СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены виды проектов, используемых нау роках окружающего мира в начальных классах, этапы работы над проектом.Приведен пример работы над проектом во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников.»

Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира

как средство самореализации младших школьников.

Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, мы всё чаще говорим о том, что традиционный подход к обучению школьников не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний. Мы знаем, что большинство учащихся в процессе обучения занимает пассивную роль. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник начальной школы не имеет навыка самостоятельной работы и не обладает творческой инициативой. Мы знаем, что только те знания, которые добыты исследовательским и творческим путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. В результате проведения начальной диагностики по определению уровня творческой самореализации, у учащихся класса, выяснилось, что только 23 % обучающихся имеют высокий уровень. Необходимость решать вышеназванные проблемы в своей педагогической практике подвигла меня к использованию проектной деятельности на уроках окружающего мира как новой современной педагогической технологии, позволяющей развивать творческие способности, соединяя в систему теоретические знания и практические умения младших школьников.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как учащиеся ещё слишком малы для проектирования. Но это возможно. Проектная деятельность учащихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

В основу метода проекта положена идея, направленная на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и поэтому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми.

В практике используются следующие виды гуманитарного проектирования:

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Экологическая неделя»).

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

- структурирование этапов выполнения проекта;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Основные этапы работы над проектом:

1этап – мотивационный:

Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы;

2этап - планирование деятельности по выполнению проекта:

определяются тема и цели проекта;

формулируются и уточняются задачи;

уточняется информация (источники);

вырабатывается план действий;

определяются средства достижения цели;

устанавливаются критерии оценки результата и процесса;

согласовываются способы совместной деятельности.

3этап - информационно- операционный (выполнение проекта):

Ученики:

собирают материал;

разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;

проводят исследование;

работают с литературой и другими источниками;

непосредственно выполняют проект;

оформляют проект;

составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

Учитель:

наблюдает за ходом выполнения проекта;

координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;

поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;

участвует в заседаниях групп;

оказывает содействие процессу творчества учащихся;

сам является источником информации.

4этап - рефлексивно-оценочный:

Ученики:

представляют проекты на экспертизу;

защищают проект;

участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;

оценивают достижение поставленных целей;

осуществляют устную или письменную самооценку;

исправляют или дополняют содержание проекта;

рефлексируют;

Учитель:

выступает участником коллективной оценочной деятельности;

переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания

Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую деятельность можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира.

Хочу привести пример такого проекта во 2 классе «История одного изобретения».

I этап – мотивационный.

Мы закончили работу над разделом «Как учёные изучают мир», в учебнике очень скромный материал, поэтому дети готовили сообщения о разных учёных и изобретателях стали появляться вопросы по этой теме. На уроке провели «мозговую атаку»: на доске вразброс были записаны все интересующие ребят вопросы. Какие из них выбрать? Мы попытались найти ответы. Выяснилось, что несколько вопросов вызвали у ребят затруднения. Я предложила ребятам стать исследователями и раскрыть тайну этих вопросов.

Была поставлена цель: исследовать историю изобретения.

Выдвинута проблема: нужно ли нам это изобретение? Как оно появилось?

Гипотеза: в ходе исследования мы будем проверять наши предположения о том, что данное изобретение является важным в жизни человека .

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:

Задачи проекта: Найти и изучить материал об истории изобретения;

Узнать имена и фамилии изобретателей;

Выяснить, как выглядело изобретение изначально;

Как видоизменилось изобретение в настоящее время;

Методы проекта:

- Прочитать книги о том, что исследуется (справочники, энциклопедии).

- Найти информацию в сети Интернет.

- Спросить у других людей, ребят.

Далее учащимся было объяснено, что значит собирать интересующую информацию по проекту. Само понятие «сбор информации» подсказывает, что необходимо найти интересные сведения о его работе над проектом. Какие это будут сведения – выбор самих учащихся: стихи, песни, сказки, информация, найденная в Интернете. Кроме этого объяснила детям, что, обращаясь к различным источникам, информацию нужно фиксировать. Это могут быть записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно использовать аудио- и видеозаписи.

Где можно найти информацию? Это могут быть: предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки); мероприятия (экскурсии); люди (родители, учителя старших классов).

II этап работы - планирование работы каждого.

Каждый участник проекта получает памятку с вопросами – помощниками для подготовки к защите проекта.

Также мы обговариваем объём: одной страницы вполне достаточно, но если кому-то очень нравится данный этап проектной деятельности, то могут писать и больше. Очень важно на этом этапе работы предоставить младшему школьнику возможность понять, что он автор данной работы, что именно он довёл дело до конца, сумел применить знания, которые у него были. Он – автор, и теперь остаётся лишь защитить это авторство.

III этап – информационно – операционный - (выполнение проекта).

Работа на этом этапе ведется индивидуально. Принимается помощь родителей, умеющих работать на компьютере.

Проект оформляется в виде слайдов, в которых содержится вся собранная учащимися информация по данному вопросу или в виде сообщений. Главные требования: должен содержаться ответ на главный проблемный вопрос; красочность; грамотность оформления записей; указание использованной литературы.

Для облегчения работы были разработаны требования к защите проекта, которые были оформлены в виде памятки.

IV этап – рефлексивно – оценочный.

Результатом работы над проектом стала выставка и конференция по защите исследовательских проектов. Весь накопленный опыт, талант и творчество, активность и стремление к совершенствованию дети показывают при проведении защиты своих презентаций. Защита проекта – это один из самых важных, эмоционально напряженных этапов проектной деятельности младшего школьника. При защите проекта ученик не только представляет материальные результаты своего труда, но и, рассказывая о проделанной работе, дает ей оценку – защищает объективное авторство на проект.

В итоге был сделан вывод по проекту:

- Все изобретения, представленные на конференции, являются важными для людей разных профессий.

- Изобретения используются дома, на улице, в школе, в больнице, т.е. повсюду.

- Без этих изобретений нам было бы сложнее учиться и работать.

Предпосылкой для достижения положительной динамики творческой самореализации младших школьников являются обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность их общеучебных умений и навыков, таких как творческая активность, развитость творческого мышления, познавательная самостоятельность.

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определенной «интеллектуальной зрелости», опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, информационной культуры и проектной компетенции, создаёт условия для развития творческого мышления и практических умений учащихся.


Литература:

1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2

3.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.