СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии ТРИЗ в развитии детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое ТРИЗ и как с этим работать в детском саду? Это то, что делает детей немного счастливее! А ощущение счастья нам в группе компенсирующего развития детей с особенностями здоровья просто необходимы! Надеюсь, что кому-то тоже захочется попробовать...

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии ТРИЗ в развитии детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 Опыт работы  на тему «Использование методики ТРИЗ в развитии речи детей и творческих способностей в целом» Подготовил: О.В. Чубенко воспитатель высшей  кв. категории г. Новочеркасск 2017г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61

Опыт работы

на тему «Использование методики ТРИЗ в развитии речи детей и творческих способностей в целом»

Подготовил:

О.В. Чубенко

воспитатель

высшей

кв. категории

г. Новочеркасск

2017г.

Актуальность вопроса… Как сделать общение и обучение детей более светлым и радостным? Как сохранить в них огонек жажды знаний? Дети любознательны , но можно ли сохранить в них этот огонек пытливости? Да, познание должно быть радостным и приносить радость! Ребенку очень нужно чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. А счастливого ребенка легче воспитывать и развивать. Использование педагогом элементов методики приносит радость и окрыляет всех: детей, их родителей и педагогов…

Актуальность вопроса…

Как сделать общение и обучение детей более светлым и радостным? Как сохранить в них огонек жажды знаний? Дети любознательны , но можно ли сохранить в них этот огонек пытливости? Да, познание должно быть радостным и приносить радость! Ребенку очень нужно чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. А счастливого ребенка легче воспитывать и развивать. Использование педагогом элементов методики приносит радость и окрыляет всех: детей, их родителей и педагогов…

Нормативно-правовые документы : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

Нормативно-правовые документы :

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает одним из уровней общего образования – дошкольное образование и в статье 64. определяет задачи: « дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста » .

«Учить творчеству? Невозможно! Создать условия, но не учить! Учить, но не собственно творчеству…»

«Учить творчеству? Невозможно! Создать условия, но не учить! Учить, но не собственно творчеству…»

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"  (Г.С. Альтшуллер).

Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы.

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач- уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, доказательство того, что творчеству можно и нужно обучать

Основоположник Теории решения изобретательских задач российский ученый, изибретатель, писатель-фантаст Генрих Альтштуллер

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие следующих качеств мышления: гибкость, подвижность, системность, а также развитие поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и воображения

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий , призвана максимально увеличить эффективность усвоения программного материала

-это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», - так считал основатель теории Г. Альтштуллер.

  • изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании того, что потом выразится в различных видах детской деятельности- игровой, речевой, художественном творчестве и пр.

-это дает возможность каждому ребенку проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить

-это позволяет детям в дальнейшем легко принимать новое, а это предпосылка успеха в будущем.

-это дает возможность самостоятельно искать ответ на вопрос, а не только повторять за взрослыми

МЕТОДЫ ТРИЗ Метод фронтальных объектов. Способствует развитию речи, фантазии, воображения. Метод мозгового штурма . Стимулируется творческая активность детей. Метод мышление по аналогии. Аналогия-это сходство предметов по каким-то признакам и свойствам, но сначала надо научить выделять и сравнивать свойства предметов, их классифицировать… Метод «Системный анализ». Позволяет видеть взаимосвязь всех элементов… Метод каталога. Решает проблему обучения творческому рассказыванию. Метод ММЧ (моделирование маленькими человечками) позволяет моделировать процессы в природе между веществами (жидкое, твердое, газообразное) Метод морфологического анализа. Развивает творческое воображение, фантазию.

МЕТОДЫ ТРИЗ

  • Метод фронтальных объектов. Способствует развитию речи, фантазии, воображения.
  • Метод мозгового штурма . Стимулируется творческая активность детей.
  • Метод мышление по аналогии. Аналогия-это сходство предметов по каким-то признакам и свойствам, но сначала надо научить выделять и сравнивать свойства предметов, их классифицировать…
  • Метод «Системный анализ». Позволяет видеть взаимосвязь всех элементов…
  • Метод каталога. Решает проблему обучения творческому рассказыванию.
  • Метод ММЧ (моделирование маленькими человечками) позволяет моделировать процессы в природе между веществами (жидкое, твердое, газообразное)
  • Метод морфологического анализа. Развивает творческое воображение, фантазию.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся как поиск истины и сути, подведение ребёнка к проблеме и совместного поиска её разрешения . Игра «Хорошо – плохо» .  Мяч-это хорошо  Мяч-это плохо Можно играть в разные игры. Когда мяч попадет в окно, может разбиться стекло. С ним можно играть одному и с друзьями дома, и на улице. Может попасть по голове- больно! Когда играешь в мяч, хорошее настроение После дождя мяч попадает в лужи – грязный! Игра в мяч прибавляет здоровья Можно споткнуться через него и сломать ногу! На мяче можно плавать, не утонешь, он надут воздухом. Если попадет на клумбу, может поломать цветы! С мячом можно танцевать Если мяч выкатится на дорогу, можно попасть под машину. Мяч лечит, мы занимаемся с мячом «с колючками» для пальчиков и рук (отвечали дети)  

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся как поиск истины и сути, подведение ребёнка к проблеме и совместного поиска её разрешения .

Игра «Хорошо – плохо» .

Мяч-это хорошо

Мяч-это плохо

Можно играть в разные игры.

Когда мяч попадет в окно, может разбиться стекло.

С ним можно играть одному и с друзьями дома, и на улице.

Может попасть по голове- больно!

Когда играешь в мяч, хорошее настроение

После дождя мяч попадает в лужи – грязный!

Игра в мяч прибавляет здоровья

Можно споткнуться через него и сломать ногу!

На мяче можно плавать, не утонешь, он надут воздухом.

Если попадет на клумбу, может поломать цветы!

С мячом можно танцевать

Если мяч выкатится на дорогу, можно попасть под машину.

Мяч лечит, мы занимаемся с мячом «с колючками» для пальчиков и рук (отвечали дети)

 

Как мы перешли к загадкам… На что похож? Что делает? Круг Что (кто) делает так же? прыгает Шар зайчик летает птица Какой? Что такое же? круглый шарик разноцветный радуга веселый мыльный пузырь Какая? На что похожа? Красивая Яркая Что делает? Цветок   Кто делает так же?   Бантик         Летает Птичка

Как мы перешли к загадкам…

На что похож?

Что делает?

Круг

Что (кто) делает так же?

прыгает

Шар

зайчик

летает

птица

Какой?

Что такое же?

круглый

шарик

разноцветный

радуга

веселый

мыльный пузырь

Какая?

На что похожа?

Красивая

Яркая

Что делает?

Цветок

 

Кто делает так же?

 

Бантик

 

 

 

 

Летает

Птичка

Как мы перешли к загадкам… Какой? На что похож? длинный Что делает? трубочка цветной Что делает так же?   радуга рисует   краска         . Что делают? Что (кто) делает так же? режут нож помогают могут обидеть друг иголка Что делает? Светит Что делает так же? Горит Солнце Висит Костер Груша Какой? круглый Что такое же? легкий мяч разноцветный перышко радуга

Как мы перешли к загадкам…

Какой?

На что похож?

длинный

Что делает?

трубочка

цветной

Что делает так же?

 

радуга

рисует

 

краска

 

 

 

 

.

Что делают?

Что (кто) делает так же?

режут

нож

помогают

могут обидеть

друг

иголка

Что делает?

Светит

Что делает так же?

Горит

Солнце

Висит

Костер

Груша

Какой?

круглый

Что такое же?

легкий

мяч

разноцветный

перышко

радуга

Сказки на новый лад

Сказки на новый лад

Удачи Вам!!!

Удачи Вам!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!