Использование технологии смыслового чтения на уроках географии.
«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания»
А. Герцен
Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая в современной школе. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями общества и ФГОС. Во ФГОС ООО чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией, как средство воспитания и развития учащегося и формулируется как «смысловое чтение». Всеми учителями на различных ступенях обучения должна вестись систематическая работа по формированию и развитию у обучающихся навыков смыслового чтения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.
Главная обучающая задача смыслового чтения состоит в том, чтобы
совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности,
эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Традиционно все чтение можно разделить на три вида: изучающее, ознакомительное, просмотровое. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.
Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то
читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения называется изучающее чтение.
Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.
Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о
содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.
Таким образом, при чтении текста необходимо четко знать, с какой целью мы читаем, и,
осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приемы одного из названных видов чтения.
Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.
Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является то, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст.
Все стратегии чтения можно разделить на три группы:
стратегии предтекстовой деятельности; стратегии текстовой деятельности
стратегии послетекстовой деятельности
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью
привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.
Технология смыслового чтения развивает универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные.
Познавательные УУД – это действия поиска, отбора, структурирования информации. Позволяют выявлять особенности объектов и явлений, представлять информацию в разном виде, извлекать и обобщать ее, делать выводы
Коммуникативные УУД формируются в том числе и через технологии осмысленного чтения. Они обеспечивают возможности сотрудничества, это умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в парах, группах, контролировать действия друг друга, уметь договариваться; эффективно сотрудничать.
Регулятивные УУД определяют умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию, обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, корректировки своих действий, оценки усвоения. Рассмотрим примеры заданий, используемые на уроках географии для формирования регулятивных УУД.
Личностные УУД включают оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией, делают учение осмысленным, показывают связь с реальными жизненными ситуациями. Примеры заданий, для формирования личностных УУД через технологии осмысленного чтения.
Некоторые варианты приёмов работы с текстом из личного опыта. Это задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.
Определение новых понятий
Каждый урок мы начинаем с определения новых понятий. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу:
-разобраться в значении понятий;
научиться правильно их произносить;
найти в тексте или в словаре их объяснение.
Например: Найдите в тексте параграфа "Погода и климат” объяснение понятия "климат”. Что означает в переводе на русский язык слово "климат”? Чем отличаются два понятия "погода” и "климат”? Что у них общего? В чём между ними разница? Почему нельзя сказать: какой сегодня климат?
Другой пример: Выясните сущность процесса "мировой круговорот воды”. В каких темах мы встречались с понятием "круговорот”? Какие круговороты в природе вы знаете? Работу с терминами можно усложнить, предложив проанализировать определение понятия:
В тексте параграфа "Воды суши” найдите определение понятия "река”, выделите в нем определяемое слово ( водный поток), а затем – общие и частные признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным). Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать.
Приём «Составление вопросов к тексту»
Анализ информации, представленной в тексте, формулировка вопросов к тексту, для ответа на которые нужно использовать имеющиеся данные.
На Земле есть отдельные горы, выделяющиеся своей правильной формой. В отличие от других гор они имеют на вершине отверстие – кратер, которым заканчивается канал, идущий из глубины земной коры, - жерло. Через этот канал временами вырываются на поверхность горячие газы, изливается магма. Такие горы называются вулканами.
Прочитайте текст.
Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Составьте вопросы.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три
«толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему? Почему вы думаете? Предположите, что будет если? В чём различие? Почему вы считаете.? | Кто? Что? Когда? Может? Мог ли? Было ли? Будет ли? Согласны ли вы? Верно ли? |
Приём «Маркировка текста»
Этот прием применяется для стимулирования более внимательного чтения. Происходит
маркировка текста значками по мере чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
На Земле есть отдельные горы | на вершине отверстие – кратер, канал из глубины земной коры - жерло | Через канал вырываются на поверхность горячие газы | горы правильной формы |
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у ребят возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание.
На примере урока по теме «Движение земной коры. Вулканизм»
Предлагаю вслух прочитать первый абзац текста 1-го пункта параграфа «Землетрясения» и ответить на вопрос «Как вы поняли, что такое землетрясение?». Затем ребятам
предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос - прием
«Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника». Данный приём
используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного
явления (процесса) или определения понятия. Задание можно усложнить: «Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите
определение, стараясь не подсматривать в учебник».
Данный пункт параграфа содержит новые для ребят понятия. Некоторые из них учащиеся находят в тексте без особого труда, так как они выделенные курсивом или жирным шрифтом, например, «землетрясение», другие могут выделить лишь после анализа текста – «сейсмология», «сейсмограф», «шкала Рихтера». Однако, чтобы школьники хорошо их усвоили, недостаточно одной только записи в тетради; необходимо провести дополнительную работу: разобраться в значении понятий, научиться правильно их произносить, найти в тексте или в словаре их объяснение.
В завершении данной работы целесообразно использовать прием «Логическая цепочка» и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение». Возможны следующие варианты ответа - «землетрясение (грозное природное явление) - сейсмограф (прибор, регистрирующий колебания земной коры) - шкала Рихтера (шкала, определяющая силу землетрясения) - сейсмология (наука о землетрясениях)».
Перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению таблицы:
Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.
Как заполнить таблицу?
Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.
Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы
Используя текст учебника, заполните таблицу:
Особенности природных зон мира
Природная зона | Особенности климата | Растительность | Животный мир |
Влажные экваториальные леса | | | |
Саванны | | | |
Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Выберите неверное утверждение
Большая часть населения Земли живет на равнинах
Более 2/3 населения проживает на 8% территории Земли
В высокогорьях живет 10% населения Земли
Большая часть населения проживает в Северном полушарии
Работа с ключевыми понятиями
До прочтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия.
После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.
Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте (при
работе с информационным текстом, выделенные слова параграфа).
Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).
Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему.
Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения). Цель– актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Учащимся дается ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны (после прочтения предлагается вернуться, если ответ изменился, объяснить почему).
Задай вопрос
Осмысление материала всегда начинается с задавания вопросов (что это? Почему? Зачем мне это нужно?)
Цель учителя - спровоцировать ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу.
Как используется данная стратегия: перед изучением учебного текста ставится задача
составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление).
Важно: ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы.
Однако так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен в режиме просмотрового чтения ознакомиться с текстом. Но он это сделает гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».
Логические цепочки (данная стратегия может использоваться и на этапе после чтения текста).
Суть: обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность.
Оценка текста
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.
Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной
организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик «приподнялся» над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:
Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?
Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?
Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.
Синквейн
Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,
позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.
Дети используют различные источники информации. Методика:
Объяснить правила написания синквейна;
Привести несколько примеров синквейна;
Сформулировать тему;
Зафиксировать время на написание синквейнов;
Заслушать варианты (по желанию учеников)
Дети используют различные источники информации.
Методика отрабатывается на нескольких уроках. Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.
Примеры синквейнов:
Рельеф
Расчлененный, разнообразный Поднимается, опускается, изменяется Неровности суши и дна океанов
«Каркас природы» 2.Равнины
Плоские, холмистые
Простираются, заболачиваются, заливаются Характерно небольшое колебание высот
Просторы 3.Горы
Складчатые, глыбовые
Возвышаются, белеют, дымятся
Формируются в тектонически активных областях Сильно расчлененные участки
4. Вулканы
Действующие, потухшие
Извергаются, грохочут, сжигают Выброс лавы, огня и пепла
Гора.
«Мозговой штурм». Посмотрите на название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы. Тема «Гидросфера»
Что такое гидросфера?
Какие свойства имеет вода?
Что такое мировой круговорот воды?
Из каких частей состоит гидросфера?
–Какова роль гидросферы в жизни человека.
«Глоссарий».
Пример: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
Геосистема | природа | устойчивость | открытость |
Заказники | ПТК | заповедник | экологический каркас |
Ландшафт | литосфера | Сибирь | комфортность среды |
Необходимость применения данной технологии на уроках географии очевидна, особенно при подготовке к государственной итоговой аттестации. В ЕГЭ включены задания, которые требуют текстового анализа, интерпретации и преобразования информации.
Цель смыслового чтения – полное понимание содержания текста, осмысление полученной информации, осуществление познавательной деятельности. Качественное и регулярное применение технологии смыслового чтения позволяет получать высокие образовательные результаты.