СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на тему:

Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления".»

МБОУ Ширинская СШ №4









Мастер-класс на тему:

Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления".



Подготовил:

Колмогоров Евгений Викторович

Учитель истории и обществознания



















Шира 2017 г

Мастер-класс мы рассматриваем как одну из форм эффективного обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию. (Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. Г. А. Русских, к.п.н., доцент)

Современный мастер-класс должен состоять из пяти основных шагов:

  1. Презентация педагогического опыта мастера

  2. Представление системы уроков

  3. Имитационная игра

  4. Моделирование

  5. Рефлексирование

Именно в рамках вышеуказанного алгоритма и будет составлен мой мастер-класс на тему: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления".

Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование познавательной деятельности учащихся через использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Задачи:

  • сформировать у участников мастер-класса представление о собственной системе работы учителя, через активизацию познавательной деятельности через использование технологии критического мышления.

  • продемонстрировать результаты деятельности детей в форме активного мыслительно-познавательного поиска различных конечных продуктов деятельности.











1 ШАГ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА (3-4 минуты)

Новые реалии в политической и экономической жизни в России на современном этапе развития вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач.

Если до недавнего времени можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в современных условиях этого уже недостаточно. Главным условием становится формирование умения учиться самостоятельно. Цель обучения в этих условиях - развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка.

Как можно в современных условиях добиться активизации познавательной деятельности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Для этого необходимы принципиально новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения более приближенным к современным реалиям.

Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Структура этой технологии стройна и логична.

Что такое критическое мышление?

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основой технологии является трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Если представить эту структуру в виде таблицы, то выглядеть это будет примерно так:

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия




Вызов:

Реализация смысла:


Рефлексия:


актуализация имеющихся знаний;
пробуждение интереса к получению новой информации; 
постановка учеником собственных целей обучения.

получение новой информации;
учащиеся соотносят старые знания с новыми.

размышление, рождение нового знания;
постановка учеником новых целей обучения.



Стадия Вызов

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.

Стадия Реализация смысла

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом.

Стадия Рефлексия

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.







2 ШАГ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ (3-4 минуты)

В своей педагогической работе систему познавательных заданий, которые как раз и являются частью технологии развития критического мышления. В рамках данного мастер-класса я хочу объяснить и показать, что такое познавательные задания и как их можно использовать и применять на уроках истории и обществознания.

Познавательное задание – это определённые учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, то есть познавательной деятельности. Познавательные задания бывают трёх видов – образные, логические и оценочные. Логические и оценочные задания как раз и являются частью технологии развития критического мышления.

Эти задания можно использовать на фазах урока в рамках применяемой мной технологии. Составляя познавательные задания, я также использую различные, приемы и стратегии, предусмотренные технологией развития критического мышления.

Например: «понятийное колесо», «стратегия ЗХУ», «инсерт», «таблица двойной записи», «кластеры», «SWOT-анализ», «синквейн», «диаманта», «эссе», «ключевые термины», «толстые и тонкие вопросы», "завершим схему", «до-после», «работа с источником», «ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие)». Некоторые из этих приёмов будут продемонстрированы в данном мастер-классе.

































3 ШАГ: ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА (10-12 минут)

Как уже сказано выше, третьим шагом в алгоритме мастер-класса является имитационная игра. На этом этапе будут показаны примеры использования некоторых вышеперечисленных приёмов.

Особенность этого этапа мастер-класса является то, что учитель проводит урок (занятие) со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.

Пример 1.

Урок истории. 10 класс. Тема: “Смутное время”.

Очень часто использую приём «понятийное колесо» именно на уроках истории в 9-10 классах. Приём используется на стадии «Вызов»

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания о Смутном времени; создать условия для формирования новых знаний об этом противоречивом времени в истории государства Российского.

Задание: Как Вы можете охарактеризовать понятие «Смута», какие синонимы, словосочетания, ассоциации Вы можете подобрать к этому слову.

На доске и в тетрадях составляется схема, в центре которой основное понятие (Смута). Можно использовать и уже готовое колесо, дав задание сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.



На стадии реализации смысла можно использовать и работу с историческим источником.

Пример 2.

Урок истории. 9 класс. Тема: “Первая Мировая война”.

Из срочной телеграммы главнокомандующего французской армии Ж. Жоффра: «Я просил бы наших русских союзников… перейти в наступление всеми свободными силами, как только климатические условия это позволят, пользуясь отвлечением сил, вызываемым Верденским сражением. Необходимо… чтобы подготовка русского наступления продолжалась с крайним напряжением и чтобы она… была закончена ко времени окончания таяния, дабы наступление могло начаться в этот момент»

Учащиеся должны:

  1. Вспомнить, о каких событиях идёт речь

  2. Определить о чём просит главнокомандующий

  3. Чем закончились события

Очень нравится использовать довольно хороший приём «До-После».

Этот приём формирует:

  • умение прогнозировать события;

  • умение соотносить известные и неизвестные факты;

  • умение выражать свои мысли;

  • умение сравнивать и делать вывод.

Данный приём можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии реализации смыслов.

Пример 3.

Урок истории. 11 класс. Тема из блока: “Великая Отечественная война”.

Вопрос: "Почему в Великой Отечественной войне победу одержала советская армия?"

ДО

ПОСЛЕ

предположения о теме урока, о решении задачи, гипотеза.


заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.



Вывод.

Я прав (не во всём прав), так как… »

В случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.

На стадии реализации смыслов и на стадии рефлексии можно использовать ещё один интересный и эффективный приём - «Толстые и тонкие вопросы», особенно в старших классах, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс.

  • Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

  • Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия

Пример 4.

Урок: история. Класс: 10. Тема: "Церковный раскол"

Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?

Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?











































4 ШАГ: МОДЕЛИРОВАНИЕ (15 минут)

Данный этап подразумевает самостоятельную работу слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме технологии урока (занятия) мастера. Сам мастер выступает в качестве консультанта, организует деятельность слушателей и управляет ею.

Слушатели предлагают собственные разработки по теме мастер-класса.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ-РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ-УЧЕНИКОВ

В случае отсутствия данных рекомендаций можно предложить некоторые другие приёмы урока (занятия).

  • Составление кластеров

Приём Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

  • Составление синквейнов и диамант

  • Написание небольшого творческого эссе

























5 ШАГ: РЕФЛЕКСИЯ (11 минут)

В рамках этого заключительного шага мастер-класса должна пройти дискуссия по итогам и результатам совместной деятельности. Определяется достижение целей в работе мастер-класса.

Заключительное слово мастера.

Анализ мастер-класса можно представить в виде таблицы:

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ «МАСТЕР-КЛАСС». УЧИТЕЛЬ: КОЛМОГОРОВ ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ.

Тема: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления".

ОЦЕНКИ

КРИТЕРИИ

БАЛЛЫ (от 1 до 5)

Оценка основных личностных качеств учителя

  1. Знание предмета и общая эрудиция учителя

  2. Уровень педагогического и методического мастерства

  3. Тактичность и демократичность общения

  4. Внешний вид, культура, мимика, жесты


Оценка содержания деятельности

  1. Научность, доступность, посильность изучаемого материала.

  2. Актуальность

  3. Степень новизны, проблемности информации и методов работы


Оценка эффективности способов деятельности

  1. Рациональность и эффективность использования методов и форм работы


Оценка результатов

  1. Степень обучающего воздействия

  2. Реальность, целесообразность, сложность

  3. Степень воздействия методов и форм на развитие учащегося