СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии детского экспериментирования как направления инновационной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная деятельность входит во все сферы жизни ребёнка, именно поэтому, детское экспериментирование является ведущим видом деятельностидетей старшего дошкольного возраста.  . Экспериментальная деятельность входит во все сферы жизни ребёнка, именно поэтому, детское экспериментирование является ведущим видом деятельностидетей старшего дошкольного возраста. 

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии детского экспериментирования как направления инновационной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО»»



Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №2 «Ромашка» ст. Гиагинской»

















Статья

«Использование технологии детского экспериментирования как направления инновационной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО»























Воспитатель: Коробкова Т. В.

«Использование технологии детского экспериментирования как направления инновационной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

Вступление

Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых эффективных технологий, способствующих развитию детского экспериментирования. Инновационная экспериментальная деятельность в детском саду становится одной из важных ступеней при подготовке старших дошкольников к школьному обучению. Экспериментальная деятельность входит во все сферы жизни ребёнка, именно поэтому, детское экспериментирование является ведущим видом деятельностидетей старшего дошкольного возраста.

Технология детского экспериментирования особенно актуальна, так как она развивает пытливость ума, детскую любознательность, формирует познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Актуальность развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста велика. Детское экспериментирование выступает тем методом, при помощи которого данная способность проявляется.

Развитие экспериментальных способностей детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем педагогики. Проблема развития познавательного потенциала ребёнка одна из главных образовательных задач. У каждого ребёнка свои индивидуальные познавательные способности, которые обнаруживаются в динамике их приобретения. Поиск эффективных средств, форм развития исследовательской деятельности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Цель работы: исследование технологии экспериментирования детей старшего дошкольного возраста, как инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации.

В начале проведения опыта работы были выделены ожидаемые результаты:

  • дети старшего дошкольного возраста вышли на более высокий уровень познавательной активности;

  • сформирована уверенность в себе;

  • обогатилась предметно-развивающая среда подготовительной к школе группы;

  • подобрана библиотека методической литературы по детской опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

  • практический материал адаптирован к условиям дошкольной образовательной организации.

Теоретической базой работы является исследования Н.Н. Поддъякова, в которых в качестве основного вида познавательно-исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование.

В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок любит экспериментировать, задаёт вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать. Обращается за помощью к взрослому, в случаях затруднений. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе». Ребёнок является исследователем. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из эффективных методов личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование можно рассматривать как способ познавательной деятельности дошкольников. Организация экспериментальной деятельности невозможна без создания соответствующей предметно-пространственной среды. Так, в подготовительной к школе группе мной создан центр «Экспериментирования», где находится стол с большими встроенными контейнерами, которые по мере необходимости наполняются водой, песком, землёй, снегом, глиной, камешками. Дополнительно в центре «Экспериментирования» находится песочный набор, игрушки для деятельности с водой. В группе отведено место, в котором дети свободно действуют и экспериментируют с природным материалом: минералами, глиной, камешками, пёрышками, ракушками, шишками, желудями, листьями, семенами. Материал хранится в коробках с крышками, чтобы уберечь его от пересыхания.

В группе создан центр «Мастерства», оснащённый инструментами, различными видами картона, бумаги, лоскутами ткани, кожи, пуговицами разных размеров, ножницами, красками, клеем и т.д. В центр «Мастерства» по необходимости вносятся элементарные приборы и предметы: весы, бинокль, часы, подзорная труба, приборы и предметы. В группе создан центр «Любознайка», который наполняется наглядным материалом: альбомами, картинками, книгами, картами, планами, детскими энциклопедиями «Всё обо всём», «Энциклопедия для дошкольников», «Я познаю мир» и др. В центре «Любознайка» «живёт» главный герой Незнайка, создающий разные проблемные ситуации, что наталкивает детей на поиск решения проблемы. В центре «Любознайка» помещена картотека опытов и экспериментов. Средством обучения технологии экспериментирования являлись графические опоры в виде схем и моделей. Графические опоры дали возможность оперировать ими и, таким образом, выполняли эвристическую функцию. Наглядность на этапе постановки проблемы способствовала длительному наблюдению и сохранению проблемной ситуации в сознании детей. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста включала следующие составляющие: выделение и постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения, опытов; обсуждение итогов, формулировка выводов.

Организация и проведение экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста осуществляется поэтапно. Первый этап - игровой. Цель этапа: активизация у детей потребности к экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность организуется мной в форме сюжетно-дидактической игры «Познайка». Для игры подбираю соответствующие атрибуты, материалы, необходимые для проделывания опытов, экспериментов. Действия в игре «Познайка» отражаем с детьми в дневнике наблюдений. В нём фиксируется содержание опытов и экспериментов, проводимых совместно с детьми. В отдельной графе записываем наиболее интересные высказывания детей. Второй этап - обучающий. Цель обучающего этапа: формирование у детей инструментальных навыков и умений (умение задавать вопросы, делать выводы). С детьми организуются «курсы юных учёных», на которых проводятся специальные упражнения «Познаём мир», «Похоже-непохоже», «Что будет, если…», «Что произошло?».

Для обучения детей экспериментированию организую серию элементарных опытов с бумагой, водой, песком, землёй, камнями, снегом. Это опыты типа «Дудочка из соломки», «Поплывёт, или утонет?», «Хлеб с плесенью», «Свойства вулкана», «Растим кристалл» и т.д. Третий этап – эвристический. Цель эвристического этапа: подключение детей к самостоятельному проведению экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность проводится с опорой на комплекс вариативных эвристических заданий, которые выполняются с помощью методов и приёмов. Созданная предметно-пространственная среда в подготовительной к школе группе позволяет детям принимать активное участие в экспериментальной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа над эвристическим этапом.

Использование технологии детского экспериментирования в ДОО даёт положительные результаты. У детей старшего дошкольного возраста сформированы умения ставить проблему; выдвигать гипотезу и строить предположения; умение планировать этапы своих действий; умение отбирать материалы и средства для экспериментальной деятельности; действовать в соответствии с алгоритмом; у детей появилась динамика делать выводы, обобщать и анализировать результаты, полученные в ходе эксперимента.

Выводы

При работе с детьми старшего дошкольного возраста формирование данных умений, является показателем успешности реализации технологии детского экспериментирования. То есть данные умения рассматриваются как результат технологии детского экспериментирования.



























Список литературы:

1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М.: «Мозаика-Синтез», 2013.

2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Савгир. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

4.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО. - М.: АРКТИ, 2011.