СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии ТРИЗ в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

технология Г. С. Альтшулера в течении многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть - творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ - теория развития творческой личности

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии ТРИЗ в детском саду»

«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании мира» Л.С. Выготский Технология ТРИЗ

«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании мира»

Л.С. Выготский

Технология ТРИЗ

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач

ТРИЗ

теория

решения

изобретательных

задач

Основателем является  Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926-24.09.1998)

Основателем является

Генрих

Саулович

Альтшуллер

(15.10.1926-24.09.1998)

Технология Г. С. Альтшуллера  в течение многих лет  с успехом использовалась  в работе с детьми на станциях  юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика,  а затем и новый раздел ТРИЗ —  теория развития творческой личности.

Технология Г. С. Альтшуллера

в течение многих лет

с успехом использовалась

в работе с детьми на станциях

юных техников,

где и появилась

ее вторая часть —

творческая педагогика,

а затем и новый раздел ТРИЗ —

теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ

с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки,

творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие  проблемы.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности,

способной понимать единство и противоречие

окружающего мира,

решать свои маленькие

проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

Они учат детей выявлять

противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка ОУД  по различным областям Кружковая работа Работа  с педагогами ДОУ Праздники ТРИЗ Работа с родителями Вечера развлечений Индивидуальная работа с детьми Физминутки

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка

ОУД

по различным областям

Кружковая работа

Работа

с педагогами ДОУ

Праздники

ТРИЗ

Работа

с родителями

Вечера развлечений

Индивидуальная работа с детьми

Физминутки

Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них.

Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них.

Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.

Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.

Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.

  Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.  

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

 

Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия.  Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью   Кругов Луллия  закрепляются и систематизируются знания детей об объектах окружающей действительности.

Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия. 

Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью

  Кругов Луллия  закрепляются и систематизируются знания детей об объектах

окружающей

действительности.

  Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства.  Фея Добрая Шар Костер Расписной Красивая Большой Воздушная Летучий  Жаркий Мыльный Яркий   Матрешка Добрая, красивая, расписная, большая, яркая

  Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом

Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства.

Фея

Добрая

Шар

Костер

Расписной

Красивая

Большой

Воздушная

Летучий

Жаркий

Мыльный

Яркий

Матрешка

Добрая, красивая, расписная, большая, яркая

Типовые приёмы фантазирования . Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: - увеличение-уменьшение, - дробление-объединение, - оживление-окаменение, - специализация-универсализация, - преобразование свойств времени, - приём «Наоборот».

Типовые приёмы фантазирования . Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:

- увеличение-уменьшение,

- дробление-объединение,

- оживление-окаменение,

- специализация-универсализация,

- преобразование свойств времени,

- приём «Наоборот».

Метод Мозгового Штурма   предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Метод Мозгового Штурма   предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические

идеи и решения.

Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием:  Эмпатии – личностного уподобления –  способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо,  уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на физкультминутках.

Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием:  Эмпатии – личностного уподобления – 

способности ребенка отождествлять

себя с кем-либо или чем-либо,

уметь сопереживать объекту.

Очень удачен этот прием на физкультминутках.

Метод каталога.   Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Метод каталога.  

Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

ММЧ( метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

ММЧ( метод маленьких человечков).

Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

  Системный оператор Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение.   

 

Системный оператор

Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение.

 

 Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения .    

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения .

 

 

Цель первого этапа –  научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.  Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».  На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Пособия по развитию сенсорных эталонов Рисование восковыми

Пособия по развитию сенсорных эталонов

Рисование восковыми

Круги «Луллия»

Круги «Луллия»

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам ДОО. Ведь как сказал Я. Каменский:  «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам ДОО.

Ведь как сказал Я. Каменский:

«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!