СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии сторителлинг для развития личности детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии сторителлинг для развития личности детей дошкольного возраста»»


Тема: «Использование технологии сторителлинг для развития личности детей дошкольного возраста»

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми.

Современные дети находятся под влиянием гаджетов, отсутствие живого речевого общения. Отсутствие свободного времени у родителей приводит к дефициту речевого общения с детьми.Как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе, безволие, склонность к жестокости. 

Одна из основных  задач  педагога – выбрать  оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника.

Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как “сторителлинг”. Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. 

Термин “сторителлинг” возник от английского слова storytelling  и в переводе означает «рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма синоним – “сказительство”, подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. 

 Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга .

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Педагогу необходимо захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

  • развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение, уверенность в выступлениях на публике;

  • способствовать раскрытию талантов и самовыражения;

  • наглядно мотивировать поступки героев;

  • формировать умственное восприятие и переработку информации, желание общаться.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

  • Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом.

  • Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика)

  • Активный сторителлинг – действие по сценарию, проблемная ситуация (педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи)

Классический сторителлинг.

Реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Например: детям младшего возраста рассказать историю, взяв за основу знакомую сказку В Сутеева «Кто сказал «Мяу?»

Ребята, а вы знаете, кто говорит «Мяу?» (ответы детей)

Какие вы молодцы! А я вот не знала…

Но однажды открыла книжку и нашла там интересную историю, и сейчас я хочу вам её рассказать.

Рассказ воспитателя сопровождается показом изображений ( показ слайдов с иллюстрациями сказки)

Дидактическая игра «Потешки на кубе». На гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной из потешек. Затем бросая куб, дети вместе с воспитателем рассматривают верхнюю выпавшую грань куба, и рассказывают соответствующую потешку. Впоследствии, дети самостоятельно могут играть в куб, рассказывая друг другу потешки, или сочиняя по картинкам свои истории.

Цифровой сторителлинг

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика). Данный вид подходит для детей старшей и подготовительных групп.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Требования к составлению интеллектуальной карте:

  • Главная идея обводится в центре страницы.

  • Лист располагается горизонтально.

  • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

  • Каждая мысль обводится.

  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

  • Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Инфографика – это новый тренд в мнемотехнике.

Мнемотехника направлена на запоминание информации.

Инфографика направлена на получение новых знаний.

Задачи  инфографики:

  • совершенствование процесса восприятия информации;

  • объяснение сложной информации простыми образами, символами;

  • передача данных в кратком и необычном виде.

Принципы создания инфографики: наглядность, актуальность, лаконичность, образность, последовательность и, конечно, эстетичность.

В отличие от обычных картинок, инфографика может ожить и заговорить с ребенком, что делает образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее, а движение отдельных частей, при помощи анимации, привлечёт внимание ребёнка.

Активный сторителлинг

  • Педагог задает основу события, формирует ее проблемы, цели и задачи.

  • Дети вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

В любой истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Начиная с младшего возраста можно использовать «Кубики историй»

Это уникальная игра – пособие, развивающая фантазию и речь.

  • Для изготовления этой игры необходимо подобрать красочные предметные и сюжетные картинки. На кубики можно наклеить уголки для фотографий, чтобы можно было менять картинки. Или же изготовить кубики по шаблону.

  • Суть игры в том, что вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких - нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным – давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков. Начиная с того, который привлёк ваше внимание.

Или же например: Изначально выбирается герой, задаётся тема рассказа: жил-был гном. Ребёнок достаёт из мешочка кубик, начинает рассказывать историю. Выпадает дерево (рядом с домиком гнома росло дерево), выпадает картинка-солнышко (над домом гномика светит солнышко) и т.д. Таким образом, сочиняются интересные истории. Можно вначале упростить задачу, первым бросает ребёнок, затем взрослый, потом опять ребёнок…. Благодаря такой очерёдности педагог может направлять содержание истории. Со временем дети сами составляют интересные рассказы.

Наиболее важные моменты при создании истории с помощью кубиков.

  • Необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.

  • В истории должен быть определённый персонаж или герой. У героя должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Главный персонаж должен вызывать симпатию, дети должны представлять себя на месте главного героя.

  • Необходимо использовать открытые вопросы в адрес детей, добавлять эмоциональный фон к фактам, использовать чувство юмора.

Для детей старшего дошкольного возраста для сочинения историй можно использовать Карты Проппа.

Это игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказок. Одна карта – это и есть определённое событие сказки.

  • Карты Проппа можно изготовить из бумаги, наклеив на плотном картоне. Сложить их в специальную коробку и расположить в свободном доступе для детей в книжном уголке.

  • Всего 28 карт, но педагог может взять не все 28, а наиболее часто встречающиеся в сказках функции. На начальном этапе достаточно использовать всего 5-8 карт.

Работа с картами Проппа проходит в несколько этапов:

1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:

присказка, зачин (приглашение в сказку);

повествование;

концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Алгоритм составления историй:

  1. Вступление:

должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления: Когда-то давным-давно…., Садитесь поближе, я вам расскажу…, Однажды…, В некотором царстве, в некотором государстве…, Жили-были…., Это произошло темной и дождливой ночью…, Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

Описывается основная сюжетная линия.

  • Что произошло с героем?

  • Кого он встретил или что нашел?

  • Что он планирует с этим делать?

3. Кульминация:

  • Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение:

Должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Итог: важно, чтобы в них было вступление, где дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Обязательно наличие героя, которому нужно сопереживать. Дальше идёт развитие событий, где герой погружается в ситуацию, кульминация и развязка. Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала, концовка должна быть однозначной.

Правила техники рассказа историй

  • Визуальный контент (информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн)

  • Учет возраста детей и их настроения.

  • Рассказ истории от первого лица.

  • Доступность языка, яркие герои.

  • Открытые вопросы в адрес детей.

  • Смена сюжета повествования, его последовательности, окончания.

Метод сторителлинга позволяет

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми;

  • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

  • обогатить устную речь дошкольников;

  • облегчить процесс запоминания сюжета.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Я использую в работе с детьми уникальную настольную игру - пособие метода storytelling, «Кубики Историй», развивающую фантазию и речь.  Кубик размером 3*3см на каждой из шести граней имеет предметную картинку, с которой нужно связать свой рассказ. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ. Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения»

Я сегодня познакомлю вас с одним из способов сочинения историй «Бросай и Играй»

Самый простой способ игры в Кубики Историй. Для этого возьмите девять кубиков и хорошенько потрясите, а потом бросайте на стол.
Теперь скажите «Однажды...» ( или одно из слов\предложений, которые вы видите на табличке ниже), выберите первый кубик, с которого начнется и продолжится рассказ, связав остальные картинки в одну историю!

ВСТУПЛЕНИЕ

  • Когда – то давным давно…

  • Садитесь поближе я вам расскажу…

  • В некотором царстве, в некотором государстве…

  • Это произошло темной и дождливой ночью…

  • Наш герой понятия не имел, что его ждет

  • Тогда казалось, что это не так важно…

  • Жили – были…



В заключении хочу сказать, что технология “сторителлинг” рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.