Урок русского языка в 7 классе
Тема: Развитие речи . Сочинение «На берегу моей реки»
Цель урока: Развитие устной и письменной речи обучающихся; овладение универсальными учебными действиями как возможность самостоятельного успешного усвоения школьниками новых знаний, умений и компетентностей . Тип урока: развитие речи, урок-сочинение Вид урока: урок-мастерская на основе краеведческого материала
Орг. момент.
-Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на хороший результат и создадим на уроке атмосферу творчества.
Индукция. Работа по теме урока. На доске написаны слова
Речка, водопад, океан, омут, глубоко, ледяная, илистый, мутный, стремительно.
-Выберите слово, которое вам понравилось, самое доброе слово, теплое, красивое, притягательное.
3.Социализация (Речка) Запишите к нему созвучные слова, сходные по смыслу или те , которые рождаются по ассоциации(в левый столбик) В правый столбик запишите глаголы, передающие движение реки.
Представьте, что вы речка. В 3-4 предложениях расскажите о себе.
-Хочется продолжить работу?
Тема нашего урока (формулируют дети). Сегодня мы попробуем рассказать о нашей реке Лекме, описать ее и что происходит в наших душах, когда мы сидим на берегу и смотрим на воду.
Чтобы о чем –то рассказать , надо знать хотя бы чуть-чуть об истории предмета, поэтому я попросила Полину, члена совета историко- краеведческого музея нашей школы познакомить нас с «биографией» Лекмы.
Наша река Лекма . называется Лекма. В переводе с удмуртского «ЛЕК» означает «быстрое течение». Именно по Лекме приплыл сюда первый человек, основавший наше село. Его звали Ука. Река тогда была глубокой, широкой и полноводной. По ней на небольших судах приплывали сюда купцы с товарами . Еще в XIX веке по Лекме сплавляли лес, здесь было много водяных мельниц, а в середине XX века стояла электростанция, которая вырабатывала электричество для села .
- А какова наша река сегодня? Ответ на этот вопрос можно найти в стихах поэта- земляка Ф. Васильева. (Читают подготовленные уч-ся)
Друг сказал:
-Да она с вершок!-
Друг сказал:
-Совсем не видна
Ширина – на один прыжок.
На одну ладонь –глубина.
Ты и вправду не широка,
Моя маленькая река.
Только гладь ты
И только тишь
Но на месте ты не стоишь!
И в волнах огромной реки,
Той, которой прекрасней нет,
Ты, насмешкам всем вопреки,
Оставляешь свой слабый след.
- Это стихотворение Ф. Васильев написал о Мое. Но наша река сейчас тоже небольшая, но она несет свои воды в великую реку Волгу.
Река трепещет лентой голубой,
Торопится в неведомые дали
,Бежит река, любуется собой,
И ей, видать, совсем не до печали.
Вдоль перелесков, взгорков и полей
Бежит река, того не понимая,
Что на Земле не сыщется милей
Родимого , покинутого края.
Бежит река, не ведает река,
Что никогда назад ей не вернуться.
Об этом знают только берега,
И берега на месте остаются.
-Стихи о реке можно найти не только у Ф.Васильева. Образ реки можно найти в творчестве , пожалуй, любого пота. Этот же образ присутствует и на полотнах художников
Слайды с изображениями картин Нестерова, Ряудова, Куинджи. Детские работы.
3.Самоконструкция. Работа в паре.
-Почему же река привлекает внимание поэтов, художников, наше с вами? В чем причина притягательности?. Что значит река в жизни человека?
(ответы детей)
4. Разрыв
- А сейчас мы предоставим слово экологу (подготовленный уч-ся)
У В.Пескова есть замечательные слова « Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что именно мы с тобой, именно сегодня ответственны перед теми, кто выйдет на берег нашей речки через 100 лет? Рек незначительных нет, и без самой маленькой речки не будет и самой большой»
По территории Удмуртии протекает множество рек и речек. Среди них небольшая река Лекма. Начинается она в Красногорском районе и впадает в Чепцу. Длина реки- 127 км. В Лекму впадают небольшие реки: Чура, Сада. Значение её в жизни человека велико. Вода используется в сельском хозяйстве, в промышленном производстве, в Лекме мы ловим рыбу, купаемся. Хотя и небольшая наша река, но воды ее, к сожалению, загрязняются, как и все воды Удмуртии. Каковы же причины загрязнения вод?
Сток навозной жижи в реку.
Сбросы отходов и мусора
Загрязнение нефтепродуктами
Загрязнение смываемыми с полей в весенне-осеннее время минеральными удобрениями.
Рассмотрим данные причины подробно. В нашем КФХ «Ярославцев» выращивают крупный рогатый скот. С ферм навоз попадает в реку, особенно в половодье. Река загрязняется, происходит «цветение» воды, т.е. бурный рост мелких водорослей. Иногда водорослей бывает настолько много , что они из-за недостатка питания опускаются на дно , начинают гнить. Этот процесс «съедает» кислород в воде, может довести его содержание до нуля, что отражается на жизни рыб, вызывает их массовую гибель или замор.
Во время весеннего половодья в реку попадает много мусора , нечистот. Люди стараются устанавливать канализационные трубы ближе к реке. Весь мусор вываливают в канавы, а весной когда тает снег, талыми водами мусор смывается в реку.
Мытье в водоеме автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов ведет к образованию на поверхности реки нефтяной пленки, непропусканию через нее кислорода, а это, в свою очередь, ведет к замору рыбы.
Чтобы сохранить Лекму чистой, надо устранить причины, загрязняющие реку.
Водоемы полезны только в том случае, если они чистые. Загрязненные, они могут причинить вред здоровью населения, стать одним из путей распространения инфекций.
-Невольно вспоминается еще стихотворение Ф.Васильева.
А Моя -река высыхает.
Рукою достанешь до дна
О помощи не взывает
Решила бороться одна.
Еще берега не забыли,
Как шумно встречали приток.
Но речку Уклад задушили
Трава и прибрежный песок
В предчувствии новой утраты
Все жалобней речка журчит.
Не будем ли мы виноваты,
Коль в горе она замолчит?
-Все мы живем на берегу реки. У каждого есть любимое место на речке. Представьте себя на берегу . Чем привлекло вас именно это место? Расскажите нам. А потом сядьте на бережок и помолчите, подумайте. О чем ваши мысли? Что вас беспокоит? Расскажите, доверьте бумаге свои мысли. Напишите о том, что подсказывает вам ваше сердце. А нашу работу назовем «На берегу моей реки»
4. Самостоятельная работа. Написание сочинения.
5. Рефлексия. Впечатление от урока.