СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к мастер-классе лдля учителей русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер  класс  «Использование  приемов технологии  развития критического  мышления  на уроках  русского  языка  и литературы»

Мастер класс «Использование приемов технологии развития

критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Цель:  распространение  опыта  освоения  и применения  технологии  развития  критического мышления  на  уроках  русского  языка  и литературы. Задачи  мастер- класса: Расширить  понятие  о  критическом мышлении  и  приемах  развития  критического мышления;  Создать  условия  для  совершенствования своих  умений;  Сфокусировать  внимание  учителей  на результатах  мастер-класса

Цель: распространение опыта освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Задачи мастер- класса:

  • Расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
  • Создать условия для совершенствования своих умений;
  • Сфокусировать внимание учителей на результатах мастер-класса
Спор  неизбежен  порой  между мыслью  и  чувством, Но,  разрешая  его,  они  сходятся вместе. К  истине  разны  пути  у  науки с искусством, Но  озарение  –  разве  не  в  их перекрестье?

Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,

Но, разрешая его, они сходятся

вместе.

К истине разны пути у науки с искусством,

Но озарение разве не в их перекрестье?

🞂 ​  В ы з о в -  актуализировать  и  проанализировать  имеющиеся  знания  и  представления по  изучаемой  теме; -  пробудить  интерес,  активизировать  обучающегося; - структурировать последующий  процесс  изучения  материала 🞂 ​  Осмыслен и е -  получение  новой  информации;  ее  осмысление -  соотнесение  новой  информации  с  собственными  знаниями; -поддержание  активности,  интереса. 🞂 ​  Рефлексия - выражение  новых  идей  и  информации  собственными  словами; -  целостное  осмысление  и  обобщение  полученной  информации  на  основе обмена  мнениями  друг  с  другом  и  преподавателем

🞂 ​ В ы з о в

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления

по изучаемой теме;

- пробудить интерес, активизировать обучающегося;

- структурировать последующий процесс изучения материала

🞂 ​ Осмыслен и е

- получение новой информации; ее осмысление

- соотнесение новой информации с собственными знаниями;

-поддержание активности, интереса.

🞂 ​ Рефлексия

- выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и преподавателем

«1этап  – ВЫЗОВ». На  данном  этапе  можно  применить такой  прием,  как ВЕРНЫЕ  И НЕВЕРНЫЕ  УТВЕРЖДЕНИЯ

«1этап ВЫЗОВ».

На данном этапе можно применить

такой прием, как

ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

2  этап «Осмысление»

2 этап «Осмысление»

(1) Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже число запомнилось – 28 июля.

(3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками. (4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5)От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6)Когда- то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду.

(7)Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.

(8)По одну сторону дорожки – кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9)А на другом конце, у сараев, стояли шиферные вигвамы могикан. (10)Когда- то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11)Мы обедали на кухне, как вдруг что- то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет.

(13)Там, где разрослись кусты калины, – тёмный уголок. (14)Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. (15)Сарай мы почему- то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16)В этом тёмном уголке – самодельные качели.

(17)К амбару пристроен курятник. (18)Кур, правда, тут давно нет. (19)При игре в прятки это было

самым укромным местом, а вечером туда вообще заходить боялись.

(20)Налево от дорожки – огород. (21)Вернее, это был сад- огород. (22)Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что- нибудь и ещё. (23)В углу сада была беседка и старая кудрявая яблоня, одарившая нас своими ароматными плодами.

(24)Как счастливо жили мы в этом доме! (25)Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось? (27)Конечно, дом – это воспоминание. (28)Это – детство.

(29)

Теперь дом сломали – детство кончилось…

(30)

Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали

обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. (31)И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.

Приём  «Фишбоун»  (рыбная  кость)

Приём «Фишбоун» (рыбная кость)

Способы  Сжатия  текста Как  сжать текст Готовый текст Пояснение Отношение  к предателям Отношение  к товариществу Задание  9.3 1.Как  вы  понимаете мужество.(Голова) Отношение  к Родине Тарас  Бульба- патриот  русской земли слово Кто  такой настоящий патриот? Ассоциации  –  верхние косточки  Аргументы-нижние косточки Хвост-  вывод 1  группа 2  группа 3  группа

Способы Сжатия текста

Как сжать текст

Готовый

текст

Пояснение

Отношение к предателям

Отношение к товариществу

Задание 9.3

1.Как вы понимаете мужество.(Голова)

Отношение к Родине

Тарас Бульба- патриот русской земли

слово

Кто такой настоящий патриот?

  • Ассоциации – верхние косточки
  • Аргументы-нижние косточки
  • Хвост- вывод

1 группа

2 группа

3 группа

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что- нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

Приём  «Шифровальщики» Т Щ В Г Ш Д Ч Ж Ц З Х Ф К Л Т М С Н Р П Р К Суть  расшифровки  заключается  в следующем:  поставив  согласные  буквы  в два  ряда,  употребляют  в  письме  верхние  буквы  вместо  нижних  и  наоборот,  причём гласные  и  мягкий  знак  остаются  без перемены Используя  шифр,  найдите  спрятанные  слова ШАКЕХТА Ш  Ф  Я  Щ  Т А ШОСОТИЩА 2 группа 3 группа 1 группа ШЫРОЧАЩЕСЬЛЩШО 4 группа

Приём «Шифровальщики»

Т

Щ

В

Г

Ш

Д

Ч

Ж

Ц

З

Х

Ф

К

Л

Т

М

С

Н

Р

П

Р

К

Суть расшифровки заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные и мягкий знак остаются без перемены

Используя шифр, найдите спрятанные слова

ШАКЕХТА

Ш Ф Я Щ Т А

ШОСОТИЩА

2 группа

3 группа

1 группа

ШЫРОЧАЩЕСЬЛЩШО

4 группа

Приём  «Скорлупки  и  ядрышки» Сейчас  каждая  пара  из  предложенных  слов  составит пословицу  или  поговорку  и  постарается  объяснить  её  прямое значение  (скорлупку)  и  найти  скрытый  смысл  (ядрышко). Там,  родился,  и,  где,  пригодился За,погонишься,  не,  двумя,  поймаешь,  зайцами,  ни  одного

Приём «Скорлупки и ядрышки»

Сейчас каждая пара из предложенных слов составит пословицу или поговорку и постарается объяснить её прямое значение (скорлупку) и найти скрытый смысл (ядрышко).

  • Там, родился, и, где, пригодился
  • За,погонишься, не, двумя, поймаешь, зайцами, ни одного
Где  родился,  там  и  пригодился Ядрышко Скорлупка За  двумя  зайцами  погонишься,  ни  одного  не поймаешь

Где родился, там и пригодился

Ядрышко

Скорлупка

За двумя зайцами погонишься, ни одного не

поймаешь

Приём  «Острова» Тема  «Типы  связи  в  словосочетаниях» Первый  «остров»  -  Согласование  Второй  «остров»-  Управление  Третий  «остров»-  Примыкание  Задача  каждой  группы  состоит  в  том,  чтобы имеющиеся  у  вас  на  столах  карточки распределить  по  «островам».

Приём «Острова»

Тема «Типы связи в словосочетаниях»

Первый «остров» - Согласование Второй «остров»- Управление Третий «остров»- Примыкание Задача каждой группы состоит в том, чтобы имеющиеся у вас на столах карточки распределить по «островам».

№ Пример 1 Тип  связи Готовила  обед 2 Скромный  человек 3 Привозил  из  города 4 Читая  книгу 5 Слушал  читая 6 7 Красивые  брови 8 Теснились  ниже 9 Громко  разговаривает 10 Забирал  к  себе 11 Молодой  астроном 12 Благодаря  брата Не  слышал  звуков

Пример

1

Тип связи

Готовила обед

2

Скромный человек

3

Привозил из города

4

Читая книгу

5

Слушал читая

6

7

Красивые брови

8

Теснились ниже

9

Громко разговаривает

10

Забирал к себе

11

Молодой астроном

12

Благодаря брата

Не слышал звуков

«Согласование» Скромный  человек Красивые  брови Молодой  астроном Готовила  обед Привозил  из  города Читая  книгу Забирал  к  себе Благодаря  брата Не  слышал  звуков «Управление» «Примыкание» Слушал  читая Теснились  ниже Громко  разговаривает

«Согласование»

  • Скромный человек
  • Красивые брови
  • Молодой астроном
  • Готовила обед
  • Привозил из города
  • Читая книгу
  • Забирал к себе
  • Благодаря брата
  • Не слышал звуков

«Управление»

«Примыкание»

  • Слушал читая
  • Теснились ниже
  • Громко разговаривает
Рефлексия Приемы  на  этапе  рефлексии. Прием  «СИНКВЕЙН» В  переводе  с  французского,  синквейн  –  стихотворение, состоящее  из  пяти  строк,  которое  пишется  по  определенным правилам. В  первой  строчке  тема  называется  одним  словом  (обычно существительным). Вторая  строчка  -  это  описание  темы  в  двух  словах  (двумя прилагательными). Третья  строчка  -  это  описание  действия  в  рамках  этой темы  тремя  словами. Четвертая  строка  -  это  фраза  из  четырех  слов, показывающая  отношение  к  теме. Последняя  строка  -  это  синоним  из  одного  слова,  который повторяет  суть  темы. А  я  вам  предлагаю  составить  синквейн,  посвященный  нашей А  я  вам  предлагаю  составить  синквейн,  посвященный  нашей встрече. Итак,  тема  «Критическое  мышление». Итак,  тема  «Критическое  мышление».

Рефлексия

Приемы на этапе рефлексии.

Прием «СИНКВЕЙН»

В переводе с французского, синквейн – стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным

правилам.

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно

существительным).

  • Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя

прилагательными).

  • Третья строчка - это описание действия в рамках этой

темы тремя словами.

  • Четвертая строка - это фраза из четырех слов,

показывающая отношение к теме.

  • Последняя строка - это синоним из одного слова, который

повторяет суть темы.

  • А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей
  • А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей

встрече.

  • Итак, тема «Критическое мышление».
  • Итак, тема «Критическое мышление».
Приём

Приём "Пять пальцев"

Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-

классе и о технологии развития критического мышления,

используя технологию «Пять пальцев»:

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня

получил.

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего

достиг.

С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое

настроение.

У (указательный ) - услуга, помощь: чем я сегодня помог

другим, чем порадовал или поспособствовал.

Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое

самочувствие)

Три  человека  ворочали  камни. Одного  из  них  спросили:  –  Что  ты  делаешь? Он  вытер  пот  со  лба  и  ответил:  –  Горбачусь. Подошли  ко  второму  и  спросили:  –  А  ты  что делаешь? Он  закатал  рукава  и  деловито  сказал:  –  Деньги зарабатываю. Спросили  у  третьего:  –  А  что  делаешь  ты?... Он  посмотрел  вверх  и  сказал:  –  Храм  строю.

Три человека ворочали камни.

Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?

Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.

Спросили у третьего: – А что делаешь ты?... Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.