СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи старших дошкольников"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопеды и педагоги находятся в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Логопеды, психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети затрудняются составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, при этом необходимо, чтобы процесс обучения был интересным, занимательным, развивающим. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Остальную информацию смотрите в прилагаемой презентации.

Просмотр содержимого документа
«"Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи старших дошкольников"»

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский Сад № 8»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский Сад № 8»

  Историческая справка   Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».  Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.     Аделаида Крепси

Историческая справка Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Аделаида Крепси

Алгоритм составления синквейна   1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна. 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме. 5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы , на этом этапе на выбор - можно отразить синоним к объекту, антоним, чувственное (эмоциональное) отношение, классификацию, ассоциации.         Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Алгоритм составления синквейна

  • 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
  • 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
  • 5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы , на этом этапе на выбор - можно отразить синоним к объекту, антоним, чувственное (эмоциональное) отношение, классификацию, ассоциации.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

При обучении детей составлению синквейна, решаются следующие задачи: значительная активизация словарного запаса; различие частей речи, работа с предложением; совершенствование навыка   использования в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц; активизация мыслительной деятельности; совершенствование умения высказывать собственное отношение к чему-либо;    стимуляция развития творческого потенциала учащихся.

При обучении детей составлению синквейна, решаются следующие задачи:

  • значительная активизация словарного запаса;
  • различие частей речи, работа с предложением;
  • совершенствование навыка   использования в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • совершенствование умения высказывать собственное отношение к чему-либо;  
  • стимуляция развития творческого потенциала учащихся.
    « Речь - великая сила: она обучает, убеждает, обращает, принуждает»   Р. Эмерсон   Синквейны можно использовать для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.  Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить , что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!

« Речь - великая сила: она обучает, убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон

Синквейны можно использовать для занятий в детском саду.

  • Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
  • При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить , что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
  • Знакомство с этим приёмом следует начинать

в старшем дошкольном возрасте!

Подготовительный этап: Дети закрепляют   понятие  « слово » : « слова-предметы »  « слова-предметы» - «неживые »  « живые »  слова «признаки »                 « слова-действия »

Подготовительный этап:

Дети закрепляют   понятие  « слово » :

  • « слова-предметы »
  • « слова-предметы» - «неживые » « живые »
  • слова «признаки »             
  •   « слова-действия »
КУКЛА  (классическая форма синквейна) Кукла  Красивая, любимая.  Стоит, сидит, улыбается. Моя кукла самая красивая.  Игрушка .  

КУКЛА (классическая форма синквейна)

  • Кукла 
  • Красивая, любимая. 
  • Стоит, сидит, улыбается.
  • Моя кукла самая красивая. 
  • Игрушка .  
 ЗАЯЦ   (обратная форма синквейна)  5. Дикое животное. 4. В наших лесах живут зайцы. 3. Скачет, прячется, боится   2. Белый, пушистый 1. Заяц

ЗАЯЦ (обратная форма синквейна)

5. Дикое животное.

4. В наших лесах живут зайцы.

3. Скачет, прячется, боится  

2. Белый, пушистый

1. Заяц

СИНКВЕЙН –ЗАГАДКА  используется на этапе актуализации знаний 1. ? 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Лес.

СИНКВЕЙН –ЗАГАДКА используется на этапе актуализации знаний

1. ?

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится этот зверек

5. Лес.

Можно составлять «гирлянду» синквейнов. Это несколько синквейнов , объединённых общей темой.  Составляется «гирлянда», начиная с классического синквейна и далее идут другие творческие формы  «Гирлянда» синквейнов по теме: «Животные жарких стран»  Классический синквейн. 1.Слон (1 сл.) 2.Большой, сильный. (2 сл.) 3.Стоит, идет, купается, ест. (3 сл.) 4. Слоны очень умные животные. (4 сл. – вывод по теме) 5. Млекопитающее животное. (классификация) 1.Лев. 2.Красивый, могучий, сильный, крупный, грациозный 3.Нападает, рычит, живёт в саванне. (словосочетание с глаголом) 4. Мне нравится наблюдать за выступление львов в цирке. Хочу стать дрессировщиком (Личное отношение) 5. Царь зверей. (фразеологизм) 1.Жираф. 2. Низкий, хищный. (слова-антонимы) 3.Обороняется, жуёт. 4.Самое высокое сухопутное животное. (Факт по теме) 5. Длинношеий житель Африки с пятнистой шкурой. (Загадка – описание, присущее только этому животному)

Можно составлять «гирлянду» синквейнов. Это несколько синквейнов , объединённых общей темой. Составляется «гирлянда», начиная с классического синквейна и далее идут другие творческие формы «Гирлянда» синквейнов по теме: «Животные жарких стран»

Классический синквейн.

1.Слон (1 сл.)

2.Большой, сильный. (2 сл.)

3.Стоит, идет, купается, ест. (3 сл.)

4. Слоны очень умные животные. (4 сл. – вывод по теме)

5. Млекопитающее животное. (классификация)

1.Лев.

2.Красивый, могучий, сильный, крупный, грациозный

3.Нападает, рычит, живёт в саванне. (словосочетание с глаголом)

4. Мне нравится наблюдать за выступление львов в цирке. Хочу стать дрессировщиком (Личное отношение)

5. Царь зверей. (фразеологизм)

1.Жираф.

2. Низкий, хищный. (слова-антонимы)

3.Обороняется, жуёт.

4.Самое высокое сухопутное животное. (Факт по теме)

5. Длинношеий житель Африки с пятнистой шкурой. (Загадка – описание, присущее только этому животному)

Составляем синквейн по теме «Семья» Слово-предмет Слова – признаки(2) 3. Слова-действия (3) 4. Предложение по теме 5. Синоним, ассоциация.

Составляем синквейн по теме «Семья»

  • Слово-предмет
  • Слова – признаки(2)

3. Слова-действия (3)

4. Предложение по теме

5. Синоним, ассоциация.

Эффективность и значимость синквейна

  • Его простота. Синквейн могут составить все.
  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Обучает  синтезу, обобщению и анализу различных понятий и их содержания.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Уточняет  грамматическое значение слова.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление, пополняет словарный запас.
  • Формирует умение полно и точно  излагать свои  мысли и чувства. Способствует самовыражению детей.
  • Развивает образное мышление и свободное творчество.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их ).
  • Способствует формированию коммуникативных действий - воспитывает  умение сотрудничества с учителем и  со сверстниками

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!

Педагогическая ценность Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Активизирует и развивает мыслительную деятельность. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; учит коротко, но точно выражать свои мысли; Способствует расширению и актуализации словарного запаса; закрепляет знания по изученным лексическим темам.

Педагогическая ценность

  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  • Получается у всех.
  • Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; учит коротко, но точно выражать свои мысли;
  • Способствует расширению и актуализации словарного запаса; закрепляет знания по изученным лексическим темам.

Использование в работе

Использование в работе

Синквейн о синквейне 1. Синквейн. 2. Творческий, активизирующий. 3. Развивает, обогащает, уточняет. 4. Синквейн помогает учиться. 5. Технология.

Синквейн о синквейне

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!