СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы.

Просмотр содержимого документа
««Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

Аулова С. И.,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгород

Как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, побудить к чтению, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться. Вот и находится педагог в постоянном поиске методов и приёмов работы.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

Литературное чтение – особый урок в плане эмоционального, эстетического развития личности, а потому необходимы и особые условия его проведения [1 12]. Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до регулярного чтения, у многих детей пропадает желание сидеть за книгой. Поэтому необходимо сделать так, чтобы это желание не пропадало.


Создание игровых ситуаций.

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

4. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

5. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов.

6. Тексты с «хвостами» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу [6 32].

7. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

8. Поиск в тексте заданных слов.

9. Жужжащее чтение.

10. Ежеурочные пятиминутки чтения.

11. Чтение пред сном.

12. Многократность чтения.

Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения.

Многие приёмы нам давно знакомы, но стоит им дать новое название – и действовать они начинают иначе.


«Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

«Какография». 

Какография (греч., от kakos – дурной , и grapho – пишу) – особый способ обучения правописанию, состоящий в том, что ученику дают списывать текст, намеренно испещрённый ошибками, побуждая его при этом исправлять их. И хотя этот приём применяли на уроках языка во второй половине XVIII века, но уже в первой половине XIX века его стали использовать и на уроках литературы [5 24].

Лэпбук (lapbook)

В дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.   

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А сдругой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Список литературы

1. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в страну Книги. – М., 2011. - С. 99 - 101.

2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., Просвещение, 1991. – 32 С.

3. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.

4. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. - №2.

5. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. -1989. - №7 - С. 24-27.

6. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. -2001. - №6 - С. 24-46. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!