Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский Сад № 8»
Историческая справка Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Аделаида Крепси
Алгоритм составления синквейна
- 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
- 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
- 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
- 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
- 5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы , на этом этапе на выбор - можно отразить синоним к объекту, антоним, чувственное (эмоциональное) отношение, классификацию, ассоциации.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
При обучении детей составлению синквейна, решаются следующие задачи:
- значительная активизация словарного запаса;
- различие частей речи, работа с предложением;
- совершенствование навыка использования в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц;
- активизация мыслительной деятельности;
- совершенствование умения высказывать собственное отношение к чему-либо;
- стимуляция развития творческого потенциала учащихся.
« Речь - великая сила: она обучает, убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон
Синквейны можно использовать для занятий в детском саду.
- Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
- При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить , что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
- Знакомство с этим приёмом следует начинать
в старшем дошкольном возрасте!
Подготовительный этап:
Дети закрепляют понятие « слово » :
- « слова-предметы »
- « слова-предметы» - «неживые » « живые »
- слова «признаки »
- « слова-действия »
КУКЛА (классическая форма синквейна)
- Кукла
- Красивая, любимая.
- Стоит, сидит, улыбается.
- Моя кукла самая красивая.
- Игрушка .
ЗАЯЦ (обратная форма синквейна)
5. Дикое животное.
4. В наших лесах живут зайцы.
3. Скачет, прячется, боится
2. Белый, пушистый
1. Заяц
СИНКВЕЙН –ЗАГАДКА используется на этапе актуализации знаний
1. ?
2. Cерый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится этот зверек
5. Лес.
Можно составлять «гирлянду» синквейнов. Это несколько синквейнов , объединённых общей темой. Составляется «гирлянда», начиная с классического синквейна и далее идут другие творческие формы «Гирлянда» синквейнов по теме: «Животные жарких стран»
Классический синквейн.
1.Слон (1 сл.)
2.Большой, сильный. (2 сл.)
3.Стоит, идет, купается, ест. (3 сл.)
4. Слоны очень умные животные. (4 сл. – вывод по теме)
5. Млекопитающее животное. (классификация)
1.Лев.
2.Красивый, могучий, сильный, крупный, грациозный
3.Нападает, рычит, живёт в саванне. (словосочетание с глаголом)
4. Мне нравится наблюдать за выступление львов в цирке. Хочу стать дрессировщиком (Личное отношение)
5. Царь зверей. (фразеологизм)
1.Жираф.
2. Низкий, хищный. (слова-антонимы)
3.Обороняется, жуёт.
4.Самое высокое сухопутное животное. (Факт по теме)
5. Длинношеий житель Африки с пятнистой шкурой. (Загадка – описание, присущее только этому животному)
Составляем синквейн по теме «Семья»
- Слово-предмет
- Слова – признаки(2)
3. Слова-действия (3)
4. Предложение по теме
5. Синоним, ассоциация.
Эффективность и значимость синквейна
- Его простота. Синквейн могут составить все.
- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Обучает синтезу, обобщению и анализу различных понятий и их содержания.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Уточняет грамматическое значение слова.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление, пополняет словарный запас.
- Формирует умение полно и точно излагать свои мысли и чувства. Способствует самовыражению детей.
- Развивает образное мышление и свободное творчество.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их ).
- Способствует формированию коммуникативных действий - воспитывает умение сотрудничества с учителем и со сверстниками
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!
Педагогическая ценность
- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
- Получается у всех.
- Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; учит коротко, но точно выражать свои мысли;
- Способствует расширению и актуализации словарного запаса; закрепляет знания по изученным лексическим темам.
Использование в работе
Синквейн о синквейне
1. Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология.