СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»»

Мастер-класс на тему

«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

В концепции модернизации российского образования выдвигается задача формирования молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

И я хочу поделиться своими размышлениями, педагогическим опытом, методическими находками по решению вышеназванных проблем. Тема мастер-класса «Использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания».

Гипотеза: использование приемов технологии критического мышления максимально стимулирует развитие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей школьников.

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления, расширить представление педагогов о приемах ТРКМ и практическом использовании их на уроках истории на обществознании.

Задачи:

1. Обобщение и передача опыта работы по использованию некоторых приемов ТРКМ, оказание помощи участникам мастер-класса в овладении этими приемами.

2.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

3.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к образовательным технологиям, так как они являются одним их инструментов в работе с одарёнными детьми.

4. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Раздаточный материал для участников :

Листы для составления синквейна, «Фишбоун», ПОПС,Хештег

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент.

В России технология РКМ начала развиваться с конца XX века. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

А что такое критическое мышление? — Это:

- способность ставить новые, полные смысла вопросы;

- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;



- принимать независимые продуманные решения.

Бенджамин Блум – педагог и психолог в 1956 году с группой учёных разработал таксономию целей образования.

В когнитивной области выделяются 6 уровней

Оценка – может прогнозировать результат и оценивать его качество.

Синтез – может составлять, сочетать, соединять системы

Анализ – может вылать выводы, дискутировать.

Применение – может решать задачи и проблемы.

Понимание – может объяснить и пересказать.

Критическое мышление держится на 5 столпах:

- индивидуальное мышление (каждый индивидуум формирует своё мнение, убеждения и выводы)

- информация (является отправной точкой критического мышления – для того, чтобы составить своё мнение, нужно прежде изучить то, что ты пытаешься проанализировать)

- нас окружает бесчисленное количество вопросов и мыслить критически означает – постоянно обогащать свои знания

- умение аргументировать любое решение доводами является ключевым моментом. Нужно понимать, что есть много мнений, но благодаря аргументам человек знает, что его решение логичное и рациональное. Не смотря на то, что к некоей мысли человек пришёл самостоятельно, критическое мышление –

- социальное явление – мысль оттачивается когда мы обсуждаем, спорим и, таким образом, меняем или углубляем свою позицию.

Критически мыслящий человек задаёт вопросы, а находя ответы, оценивает свои мыслительные процессы и учится мыслить более эффективно.

Знание – может читать, узнавать, запоминать.

Именно благодаря этим навыкам, ученики лучше подготовлены к жизни вне учебного заведения, где им нужно уметь слушать других и уметь отстаивать свою точку зрения.

Учителя должны помогать ученикам находить ответы, не всегда давать только готовое знание, информацию.

Дай человеку рыбу и прокормишь его один день.

Научи человека рыбачить и ты накормишь его на всю жизнь.

Критическое мышление является искусством и навыком, требует времени для оттачивания мастерства. И первоклассники и студенты способны мыслить критически. Отличие лишь в том, что навыки у студентов уже усовершенствованы.

Каждый человек должен уметь с малых лет критически обдумывать мир вокруг нас и нашу роль в нём.

Чем привлекает меня данная технология? Она позволяет мотивировать и заинтересовывать детей. Технология РКМ схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

формирование культуры чтения и письма;

формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

СтруктураТРМК включает три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.

Функции 3-х стадий ТРКМ:

ВЫЗОВ

- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме);

- информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме);

- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

ОСМЫСЛЕНИЕ

- информационная (получение новой информации);

- систематизационная (классификация полученной информации);

- мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

РЕФЛЕКСИЯ

- коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

- информационная (приобретение нового знания);

- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Остановлюсь на некоторых приемах ТРКМ.

СИНКВЕЙН — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одним из приемов технологии критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Правила построения синквейна

Первая строка синквейна — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Дают представление о том, как идет процесс применения понятия.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строка — одно слово или словосочетание, которые представляют собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения



Примеры

Обществознание

Правовое осударство

демократическое,справедливое

гарантирует, защищает,несет ответственность

Демократическое государсто организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом

Разделение властей.



Социальная мобильность

Горизонтальная, вертикальная

Меняют статус,пермещаются, проникают

Перемещение индивидов и групп людей из одной социальной группы в другую

Социальный лифт











История

Пунические войны

Жестокие, несправедливые

Разрушали, завовевывали,проигрывали

Войны Рима с Карфагеном за господство в Средиземном море

Ганнибал



Индустриализация

форсированная, успешная

строили, созидали,достигали высот

Политика, направленная на создание высоко-технически развитой промышленности.

Пятилетки







Достоинства приёма синквейн

При составлении синквейна на уроках:

повышается интерес к изучаемому материалу;

развивается образное мышление;

развиваются творческие способности учащихся;

совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

развивается мышление и воображение;

вырабатывается способность к анализу;

уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

расширяется словарный запас.

Варианты работы с синквейном:

Традиционное составление синквейна

Составление рассказа, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Редактирование готового синквейна, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь.

Прием хештег

Хэштег – символ (#), который весьма популярен в подростковой среде, поэтому их использование на занятии не вызовет отторжения и вполне может стать определенным мотивационном стимулом для участия в учебном процессе. Хэштеги обладают особыми коммуникативными возможностями, связанными с реализацией игровой, эстетической функции, а также функции самопрезентации.

В учебном процессе применять хэштег можно с учетом его основных свойств, которые заключаются в том, что он:

- позволяет выделять главную мысль сообщения, используя ключевые слова;

- группирует информацию по темам;

- обеспечивает быстрый поиск по интересующим темам.









Кроме того, что хэштег должен быть кратким, четким и последовательным, его основной особенностью является уникальность. Если он будет составлен из общих слов, он попросту затеряется на просторах глобальной сети, другими словами уникальность хэштега – основа его эффективности. Акцентируя внимание обучающихся на создании хэштега через найденные ключевые слова, можно несколько усложнить задание для обучающихся, предложив им составить хэштег из слов, которых нет в собранной ими цепочке, но с сохранением общего смысла или составить его так, чтобы заинтересовать определенную аудиторию, например, подростков.

Примеры заданий

2. Придумать хэштег к картинке.

2. Учитель предлагает исследовать по методу ключевых слов учебный материал по теме «Политика перестройки», составить из ключевых слов хэштеги и подобрать события в истории России, которые можно было бы сгруппировать под придуманными хэштегами.

Варианты, которые могут получиться у школьников:

- #Горбачев_1985 (данный хештег может использоваться только в отношении событий 1985 г., но учащимся можно предложить к хештегу подобрать фотографии, воспоминания, публикации СМИ (отечественные, зарубежные) и т.д.);

- #Перестройкагласность (буржуазные реформы Александра II)

- #Перестройкацерковь (реформы патриарха Никона)

- #Свободавыбор и др. (восстание декабристов, восстание Болотникова, октябрьские события 1917 г. и т.д.)

4. При изучении темы по обществознанию «Конфликты в межличностных отношениях» учитель предлагает обучающимся выбрать один из хештегов:

- #конфликтизбегание

- #конфликтприспособление

- #конфликтсоперничество

- #конфликткомпромисс

- #конфликтсотрудничество

Выбрав один из хештегов, который обозначает способ решения конфликтов, обучающиеся выбирают группу, в которой они будут работать. Педагог предлагает конфликтные ситуации, которые необходимо решить соответствующим своей группе способом. Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории. Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

Разрешение ситуации посредством компромисса будет выглядеть следующим образом: жильцы организуют собрание и принимают на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая сторонникам произвольной парковки.

Таким образом, не следует бояться использовать нестандартные приемы в учебном процессе, особенно, если они хорошо знакомы, понятны и нравятся обучающимся. Творческий учитель всегда найдет, где можно их применить. Что касается хештегов, помимо организации работы с ними по методу ключевых слов, т.е. анализа информационного источника, мнемотехники, очень важным воспитательным моментом будет проговорить со школьниками этику их использования.

Суть приёма ПОПС

ПОПС-формула — это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся

П — позиция;

О — объяснение;

П — пример;

С — следствие/суждение.

Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии: проверки домашнего задания; фронтального опроса на этапе повторения изученного; подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе; создания проекта по теме или целому блоку тем.

ПОПС-формула позволяет: за короткое время опросить нескольких учащихся; получить информацию о глубине понимания ребёнком темы; узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению. Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает: формировать оценочное мышление у детей; учит ребят лаконично выражать свои мысли; структурировать идеи. Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.



Для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:

Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… – эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.

Потому что…/ Так как… – на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?

Например…/ Я могу доказать это на примере… – чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.

Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… – эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

Примеры использования метода на уроках истории

Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило. Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества. Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс. Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.



Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю. Потому что Россия добилась небывалого прогресса. Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи. То есть методы правления Петра I были эффективными.



взято с http://shkolabuduschego.ru/school/pops-formula-chto-predstavlyaet-soboy-chem.html





Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок. Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии. Поэтому безработица — важный элемент развития рынка труда в стране.



взято с http://shkolabuduschego.ru/school/pops-formula-chto-predstavlyaet-soboy-chem.html



На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».



Суть дидактического приёма

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:



учатся работать в группе или парах;

визуализируют причинно-следственные связи;

ранжируют различные факторы по их значимости;

развивают способность критически мыслить;

обучаются давать оценку явлениям действительности.



Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.











«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:



головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;

хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.



Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

Способ составления «рыбьего скелета» может быть:

индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);

групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).

Пример:

История


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!