Мастер класс «Использование приемов технологии развития
критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Цель: распространение опыта освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Задачи мастер- класса:
- Расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
- Создать условия для совершенствования своих умений;
- Сфокусировать внимание учителей на результатах мастер-класса
Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся
вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?
🞂 В ы з о в
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления
по изучаемой теме;
- пробудить интерес, активизировать обучающегося;
- структурировать последующий процесс изучения материала
🞂 Осмыслен и е
- получение новой информации; ее осмысление
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
-поддержание активности, интереса.
🞂 Рефлексия
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и преподавателем
«1этап – ВЫЗОВ».
На данном этапе можно применить
такой прием, как
ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
2 этап «Осмысление»
(1) Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже число запомнилось – 28 июля.
(3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками. (4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5)От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6)Когда- то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду.
(7)Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.
(8)По одну сторону дорожки – кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9)А на другом конце, у сараев, стояли шиферные вигвамы могикан. (10)Когда- то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11)Мы обедали на кухне, как вдруг что- то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет.
(13)Там, где разрослись кусты калины, – тёмный уголок. (14)Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. (15)Сарай мы почему- то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16)В этом тёмном уголке – самодельные качели.
(17)К амбару пристроен курятник. (18)Кур, правда, тут давно нет. (19)При игре в прятки это было
самым укромным местом, а вечером туда вообще заходить боялись.
(20)Налево от дорожки – огород. (21)Вернее, это был сад- огород. (22)Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что- нибудь и ещё. (23)В углу сада была беседка и старая кудрявая яблоня, одарившая нас своими ароматными плодами.
(24)Как счастливо жили мы в этом доме! (25)Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось? (27)Конечно, дом – это воспоминание. (28)Это – детство.
(29)
Теперь дом сломали – детство кончилось…
(30)
Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали
обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. (31)И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.
Приём «Фишбоун» (рыбная кость)
Способы Сжатия текста
Как сжать текст
Готовый
текст
Пояснение
Отношение к предателям
Отношение к товариществу
Задание 9.3
1.Как вы понимаете мужество.(Голова)
Отношение к Родине
Тарас Бульба- патриот русской земли
слово
Кто такой настоящий патриот?
- Ассоциации – верхние косточки
- Аргументы-нижние косточки
1 группа
2 группа
3 группа
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что- нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.
Приём «Шифровальщики»
Т
Щ
В
Г
Ш
Д
Ч
Ж
Ц
З
Х
Ф
К
Л
Т
М
С
Н
Р
П
Р
К
Суть расшифровки заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные и мягкий знак остаются без перемены
Используя шифр, найдите спрятанные слова
ШАКЕХТА
Ш Ф Я Щ Т А
ШОСОТИЩА
2 группа
3 группа
1 группа
ШЫРОЧАЩЕСЬЛЩШО
4 группа
Приём «Скорлупки и ядрышки»
Сейчас каждая пара из предложенных слов составит пословицу или поговорку и постарается объяснить её прямое значение (скорлупку) и найти скрытый смысл (ядрышко).
- Там, родился, и, где, пригодился
- За,погонишься, не, двумя, поймаешь, зайцами, ни одного
Где родился, там и пригодился
Ядрышко
Скорлупка
За двумя зайцами погонишься, ни одного не
поймаешь
Приём «Острова»
Тема «Типы связи в словосочетаниях»
Первый «остров» - Согласование Второй «остров»- Управление Третий «остров»- Примыкание Задача каждой группы состоит в том, чтобы имеющиеся у вас на столах карточки распределить по «островам».
№
Пример
1
Тип связи
Готовила обед
2
Скромный человек
3
Привозил из города
4
Читая книгу
5
Слушал читая
6
7
Красивые брови
8
Теснились ниже
9
Громко разговаривает
10
Забирал к себе
11
Молодой астроном
12
Благодаря брата
Не слышал звуков
«Согласование»
- Скромный человек
- Красивые брови
- Молодой астроном
- Готовила обед
- Привозил из города
- Читая книгу
- Забирал к себе
- Благодаря брата
- Не слышал звуков
«Управление»
«Примыкание»
- Слушал читая
- Теснились ниже
- Громко разговаривает
Рефлексия
Приемы на этапе рефлексии.
Прием «СИНКВЕЙН»
В переводе с французского, синквейн – стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным
правилам.
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
- Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
- Третья строчка - это описание действия в рамках этой
темы тремя словами.
- Четвертая строка - это фраза из четырех слов,
показывающая отношение к теме.
- Последняя строка - это синоним из одного слова, который
повторяет суть темы.
- А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей
- А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей
встрече.
- Итак, тема «Критическое мышление».
- Итак, тема «Критическое мышление».
Приём "Пять пальцев"
Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-
классе и о технологии развития критического мышления,
используя технологию «Пять пальцев»:
М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня
получил.
Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего
достиг.
С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое
настроение.
У (указательный ) - услуга, помощь: чем я сегодня помог
другим, чем порадовал или поспособствовал.
Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое
самочувствие)
Три человека ворочали камни.
Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?... Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.