье», «Ветер», «Угадай, кто это произносит», «В зоопарке», «Барабанщик», «Гром» и др.
- Упражнения со скороговорками, чистоговорками, упражнения по таблице гласных (упражнения «Жалоба», «Стоп», «Расчет» и т.п.)
- Упражнения, тренирующие эмоциональную выразительность речи: произнести «требовательно», «призывая к действию», «с удивлением», «сердито», «доброжелательно», «по-дружески» и т.д.
Методы и приемы театральной педагогики могут быть реализованы в следующих формах:
- игра;
- беседа;
- иллюстрирование;
- изучение основ сценического мастерства;
- мастерская образа;
- мастерская костюма, декораций;
- инсценирование литературного произведения;
- постановка спектакля;
- работа в малых группах;
- актерский тренинг;
- творческое выступление и др.
Функции театральной педагогики:
- катарсическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний;
- регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния;
- коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Групповой творческий проект «Постановка басни»
От замысла до воплощения: сценаристы, режиссеры, костюмеры, актеры, декораторы, гримеры.
Проект позволили оценить уровень сформированности регулятивных и коммуникативных УУД.
Эффективность театральной педагогики:
- оказывает колоссальное влияние на формирование психически здорового, физически развитого и социально адаптированного человека;
- приближает нас к запланированному ФГОС НОО
«портрету выпускника начальной школы»
– человеку любознательному,
активно и заинтересованно познающему мир,
способному к организации собственной деятельности;
умеющему слушать и слышать собеседника,
готовому самостоятельно действовать.