СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии модульного обучения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии модульного обучения в начальных классах»











ДОКЛАД

«Использование технологии

модульного обучения в начальной школе»

















Левина О.Н.,

учитель начальных классов



2021

Вступление.

Современный учитель ищет новые подходы, методы и приёмы для организации качественного процесса обучения, в результате которого ученик начальной школы должен научиться самостоятельно и максимально продуктивно работать с информацией. Такую возможность предоставляет технология модульного обучения

(Слайд1) Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному и сочетает в себе достижения программированного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий.

Идеи модульного преподавания берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых, таких как Дж. Расселла , Б. и М. Гольдшмид , К. Курха , Г. Оуeнса. Толчком к введению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО. Она проходила в Париже в 1974 году. Она советовала «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям». Данным требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение. Оно позволяло гибко строить содержание из блоков, соединять различные виды и формы обучения, выбирать наиболее оптимальные из них для определенной группы обучающихся, которые получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

В отечественной дидактике авторами идеи технологии модульного обучения общепризнанны П. Я. Юцявичене и Т.И. Шамова.

К настоящему времени разработано и успешно используется много различных вариантов технологии модульного обучения. Разрабатываются все новые и новые модульные программы, модульные учебные пособия, модульные учебные курсы. Модульное обучение, как технология, в ее различных вариантах и модификациях применяется не только в вузах, но и в средних общеобразовательных школах, в колледжах и техникумах, в институтах повышения квалификации специалистов, в бизнес – школах.


Характеристика технологии модульного обучения

(Слайд 2) Сущность модульного обучения состоит в том, что дети полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигают конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем

Модульное обучение – это обучение, при котором учебный материал разделен на информационные блоки-модули. Методика подобного преподавания построена на самостоятельной работе обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с установленной целью обучения


(Слайд 3) Главный компонент структуры в этой технологии – информационный модуль.

Модуль это отдельный блок, содержащий теоретический материал, тренировочные задания, методические советы для обучающихся. Составляющий компонент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки, либо взаимопроверки. Благодаря изучению модуля ученики добиваются конкретной дидактической, либо педагогической цели.

(Слайд 4) Модуль состоит из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

  • банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, текстов;

  • методическое руководство по изучению материала (достижению целей);

  • практические занятия по формированию необходимых умений;

  • комплекс оборудования, инструментов, материалов;

  • диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле

(Слайд 5) Модульное обучение основано на следующей основной идее: обучающийся должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют: модульный урок, модульная программа, модульное планирование учебного материала.

Роль преподавателя:

Учитель разбивает учебный материал на блоки, составляет модульную программу, разрабатывает модульные уроки

Главная цель – организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс, оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.

(Слайд 6) Достоинства МО для детей :

• Самостоятельное освоение учебного материала.

• Психологическая комфортность на занятиях.

• Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.

• Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.

Преимущество для учителя

• На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.

(Слайд 7) Недостатки МО

• Высокий темп выполнения заданий.

• Не все обучающиеся умеют работать самостоятельно. Они должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей.

Основные трудности для учителя

• Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил.

• Необходим высокий уровень профессиональной компетенции.

(Слайд8) Конечно, в начальных классах модульную технологию в «чистом виде» использовать нельзя. Дети должны постепенно, шаг за шагом осваивать новые виды самостоятельной учебной деятельности, так как они еще не владеют приемами самообучения, у них не сформированы навыки самоконтроля, они не умеют работать с книгой самостоятельно. Поэтому возраст школьников, которые эффективно смогут работать в технологии модульного обучения – 13-14 лет. Но можно применять адаптированные к данному возрасту элементы модульного урока.

Это парная (общение в парах постоянного состава) и групповая формы работы (общение в группе) по поставленным целям.

(Слайд 9) Одним из важнейших компонентом модульной технологии является модульный урок

-как составной элемент модульной программы .

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить,

что он должен продолжаться не менее двух академических часов


(Слайд10) При составлении плана модульного урока,

учитель должен придерживаться следующего алгоритма:

  1. Формулировка темы урока.

  2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов

обучения.

3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные

учебные элементы и определение цели каждого из них.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Определение способов учебной деятельности учащихся.

6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.

7. Составление модуля данного урока, его распечатка


(Слайд 11) Рассмотрим структуру МО на примере урока по окружающему миру в 4 классе. Почему 4 класс? Дети этого возраста уже обладают способностью самостоятельно изучать теоретический материал, делать выводы.

1.Тема: «Природные зоны России. Раздел «Природа России»

2.Ставится главная точная цель всего модуля-

«Изучение основных природных зон России»



3.Обязательно проводится входной контроль перед изучением модуля. Это может быть простейший тест или небольшая викторина, которая покажет,какие знания у детей по данной теме уже имеются.

4. Затем модуль разбивается на отдельные учебные элементы и ставятся перед детьми конкретные задачи.

(Слайд 12)

Задача 1

На контурной карте найти и отметить природные зоны России( с севера на

юг ) цветными карандашами, как на физической карте природных зон. Все зоны подписать




(Слайд 13) Задача 2.

Опираясь на материал учебника составить общую таблицу. Ученики работают самостоятельно в парах. Изучают материал учебника и записывают в таблицу. Учитель координирует самостоятельную работу, дает индивидуальные консультации, направляет. Это дает возможность больше работать со слабыми учениками.



Название природной зоны

Особенности природы, характеристика географического положения 

Животные и растительный мир

Использование природы данной зоны человеком. 

Экологические проблемы и охрана природы

 








5. (Слайд 14) Ученик самостоятельно проверяет работу по эталонам решений, причем эталон ученик получает, когда решит все задания учебного элемента. Исправляет ошибки. Оценивает свои знания по баллам (можно использовать взаимопроверку).

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент

(этапы работы)

Кол-во баллов по номерам заданий

Итого (кол-во баллов)

1

2

3

1.Проверка изученного материала

2.Изучение нового материала

3.Закрепление нового материала

Итого:

Оценка:







(Слайд 15) Ученик - главный работник на уроке. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности. Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывает им необходимую помощь и поддержку. Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает.



Учителю, только начинающему знакомство с технологией модульного обучения нет необходимости разрабатывать модульное обучение на целый год, можно начать разработку модульной программы на небольшую тему.

Отдельный модуль можно прописать в произвольной форме, соблюдая золотые учительские правила: учащемуся должно быть все понятно, достаточно проблемно, не перегружено информацией и интересными фактами и предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории.

Используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью обучающихся. Модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, а ученику возможность саморазвития, самореализации. В то же время эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от обучающегося напряженного труда. Обучающиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.