СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе для развития речи обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе для развития речи обучающихся»

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе для развития речи обучающихся


«Самой большой творческой находкой в своей педагогической

деятельности считается тот миг, когда ребенок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии ».

В. Сухомлинский.


Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи.

Задача современной школы - подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь.

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его и физическое и психическое развитие.

Задача учителя создать ту окружающую среду на уроке, которая бы позволила обеспечить развитие ребенка, в том числе и речевое.

Реализовать это мне позволяет использование на уроках технологии проблемного диалога.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся: творческих способностей и логического мышления. Но оба вида диалога способствуют развитию речи обучающихся, умению слушать и вести диалог.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Сравнительная характеристика диалогов


Побуждающий

Подводящий

Структура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль


Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли

Признаки

- мысль ученика делает скачок к неизвестному

- пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

- пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

- возможны неожиданные ответы учеников

- почти невозможны неожиданные ответы учеников

- прекращается с появлением нужной мысли ученика

- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

Развитие творческих способностей, речи

Развитие логического мышления, речи


Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Технология постановки учебной проблемы.

Методы постановки учебной проблемы.

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

  2. Подводящий к теме диалог

  3. Сообщение темы с мотивирующим приемом

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Тип проблем

ной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более)

положениями


Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Между житейским

представлением учащихся

и научным фактом


Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

С затруднением

Между необходимостью и

невозможностью

выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено


Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Побуждение к осознанию противоречия


Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1

о фактах Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Сформулируйте проблему!

Прием 2

Сколько же в нашем классе мнений? Почему?

Прием 3

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Прием 6

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

ПРИМЕР. Окружающий мир, 4 кл., уч. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая (УМК «Перспектива»), тема «Великий путь». О развитии промышленности в России в конце 19в. начале 20в.

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Сообщение темы с мотивирующим приемом (обеспечивает принятие темы учениками)


1.«Яркое пятно»


- сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.д.); демонстрация непонятных явлений (эксперимент. наглядность)

2.«Актуальность»

- обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся


Технология поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Структура


Побуждение к

выдвижению гипотез

Принятие выдвигаемых гипотез

Побуждение к проверке гипотез

Принятие предлагаемых проверок

устной

практической

Общее побуждение


к любым гипотезам:

Какие есть гипотезы?

аргументу/ контраргументу:

Согласны с этой гипотезой? Почему?

к плану проверки:

Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка


к решающей гипотезе

к аргументу/ контраргументу

к плану проверки

Сообщение


решающей гипотезы

аргумента/ контраргумента

плана проверки



Рассмотрим несколько примеров на конкретных уроках.


Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правила переноса»

Анализ

Учитель

Ученики
















задание

на новый

материал





проверка

задания



побуждение к

осознанию




побуждение к

проблеме


тема

– Прочитайте слова на доске.

– Объясните орфограммы.

– Теперь я загадаю вам загадку. (Читает загадку о березе.)


– Напишу слово «береза» на

строке. (Продолжает запись.)


– Что же мне делать, ребята?

– А что значит перенести?





– Какой знак нужен?


– Помогите мне перенести

слово «береза». Работайте в

парах.


– Посмотрим, что вы предлагаете. (Фиксирует работу пар на заготовленном

шаблоне.)


– Задание было одно?

– А выполнили вы его как?




– Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?


– Верно. Тема урока сегодня

«Правила переноса слов».

(Фиксирует тему на доске.)

Соль, Анна, майка, объявил.

Объясняют.

– Это береза!



Наблюдают, что новое слово на строке не помещается

– Надо перенести.

– Одну часть слова оставить

на строке, а другую перенести на следующую строку.

– Знак переноса.


Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.


Видят варианты:

бер-ёза берё-за

бе-рёза берёз-а

(Проблемная ситуация.)


– Да.

– Мы выполнили по- разному.

(Осознание противоречия.)

– Как переносятся слова.

(Неточная формулировка

темы.)


Урок по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных».

Анализ

Учитель

Ученик

новый материал» для выдвижения гипотез




побуждение

к гипотезе






побуждение

к проверке

подсказка к

контраргументу



завершение

проверки




побуждение

подсказка к

решающей

гипотезе



побуждение

к проверке


завершение

проверки







вывод





учебник


На доске я написала столбики слов, они помогут нам

открыть новое правило.



– Какие у вас есть гипотезы?





– Вы с этой гипотезой согласны?

– Все слова с мягким знаком

одушевленные?


– Значит?





– Какие еще есть гипотезы?

– Что можно сказать о роде имен существительных?


– Как проверить эту гипотезу?



– Действуйте.

– Что же дала проверка?






– Сформулируйте правило.




– Проверим по учебнику.


Видят 2 столбика слов:

душ дочь

сторож мышь

муж речь


– В одушевленных существительных мягкий знак пишется: дочь, мышь. (Ошибочная

гипотеза.)

Молчат.


– «Речь» с мягким знаком, но

неодушевленное. (Контраргумент.)



– Правописание мягкого знака не зависит от того, одушевленное это существительное

или нет.

Молчат.

– В женском роде мягкий

знак пишется, а в мужском не пишется. (Решающая гипотеза.)


– Надо определить род имен существительных в каждом столбике. (План проверки.)

Работают по плану.

– Слова 1-го столбика мужского рода и без мягкого знака, слова 2-го столбика женского рода и с мягким знаком.

(Аргумент.)

Формулируют. (Открытие

знания.)




– Все верно.


Технологию проблемного диалога можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего - на уроках изучения нового материала.

Использование проблемно диалоговой технологии способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Технология проблемного диалога развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, ориентирует на комплексное использование знаний. Не малую роль данная технология играет в развитии речи. Обучающиеся учатся воспринимать устную речь, строить свои высказывания, вступают в диалог как с учителем, так и с одноклассниками.