МБОУ Ширинская СШ №4
Мастер-класс на тему:
Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления".
Подготовил:
Колмогоров Евгений Викторович
Учитель истории и обществознания
Шира 2017 г
Мастер-класс мы рассматриваем как одну из форм эффективного обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию. (Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. Г. А. Русских, к.п.н., доцент)
Современный мастер-класс должен состоять из пяти основных шагов:
Презентация педагогического опыта мастера
Представление системы уроков
Имитационная игра
Моделирование
Рефлексирование
Именно в рамках вышеуказанного алгоритма и будет составлен мой мастер-класс на тему: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления".
Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование познавательной деятельности учащихся через использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.
Задачи:
сформировать у участников мастер-класса представление о собственной системе работы учителя, через активизацию познавательной деятельности через использование технологии критического мышления.
продемонстрировать результаты деятельности детей в форме активного мыслительно-познавательного поиска различных конечных продуктов деятельности.
1 ШАГ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА (3-4 минуты)
Новые реалии в политической и экономической жизни в России на современном этапе развития вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач.
Если до недавнего времени можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в современных условиях этого уже недостаточно. Главным условием становится формирование умения учиться самостоятельно. Цель обучения в этих условиях - развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка.
Как можно в современных условиях добиться активизации познавательной деятельности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Для этого необходимы принципиально новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения более приближенным к современным реалиям.
Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Структура этой технологии стройна и логична.
Что такое критическое мышление?
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Основой технологии является трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Если представить эту структуру в виде таблицы, то выглядеть это будет примерно так:
1– я стадия | 2– я стадия | 3– я стадия |
| | |
Вызов: | Реализация смысла: | Рефлексия: |
актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. | получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми. | размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения. |
Стадия Вызов
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.
Стадия Реализация смысла
Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом.
Стадия Рефлексия
Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
2 ШАГ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ (3-4 минуты)
В своей педагогической работе систему познавательных заданий, которые как раз и являются частью технологии развития критического мышления. В рамках данного мастер-класса я хочу объяснить и показать, что такое познавательные задания и как их можно использовать и применять на уроках истории и обществознания.
Познавательное задание – это определённые учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, то есть познавательной деятельности. Познавательные задания бывают трёх видов – образные, логические и оценочные. Логические и оценочные задания как раз и являются частью технологии развития критического мышления.
Эти задания можно использовать на фазах урока в рамках применяемой мной технологии. Составляя познавательные задания, я также использую различные, приемы и стратегии, предусмотренные технологией развития критического мышления.
Например: «понятийное колесо», «стратегия ЗХУ», «инсерт», «таблица двойной записи», «кластеры», «SWOT-анализ», «синквейн», «диаманта», «эссе», «ключевые термины», «толстые и тонкие вопросы», "завершим схему", «до-после», «работа с источником», «ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие)». Некоторые из этих приёмов будут продемонстрированы в данном мастер-классе.
3 ШАГ: ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА (10-12 минут)
Как уже сказано выше, третьим шагом в алгоритме мастер-класса является имитационная игра. На этом этапе будут показаны примеры использования некоторых вышеперечисленных приёмов.
Особенность этого этапа мастер-класса является то, что учитель проводит урок (занятие) со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.
Пример 1.
Урок истории. 10 класс. Тема: “Смутное время”.
Очень часто использую приём «понятийное колесо» именно на уроках истории в 9-10 классах. Приём используется на стадии «Вызов»
Цель урока: актуализировать имеющиеся знания о Смутном времени; создать условия для формирования новых знаний об этом противоречивом времени в истории государства Российского.
Задание: Как Вы можете охарактеризовать понятие «Смута», какие синонимы, словосочетания, ассоциации Вы можете подобрать к этому слову.
На доске и в тетрадях составляется схема, в центре которой основное понятие (Смута). Можно использовать и уже готовое колесо, дав задание сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.

На стадии реализации смысла можно использовать и работу с историческим источником.
Пример 2.
Урок истории. 9 класс. Тема: “Первая Мировая война”.
Из срочной телеграммы главнокомандующего французской армии Ж. Жоффра: «Я просил бы наших русских союзников… перейти в наступление всеми свободными силами, как только климатические условия это позволят, пользуясь отвлечением сил, вызываемым Верденским сражением. Необходимо… чтобы подготовка русского наступления продолжалась с крайним напряжением и чтобы она… была закончена ко времени окончания таяния, дабы наступление могло начаться в этот момент»
Учащиеся должны:
Вспомнить, о каких событиях идёт речь
Определить о чём просит главнокомандующий
Чем закончились события
Очень нравится использовать довольно хороший приём «До-После».
Этот приём формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
Данный приём можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии реализации смыслов.
Пример 3.
Урок истории. 11 класс. Тема из блока: “Великая Отечественная война”.
Вопрос: "Почему в Великой Отечественной войне победу одержала советская армия?"
ДО | ПОСЛЕ |
предположения о теме урока, о решении задачи, гипотеза. | заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. |
| |
Вывод.
Я прав (не во всём прав), так как… »
В случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.
На стадии реализации смыслов и на стадии рефлексии можно использовать ещё один интересный и эффективный приём - «Толстые и тонкие вопросы», особенно в старших классах, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс.
Пример 4.
Урок: история. Класс: 10. Тема: "Церковный раскол"
Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?
Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?
4 ШАГ: МОДЕЛИРОВАНИЕ (15 минут)
Данный этап подразумевает самостоятельную работу слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме технологии урока (занятия) мастера. Сам мастер выступает в качестве консультанта, организует деятельность слушателей и управляет ею.
Слушатели предлагают собственные разработки по теме мастер-класса.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ-РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ-УЧЕНИКОВ
В случае отсутствия данных рекомендаций можно предложить некоторые другие приёмы урока (занятия).
Приём Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
5 ШАГ: РЕФЛЕКСИЯ (11 минут)
В рамках этого заключительного шага мастер-класса должна пройти дискуссия по итогам и результатам совместной деятельности. Определяется достижение целей в работе мастер-класса.
Заключительное слово мастера.
Анализ мастер-класса можно представить в виде таблицы:
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ «МАСТЕР-КЛАСС». УЧИТЕЛЬ: КОЛМОГОРОВ ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ.
Тема: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления".
ОЦЕНКИ | КРИТЕРИИ | БАЛЛЫ (от 1 до 5) |
Оценка основных личностных качеств учителя | Знание предмета и общая эрудиция учителя Уровень педагогического и методического мастерства Тактичность и демократичность общения Внешний вид, культура, мимика, жесты | |
Оценка содержания деятельности | Научность, доступность, посильность изучаемого материала. Актуальность Степень новизны, проблемности информации и методов работы | |
Оценка эффективности способов деятельности | Рациональность и эффективность использования методов и форм работы | |
Оценка результатов | Степень обучающего воздействия Реальность, целесообразность, сложность Степень воздействия методов и форм на развитие учащегося | |