СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии мотивационного консультирования при организации профилактической работы в учреждении образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка.

Нам очевидно, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением, детей находящихся в конфликте с законом.

        И основная цель, которая стоит перед нами: усовершенствовать систему оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного подростка.

Одним из эффективных подходов в организации работы с подростками, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, является «Мотивационное консультирование» или «Мотивационное интервью».

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии мотивационного консультирования при организации профилактической работы в учреждении образования»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка.

Нам очевидно, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением, детей находящихся в конфликте с законом.

И основная цель, которая стоит перед нами: усовершенствовать систему оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного подростка.

Одним из эффективных подходов в организации работы с подростками, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, является «Мотивационное консультирование» или «Мотивационное интервью».

Любой специалист, взаимодействующий с трудным подростком и замечающий его проблемы, старается помочь ему с ними справиться. Но, чаще всего, мы сталкиваемся с достаточно сильным отстранением со стороны подростка – «Мне помощь не нужна. Проблем у меня нет. Вы не понимаете современную молодежь. Сейчас все молодые так живут».

Что это? Желание скрыть проблему?

Желание не подпускать к ней взрослых?

Или желание не бередить больное?

Да, все эти причины возможны. Но все эти причины существуют в контексте того, что подросток все-таки осознает у себя наличие проблемы.

Но чаще бывает по-другому – чаще подросток просто не видит у себя проблем.

«Пропускаю школу – ну и что, успею нагнать потом».

«Курю – ну и что, сейчас все курят».

«Грублю людям – ну и что, они этого заслужили».

Как начать работать с подростком еще до того, как он осознал наличие у себя проблемы?

Как помочь ему сделать первый шаг на пути своего изменения?

В данном случае помогает техника мотивационного консультирования или мотивационное интервью.

Мотивационное интервью – это психологический метод, который формирует у человека желание изменить что-то в своей жизни. Цель которого: побудить учащегося стать активным участником процесса изменений, пробуждая его внутреннюю мотивацию к изменениям.

Что бы применение данного метода было эффективным, необходимо усвоить основные положения мотивационного интервью.

1. Мотивация к переменам должна исходить от самого подростка, а не навязываться ему со стороны.

2. Проговорить противоречия в собственной жизни и попытаться их разрешить — это задача подростка, а не педагога.

3.Убеждение «в лоб» — неэффективный способ преодоления противоречия.

4.Интервью ведется педагогом в спокойном и побуждающем к рассуждению со стороны подростка стиле.

5. Педагог направляет подростка в разговоре, помогая ему изучить противоречивую ситуацию в своей жизни и найти решение.

6.Готовность к изменению — это не черта характера человека, а изменчивый результат межчеловеческого общения.

7. Педагог и подросток выступают не с позиций «эксперт-адресат», а с позиций партнеров или товарищей.

Используя технику мотивационного интервью, надо соблюдать

4 принципа.

Принцип ПРИНЯТИЯ. Принимаем подростка таким как он есть.

Принцип ПАРТНЁРСТВО. Общаемся на равных. Ищем вместе мотивацию на изменения. Не ставить себя выше.

Принцип СОСТОРДАНИЕ. Все что мы делам, делаем в интересах нашего подростка.

Принцип НАДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ. Признание, что подросток сам решает, как ему жить.

Только ты решаешь, как тебе жить дальше. Только ты решаешь, что ты будешь делать. Только ты устанавливаешь цель, к которой будешь идти.


При проведении мотивационного консультирования нам необходимо чётко понимать в какой стадии изменения находится подросток.

В мотивационном консультировании выделяются шесть стадий изменения поведения человека:

1 стадия ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБДУМЫВАНИЕ

Подросток считает: Мне не нужно меняться.

На данной стадии подросток сопротивляется изменениям.

Он не видит проблемы, или осознаёт её как незначительную.

2 стадия СОЗЕРЦАНИЕ

Подросток считает: мне не нужно меняться, но уже думает об изменении.

«Может быть у меня есть проблемы»

Подросток ещё не уверен, что хочет измениться, но произошедший инцидент заставляет его обратить на себя внимание.

3 стадия ПОДГОТОВКА

Подросток считает: я изменюсь, но откладывает шаги к изменению.

Подросток уже “подготовлен действовать”, но ещё надо всё тщательно спланировать, желая достигнуть наилучшего результата.

4 стадия ДЕЙСТВИЕ

Подросток меняется. Изменения видны.

Это ещё не результат, но уже путь к изменению.

Подросток начинает менять своё поведение (например, перестаёт покупать сигареты).

5 стадия ЗАВЕРШЕНИЕ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ)

Подросток изменился.

Учащийся успешно изменил своё поведение и достиг целей, которые перед собой поставил. (Обычно это происходит через 6 месяцев)

6 стадия СРЫВ (рецидив) (необязательная стадия изменений)

Подросток вернулся к своим старым привычкам.

Срыв может произойти на любой стадии процесса изменения.

От того, в которую из стадий вернется подросток, зависит то, как он осознает свой срыв.

Очень важно подготовить человека к возможному срыву, чтобы он мог воспринять его как этап процесса, а не как неудачу.

На первых двух этапах работы (предварительное обдумывание, созерцание) мы работаем с подростком еще не над решением проблемы, а над тем, чтобы помочь подростку осознать ее наличие и помочь ему увидеть свои ресурсы по ее изменению. А это очень тяжелая задача! Ведь нам хочется побыстрее избавиться от проблемы!

И все-таки надо признать, что несоблюдение последовательности воздействий на подростка приведёт к тому, что подросток откажется от работы, а мы еще раз признаем его трудным!

1. процесс ВОВЛЕЧЕНИЕ (10-15 мин.) если подросток настроен 5мин.

Первая задача, которую мы ставим перед собой, проводя мотивационное интервью — создание альянса. Мы делаем так, чтобы подросток доверял нам и верил, что беседа будет ему полезна. Если об этом не позаботиться, никакие техники мотивации не сработают. Без доверия подросток будет открыто сопротивляться или проявлять пассивную агрессию. Возможно, он будет вежлив и давать социально-приемлемые ответы. Но для мотивирования нужны искренние ответы, которые может дать только активный, вовлеченный человек. И первый процесс в мотивационном интервью так и называется: вовлечение.

Подросток должен понять, что он нам доверяет. И может с нами обсуждать свои проблемы.

Надо показать, что мы понимаем подростка. Проявить эмпатию.

Что бы создать быстро и эффективно вовлечение применяем 4 навыка вовлечения:

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - это вопросы, которые побуждают человека подумать перед тем, как ответить, и дать развернутый ответ,
а не просто ответить «да» или «нет», что позволяет человеку говорить о проблемах со своей собственной точки зрения.

- Что вас привело сегодня ко мне?

- Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация?

АФФИРМАЦИЯ

Говоря с человеком мы ищем и говорим ему о его сильных качествах, о положительных намерениях, прошлых успехах.

РЕФЛЕКСИЯ (ПРОГОВАРИВАНИЕ, ОТРОЖЕНИЕ)

Это когда мы повторяем то, что сказал учащийся, своими словами и в форме утверждения, а не вопроса. Этим мы побуждаем его продолжить говорить. Рефлексивное слушание помогает успокоиться и почувствовать, что его понимают.

- Другими словами, ты считаешь, что…

-Правильно ли я понял…

- Я слышу, как ты говоришь…

Рефлексивное слушание помогает уточнить, что говорит учащийся, рассмотреть возможные изменения.

Подросток говорит, что ему некогда, ему надо бежать.

Мы говорим: «Я поняла, что ты очень занятой человек».

Мы должны показать подростку, что мы его понимаем.

ОБОБЩЕНИЕ

Очень важно сделать обобщение. Обобщаем все, что сказал до этого в виде краткого рассказа.

Когда подросток отвечает на открытые вопросы, он слышит себя.

Когда делаем рефлексию – он слышит эту мысль второй раз.

И когда делаем обобщение – он слышит эту мысль в третий раз.

Почему это важно.

Это укладывает по полочкам его проблему.

Важно в обобщении ничего не добавлять от себя. А только то, что сказал подросток.

Вовлечение занимает 5 -15 минут. Бывает, что вовлечение занимает всё консультацию. И нельзя идти дальше, если подросток не понимает проблемы, спорит, огрызается, агрессивничает и не хочет общаться. Мы просто остаемся на этом этапе.

Предлагаем поговорить на эту тему в следующий раз.

Если человек вовлечён, открыто рассказывает, развивает тему, он искренен. Ему интересно.

Мы переходим к следующему процессу.

2 процесс ФОКУСИРОВАНИЕ

Фокусируемся. Определяем проблему, которую будем обсуждать. Фокусирование — второй процесс мотивационного интервью. Во время него подросток отвечает для себя на вопрос: «Что менять?».

Если подросток проговаривает много проблем сразу. Нужно определить главную проблему.

Обсуждаем все проблемы. Показываем подростку, что все его проблемы важные. Составляем карту проблем. И определяем главную, которую будем обсуждать сегодня. А к остальным вернёмся на последующих консультациях.

«Если вы не против, в оставшееся время консультации поговорить о …»

Способность фокусироваться, способность договориться о цели, вносит самый весомый вклад в эффективность. Тот у кого не получается договориться о цели беседы, скорее всего эффективным не будет.

3 процесс ПОДУЖДЕНИЕ.

Побуждение 1. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

После того, как мы построили с подростком доверительные отношения и договорились о том, что менять, мы переходим к поиску и усилению внутренней мотивации. Для этой работы нам необходимы знание о том, что такое амбивалентность и умение классифицировать высказывания подростка. Амбивалентность — свойство человеческой психики одновременно хотеть противоположных вещей. Все мы перед лицом изменений испытываем борьбу мотивов. Мотивация заключается в преодолении амбивалентности в положительную сторону. Во время беседы классифицируем все высказывания подростка на те, что «За» изменения и те, что «Против». И стараемся сделать так, чтобы высказываний «За» было больше.

Как этого добиться?

Мы ищем все мотивы, причины, желания, необходимость, возможности, которые есть для изменения, исследуем его решимость.

Нам необходимо у подростка повысить мотивацию.

Как это сделать?

У человека есть два противоречивых желаний (амбивалентность). Хочет бросить и хочет продолжать.

Когда повышаем мотивацию у подростка, мы видим, что все его высказывания идут с какой-то части амбивалентности.

Необходимо классифицировать все высказывания с точки зрения поддерживает он изменения или против, желает ли оставить всё как есть.

Почему важно классифицировать? Потому что, чем больше подросток говорит в поддержку изменения, тем более вероятно, что он измениться (это статистика, факт).

Как сделать так, что бы в поддержку было больше фактов? Необходимо применять определённые техники.

Техника «Открытые вопросы»

Задавать такие открытые вопросы, отвечая на которые подросток высказывается в поддержку изменений. Подросток сам себя мотивирует.

Техника «Вопросы о крайностях»

Скажи, что будет самое хорошее, если ты изменишься…?

Скажи, что будет самое плохое, если ты не изменишься…?

Техника «Взгляд вперёд – назад»

Представь, что ты изменился и прошло два года.

Расскажи, как измениться твоя жизнь.

Что было хорошего в твоей жизни, когда ты… ?

Техника «Линейка важности»

Если оценивать важность этого изменения для тебя, то 10 –это самое важное в твоей жизни изменение, а 0 – это совсем не важно.

На сколько важно тебе измениться на данный момент?

Почему тебе важно на … (8), а не на … (5).

Побуждение 2. МОТИВАЦИЯ

Услышав от подроста о его причинах для изменений, стремимся усилить эти высказывания. Каким образом?

Первый вариант. Например, прошу рассказать об изменениях подробней. Или привести пример.

Чем больше человек рассказывает о том, почему и зачем ему надо меняться, тем больше он себя мотивирует.

Исследования показывают, что чем больше подросток говорит высказываний «За» изменения, тем вероятней, что эти изменения произойдут. Мы не можем заставить подростка измениться.

Если подросток говорит в пользу изменений, мы применяем аффирмацию.

Затем делаем рефлексию. Высказываемся в поддержку изменений.

Важно запомнить все высказывания в поддержку изменений. Для того, чтобы обобщить в виде краткого рассказа.

Побуждение 3. ПОВЫШЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ

Часто бывает, что причин для изменений много, а уверенности в своих силах осуществить их нет. И тогда подросток даже и не думает что-то менять. В этих случаях повысить у подростка уверенность в себе — наша основная задача. Здесь приходят на помощь такие техники, как линейка уверенности, разговор о прошлых успехах и обсуждение сильных качеств.

Техника «Линейка уверенности».

Скажи, если ты решишься на это изменение, на сколько ты уверен, что это получиться, где 0 - совсем не уверен, а 10 - уверен на 100 процентов.

Если подросток говорит низкую цифру, значит у него низкая уверенность. Значит нам нужно повысить у него уверенность.

Что может повысить эту уверенность?

Техника «Разговор о прошлых успехах»

Какие в прошлом у тебя были успехи?

Была ли в твоей жизни ситуация, которая бы, в какой-то степени напоминала ту, о которой мы говорим, но ты с ней успешно справился? В прошлом ты думал, что не сможешь, но смог?.

Техника «Обсуждение сильных качеств»

Какие качества тебе помогли справиться с трудностями в прошлом?

А сейчас эти качества смогут помочь?

В конце мы делаем обобщение всех причин. И задаём открытый вопрос: И так, что ты теперь думаешь делать?

4 процесс ПЛАНИРОВАНИЕ

Не в каждом интервью подросток готов переходить к планированию. Это зависит от той стадии в которой находится подросток. Если в предыдущей части было мало причин для изменения, то нет смысла переходить к планированию. Важно остановиться на том, что мы имеем. Мы останавливаемся, но оставляем дверь открытой.

Мы говорим: «Хорошо. Я буду всегда готова обсудить с тобой твою тему (проблему)» или «Если у тебя появятся какие-то мысли и ты будешь готов со мной их обсудить, я готова с тобой пообщаться».

Когда мотивация на достаточно высоком уровне переходим к составлению плана. Обсуждаем, что, в какие сроки, каким образом он будет менять.

План может быть коротким. А может состоять из многих пунктов.

Необходимо спросить, что ты уже знаешь по этому вопросу?

Что ты уже пробовал?

Надо постараться, что бы подросток сам попросил дать ему совет.

Можем дать совет и сами. Но перед тем как дать совет, обязательно спрашиваем разрешения.

Мы сами даем ему совет, но не один, а несколько, что бы у него был выбор.

Когда мы даем несколько вариантов, а он выбирает сам, тогда подросток не чувствует, что на него давят.

Затем обязательно спрашиваем, что он понял, из того что было сказано? Что он берёт для себе?

(Когда он говорит, он слышит сам себя и обещает сам себе.)

Проводя мотивационное консультирование не настаиваем на том, что у подростка есть проблемы и ему надо измениться. Не подменяем беседу чтением лекции, морали. Не навязываем диагностические ярлыки.

В заключение хочу сказать. Мы не можем повлиять на то, изменится человек или нет. У нас нет для этого инструментов. Но мы можем повлиять на то, как будет происходить наша беседа. И во время этой беседы подросток может лучше себя понять и увидеть выход из тупика, в котором находится. И в результате — измениться.

Вот поэтому, мотивационное интервью показывает свою эффективность во многих тысячах научных исследований и рекомендуется использовать как стиль консультирования при работе с трудными подростками.


8