«Использование технологии дифференцированного обучения
на уроках математики при формировании у младших школьников умений решать текстовые задачи »
Текстовые задачи в математическом образовании играют очень важную роль, ведь являются средством обучения, воспитания и развития учеников. Но осуществление упомянутых дидактических функций возможно при условии, что ученики будут учиться решать текстовые задачи, следовательно, одной из приоритетных целей обучения младших школьников математике является формирование осознанного умения решать текстовые задачи.
Опыт показывает, что научить всех детей с разным уровнем обучаемости в одинаковые сроки невозможно, т. е система работы над задачей рассчитана не на конкретного ученика. Дети с низким уровнем обучаемости не справляются с решением задач, особенно составных. У них возникает боязнь выполнения задания, исчезает вера в свои силы, а порой школьники отказываются от решения задач вообще. Объективно существующие различия учащихся приводят к снижению уровня знаний у всех учащихся, не способствуют развитию ребят с ярко выраженными способностями. Следовательно, необходима такая организация работы над задачей, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость изменения содержания, методов, форм обучения. Подходом, который реализуется с учётом данных особенностей, является дифференциация в обучении. Она заключается в использовании разноуровневых заданий, используемых на уроках математики в начальной школе с целью формирования у учащихся умений решать тестовые задачи.
На уроках математики при решении текстовых задач, я делю учащихся по темпу овладения учебным материалом (М.И. Бурда, В.В. Дивак, Г.М. Литвиненко)
учащихся с высоким уровнем в группу высокого темпа (А),
учащихся со средним уровнем в группу среднего темпа (В),
учащихся с низким уровнем в группу низкого темпа (С),
Знакомство с текстовой задачей нового вида осуществлялось в форме дифференцированной фронтальной работы с классом. Рассмотрим фрагмент организации такой работы.
Фрагмент №1
На доске задача 2 конверта стоят 36 рублей. Сколько стоят 4 таких же конверта?
После ознакомления с содержанием задачи поднимают руку те учащиеся, которые знают способ решения задачи.(группа А).Они приступают к самостоятельному решению задачи, при этом получают карточку с дополнительным заданием: составь краткую запись к задаче в виде схемы.
С остальными учащимися задача снова разбирается, выделяются смысловые части условия, выясняется, что известно,что неизвестно, что нужно найти ,т. е. проводится работа над содержанием задачи.
1. О каких величинах идет речь в задаче? (Цена, количество, стоимость)
2. Сколько раз совершали покупку?(Два)
3. Что известно от первой покупки?(Что 2 конверта стоят 36 рублей)
4. Что известно от второй покупки?(Что купили 4 таких же конверта)
5. Что значит таких же конвертов? (По такой же цене)
6. Каков вопрос в задаче?(Сколько стоят 4 таких же конверта?»)
Соблюдается единство разбора и составления краткой записи, следовательно, одновременно появляется таблица.
| Цена | Количество кон. | Стоимость |
1. | Одинаковая | 2 | 36 рублей |
2. | Одинаковая | 4 | ? |
На этом этапе появляется еще одна группа учащихся, понявших как решать задачу(группа В). Они приступают к самостоятельному решению задачи, им выдается карточка с дополнительным заданием: придумай аналогичную задачу.
С остальными учащимися (группа С) проводится поиск пути решения и составления плана решения задачи.
Им задаются вопросы:
Если 2 конверта стоят 36 рублей что мы можем узнать?(сколько стоит один конверт)
Если мы узнаем цену одного конверта, что мы можем узнать?(Сколько стоят 4 конверта)
После решения задачи всеми учащимися проводится обобщение решения задачи, проверка дополнительных заданий. На доске показывается способ составления краткой записи в виде схемы.
Учащимися группы В придумана аналогичная задача:
« 3 открытки стоят 18 рублей. Сколько стоят 5 таких открыток? »
Далее для закрепления проводится дифференцированная самостоятельная работа, включающая в себя разноуровневые задания, разделенные по уровню сложности. Для ее реализации учащимся предлагались карточки:
1. Синяя карточка для учащихся группы С (группа низкого темпа)
Желтая карточка для учащихся группы В (группа среднего темпа)
Зеленая карточка для учащихся группы А (группа высокого темпа ).
В 8 коробках 48 карандашей. Сколько карандашей в 5 таких же коробках?
Учащимся группы С выдается карточка №1:
Домашнее задание также подвергалось дифференциации. Она осуществлялась по объему заданий и его сложности.
Для формирования частных умений:
Умение решать текстовые задачи разными способами.
Умение выполнять краткую запись в процессе решения
Умение решать текстовую задачу по действиям с пояснениями.
Умение поэтапно решать текстовую задачу.
также использовались разноуровневые задания, обучающего характера, которые предлагались учащимся на карточках.
В процессе обучения мною установлено, что в результате систематической организации дифференцированной работы на уроках математики при формировании у младших школьников умений решать текстовые задачи уровень соответствующих умений у учащихся класса существенно повысился .