СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии SWOT-анализа в практической деятельности педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе дан краткий обзор SVOT-анализа как маркетинговой технологии и возможности его использования в педагогической деятельности, в том числе на учебных занятиях и во внеклассной работе.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии SWOT-анализа в практической деятельности педагога»



Использование технологии SWOT-анализа
в практической деятельности педагога при дистанционном обучении


Грецкая А.А., преподаватель высшей категории


Переход к информационному обществу новые задачи перед системой образования: ставит перед системой образования новые задачи: овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков критического мышления; дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность».

Особое место в процессе модернизации российского образования отведено личности педагога, который должен обладать особыми знаниями, навыками и умениями для организации эффективной образовательной деятельности обучающихся.

Са современном этапе развития общества перед педагогом стоят такие задачи, как: освоение нового содержания образования, поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания, учет изменений как в информационном поле преподаваемого предмета, так и в обществе в целом.

Основой достижения современного качества образования является профессионализм педагога.

Важнейшей особенностью педагогической деятельности является ее творческий характер. Педагогическое творчества преподавателя определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности: планирование, организация, реализация, анализ результатов. Умение анализировать свою деятельность, видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности, выявлять причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться – все это составляет основу компетентности педагога. От умения анализировать собственный урок, конкретные педагогические ситуации, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, регулировать свою педагогическую деятельность.

Один из результативных методов для определения основных направлений развития является SWOT-анализ, разработанный профессором Гарвардского университета Кеннетом Эндрюсом.

Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях, позднее стал использоваться как инструмент для конструирования стратегий. Сегодня раздел «SWOT-анализ» присутствует в каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга.

Несмотря на то, что SWOT-анализ пришел в образовательную среду из бизнеса, его можно эффективно использоваться практически во всех сферах образовательной: от формирования стратегии развития образовательного учреждения, до проведения уроков. Метод SWOT-анализа активно внедряется как в процессе реализации управленческой деятельности, так и в при организации процесса обучения.

SWOT-анализ ― метод стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации или профессиональной деятельности. Данные факторы делятся на четыре категории:

Strengths – сильные стороны;

Weakness – слабые стороны;

Opportunities – возможности;

Threats – угрозы.

Цель SWOT-анализа заключает сведению к минимуму слабых сторон организации или деятельности и наибольшем развитии сильных сторон. Для совершенствования деятельности используются благоприятные условия.

Чтобы результаты SWOT-анализа не были искаженными и подходили для принятия управленческих решений необходимо учитывать следующие правила:

Правило 1. Определить объект, который будет анализироваться. Если область анализа объемная, то целесообразно разбить ее на узкие сферы. Например, SWOT-анализ условий для профориентационной работы, SWOT-анализ формирования навыков ЗОЖ, SWOT-анализ построения системы работы с обучающимися с признаками одаренности, SWOT-анализ урока.

Правило 2. Точно определить разницу между компонентами SWOT: слабые и сильные стороны подконтрольны организации, возможности и угрозы являются характеристиками внешней среды, которые неподвластны влиянию организации.

Правило 3. Преимущества и недостатки образовательной организации или образовательного процесса необходимо оценивать с позиции потребителя образовательных услуг, которыми являются учащиеся и их законные представители.

Правило 4. Анализ должен быть объективным, в процессе анализа следует использовать разностороннюю информацию. Поэтому анализ должна делать группа сотрудников.

Правило 5. В анализе не должно быть объемных и двусмысленных формулировок. Следует стараться использовать четкие и измеряемые понятия и формулировки.

Технология построения SWOT-матрицы

Определить объект анализа.

Создать группу экспертов.

С целью объективности проведения SWOT-анализа необходимо или привлечь сторонних экспертов, или использовать метод мозгового штурма. Работа будет эффективной, если численность группы будет составлять 5 – 7 человек.

Выявить сильные и слабые стороны.

Каждая группа записывает свои мысли по всем компонентам анализа: слабые и сильные стороны. Каждой формулировке следует дать пояснения и комментарии, которые кратко раскрывают, почему эту позицию отнесли к сильной или слабой стороне.

Определение возможностей и угроз.

Группы действуют по аналогии с предыдущим шагом: формулируют возможности и угрозы, дают пояснения.

Участники ранжируют перечисленные факторы по степени важности (от более весомого к менее значимому).

Прежде чем приступить к формулировке выводов, нужно еще раз убедиться в весомости и приоритетности каждого пункта матрицы. При ранжировании целесообразно использовать выставление баллов.

Анализ матрицы и формулировка результатов.

Цель построения SWOT-матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на построении четырех групп различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств.

Использование результатов SWOT-анализа для создания стратегии.

Появившиеся в ходе анализа направления развития следует сгруппировать, определить их приоритеты и уже на основе данной информации сформировать стратегию.

Результаты SWOT-анализа должны стать инструментом в формировании последовательности действий для достижения поставленных целей. Они помогут определить, какие имеющиеся сильные стороны образовательного учреждения могут быть усилены еще больше, и какие слабые стороны можно преодолеть, что необходимо сделать для усиления благоприятных возможностей внешнего влияния и как научиться, вовремя распознавать и использовать их в интересах учреждения..

Использование SWOT-анализа в образовательном процессе

SWOT-анализ можно использовать не только при разработке стратегии развития образовательной организации, но и в процессе анализа занятий. В этом случае педагог в процессе проектирования учебного занятия сразу может выявить слабые стороны и предусмотреть такие виды деятельности, которые смогут их компенсировать. Также можно предложить обучающимся по методу SWOT провести анализ занятия или использовать его при проектировании индивидуального образовательного маршрута, самостоятельной оценки активности.

В ходе SWOT-анализа урока следует определить сильные и слабые стороны учебного занятия. Совокупность критериев должна охватывать весь урок как деятельностную систему, то есть касаться всех взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, процесса и средств, его обеспечивающих, взаимодействия педагога и обучающихся, образовательного результата.

Возможности урока рассматриваются относительно возможностей образовательной среды: условий, в которых он проводится, учебного помещения или образовательной организации в целом, окружения образовательной организации, Также сюда следует отнести степень задействования потенциала, который представляет образовательная среда учреждения: методический кабинет, опыт более профессиональных коллег, библиотека, банк электронных средств обучения, сеть Интернет, социум, производственные предприятия, центры работы с молодёжью и их услуги по профориентационной работе. Также к возможностям урока можно отнести степень вовлеченности обучающихся в процесс обучения.

К угрозам следует отнести факторы, влияющие на достижение результата и здоровье учащихся: угрозы психическому и физическому здоровью учащихся; обстоятельства, отвлекающих учащихся от учебно-познавательной деятельности (например, использование мобильного телефона на уроке).

Для проведения SWOT-анализа урока целесообразно составить перечни:

  • критериев эффективности урока (этот перечень позволит выделить сильные и слабые аспекты урока);

  • возможностей, которые предоставляет образовательное учреждение и социокультурная среда для обеспечения эффективности урока;

  • угроз (ориентация на этот перечень позволяет учителю продумывать урок так, чтобы противостоять угрозам, а при анализе обсуждается, что на уроке делалось, чтобы минимизировать их влияние на детей).

Если после посещения урока администрация образовательного учреждения проводит SWOT-анализ учебного занятия, то целесообразно сочетать анализ и самоанализ: администратор и педагог независимо друг от друга заполняют таблицу, после ее заполнения организуется выделение проблемных мест. Это позволит охватить возможные варианты решений проблемы, определить приоритетное направление действий, что в свою очередь формулирует стратегию дальнейшего развития личности педагога.

Также SWOT-анализ может быть использован как прием работы на уроке. Данный прием направлен на развитие критического мышления, позволяет структурировать, сравнивать информацию, формулировать и делать выводы и предположения Дети учатся моделировать ситуации, предлагать несколько вариантов решения, находить оптимальный вариант.

На первом этапе урока обучающиеся знакомятся с учебным и дополнительным материалом, происходит обмен новой информацией.

На втором этапе урока заполняют матрицу SWOT-анализа и выстраивают стратегию.

На третьем этапе урока каждая группа знакомит с результатами работы.

Четвертый этап - подведение итогов.

Использование приема SWOT-анализа развивает способность резюмировать информацию, кратко излагать сложные идеи, чувства и представления. В связи с этим особую актуальность приобретает работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления. Умение раскрывать основные понятия, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией ― умения, необходимые для успешной сдачи государственной итоговой аттестации.

Использование приема SWOT-анализа эффективен и во внеклассной работе. Использование приема SWOT-анализа во внеклассной деятельности способствует развитию навыков XXI века (soft skills), которые необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Несмотря на то, что SWOT-анализ пришел в образовательную среду из бизнеса, он может широко использоваться практически во всех сферах деятельности образовательного учреждения: от формирования общей стратегии развития организации до формирования системы оценивания и проведения занятий.


Источники:

  1. Ишомухаммедов Р., Абдукадиров А., Пардаев А. Инновационные технологии в образовании.// Ташкент. 2008. -180 с.

  2. Кодолов С. М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. 2005. №8. С. 17-24.

  3. Колмогорцева Т. А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования / / Дополнительное образование. 2003. №7 С. 11-12.

  4. Сорокина Е.Л., Елинская Я. А. Использование технологии swot-анализа при проектировании программ развития образовательных учреждений. / Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://sispp.ru/articles/ispolzovanie-tehnologii-swot-analiza-pri-proektirovanii-programm-razvitiya-obrazovatelnyh-uchrezhdenij/
  5. Яхшиева, З. Ш. Разработка стратегии проведения урока на основе SWOT-анализа / З. Ш. Яхшиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 311-314. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/151/42530/