СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии деятельностного подхода – на уроках физической культуры».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии деятельностного подхода – на уроках физической культуры».»

Опыт работы учителя физической культуры

МБОУ Зимовниковской СОШ №1

Богомазова Дмитрия Сергеевича

Тема: «Использование технологии деятельностного подхода – на уроках физической культуры».

Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности — субстанция общественной жизни.

Виссарион Григорьевич Белинский

Эти слова сейчас мы очень часто слышим: деятельность, деятельностный подход. А что это? Думаю, каждый механически определяет сам для себя. Мы это знаем из курса обучения. Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение обучающегося в процессе обучения. Возникает вопрос: как создать на каждом уроке условия для каждого обучающегося, чтобы он был активным субъектом деятельности и выйти на результаты, провозглашенные ФГОС. Это самое сложное, что надо воплотить учителю на уроке.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования и саморазвития, воспитав в конечном итоге человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Константин Дмитриевич Ушинский определил данное понятие ярко и эмоционально: "Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей".

Поэтому чтобы достичь определенных результатов я выстраиваю педагогический процесс как совместную деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Чтобы выстроить целостную систему я поставил цель: создать организационно-педагогические условия для развития каждого обучающегося на уроке.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  • изучить концептуальные основы содержания технологии деятельностного подхода;

  • выявить эффективность данной технологии, обеспечивающей достижение высокого уровня физических и духовно-нравственных качеств личности.

  • смоделировать структуру урока, включающую все требования использования технологии деятельностного подхода.

Для себя я определил, что учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания и выделил следующую структуру урока, с последующим моделированием: (Слайд)

1) Организационный момент.

2) Актуализация знаний.

3) Проблемное объяснение нового знания.

4) Первичное закрепление во внешней речи.

5) Самостоятельная работа с самопроверкой.

6) Включение нового знания в систему знаний и повторение.

7) Рефлексия. Итог урока.

На этапе организационного момента определяем с обучающимися цели и содержательные рамки урока, организую осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке с помощью мотивирующих приемов. Пришел к выводу, что показ видеофрагментов, использование метода проблемного и наводящего диалога, подводящих обучающихся к теме урока и постановке цели дает положительный результат.

На этапе проблемного объяснения нового знания внимание обучающихся обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируем цель и тему урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового знания.

Для реализации первичного закрепления применяю игровые и соревновательные методы, использую музыкальное сопровождение, соответствующее темпу выполняемых упражнений, даю возможность обучающимся самостоятельно выбирать упражнения из числа предложенных. Это позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении, учитывать индивидуальные особенности обучающихся и повышать мотивацию и желание заниматься тем, что нравится ученику. Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся применять полученные знания на практике. Таким образом, обучающиеся не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой, организую самоконтроль усвоения нового учебного содержания, при этом одновременно новый способ действия переводится в личный план обучающегося. Считаю, что эффективными и доступными приемами при выполнении самостоятельной работы являются:

— изменение количества повторений одного и того же упражнения;

— изменение суммарного количества упражнений;

— изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

— увеличение или уменьшение амплитуды движений;

— выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);

— изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);

— проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

— варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

— увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

На этапе проведении рефлексии фиксируем с обучающимися, что было для них интересно, что вызывало трудности и почему? Что нового они сегодня узнали и, конечно, уточняем личностную значимость изучаемого материала. Почему это важно в повседневной жизни? Как вам это пригодится в дальнейшем? При выставлении отметок организую самооценку учебной деятельности и совместно с обучающимися выводим итоговые отметки за урок, учитывая мнение других участников.

Сначала было заметно, что обучающимся сложно сформулировать свою мысль, поставить цель работы на уроке. Без осознанного целеполагания задачи урока не могли быть решены. Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов. Это методы: деятельности; системности; минимакса; психологического комфорта; творчества. Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития. С применением метода проблемного и наводящего диалога ситуация стала меняться в лучшую сторону. Конечно не все еще удается, но я продолжаю развивать свои профессиональные качества в процессе самообразования. На сайте https://ds200808.wixsite.com/dbogomazov размещаю информацию по данной теме, обмениваюсь опытом по внедрению данной технологии, принимаю активное участие в работе школьного и районного МО учителей физической культуры: провожу открытые уроки на школьном и районном уровнях, представляю свой опыт работы по внедрению технологии деятельностного подхода.

Эффективность применения технологии подтверждают результаты анкетирования педагога-психолога, показывающие повышение мотивации обучающихся на уроках физической культуры, отзывы родителей обучающихся, самих обучающихся, результаты медицинских осмотров, отзывы коллег.

В дополнительном образовании как тренер-преподаватель я также применяю ТДП. Там мотивация – достижение высоких спортивных результатов. Поэтому, не меняя структуру занятий, изменяю только содержательную часть, увеличивая физическую нагрузку.

Одному мне бы не удалось добиться результатов, мне удалось выстроить систему взаимодействия с коллегами, с педагогом-психологом, медицинским работником, позволяющую добиться высоких результатов деятельности.

Я увидел, что применение технологии деятельностного подхода позволяет обучающимся: развивать физические качества; укреплять здоровье, воспитывая необходимость в здоровом образе жизни; научиться критически относиться к собственным познаниям; достигать результатов, соответствующих их индивидуальным особенностям; ставить цели, как на долгий срок, так и на короткий период; развивать коммуникативные умения и навыки. А мне - создать положительное эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, анализировать собственные возможности в достижении цели; формировать культуру сохранения и укрепления физического здоровья средствами физических упражнений.

Хотя мой стаж небольшой, и я только вначале пути, у нас есть значимые результаты работы:

- успешное участие обучающихся МБОУ ЗСОШ №1 в соревнованиях по различным видам спорта:

- I место в общекомандном зачете районной военно-спортивной игры «Зарница» 2017;

- Победитель первенства РО по боксу, 2016, 2017, 2018 года;

- Победитель первенства ЮФО по боксу, 2016, 2017, 2018 года;

- Победитель и призёр первенства России по боксу, 2018 года;

- Обучающиеся стали победителями первенства Европы по боксу, 2018 года;

-Районные спартакиады по футболу 3место 2019 год, 1 в 2018,

-Районные спартакиады по кроссу (Осенний кросс, Шиповка юных) –победители, призеры 2017-2019 годы;

-Подготовка обучающихся к сдаче норм ГТО, к фестивалю ГТО.

- активное и эффективное участие обучающихся в движении «Олимпийское Образование Дона» на районном и областном уровнях;

- массовый охват обучающихся школы (до 72%) занятиями в спортивных группах МБУ ДО ДЮСШ по футболу, баскетболу, волейболу.

Анализируя полученные результаты применения базового уровня, в дальнейшем планирую продолжить работу по изучению и внедрению технологического уровня ТДП.