СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии ТРИЗ в ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

 

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии ТРИЗ в ДОУ»»

«Использование технологии  ТРИЗ в ДОУ» Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта. Г. С. Альтшуллер

«Использование технологии ТРИЗ в ДОУ»

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.

Г. С. Альтшуллер

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Автор -  Генри С аулович Альтшуллер.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

Автор - Генри С аулович Альтшуллер.

 Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.

Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду развитие качеств мышления:

  • Гибкости,
  • Подвижности,
  • Системности,
  • Диалектичности,
  • Поисковой активности,
  • Стремления к новизне,
  • Развития речи,
  • Развитие творческого воображения.
ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи Метод решений противоречий Морфологический анализ Метод фокальных объектов Простые приёмы фантазирования Системный оператор Мозговой штурм Метод каталога Метод ресурсов Метод маленьких человечков Синектика

ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи

  • Метод решений противоречий
  • Морфологический анализ
  • Метод фокальных объектов
  • Простые приёмы фантазирования
  • Системный оператор
  • Мозговой штурм
  • Метод каталога
  • Метод ресурсов
  • Метод маленьких человечков
  • Синектика
Метод решений противоречий Учит дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. К пониманию противоречий в окружающем мире подводит детей игра «Хорошо – плохо» (Например, дождь: поливает растения, освежает воздух, наполняет реки водой – хорошо; люди мокнут под дождём, грязные лужи, холодно – плохо).

Метод решений противоречий

Учит дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. К пониманию противоречий в окружающем мире подводит детей игра «Хорошо – плохо» (Например, дождь: поливает растения, освежает воздух, наполняет реки водой – хорошо; люди мокнут под дождём, грязные лужи, холодно – плохо).

МЕТОД  ПРОТИВОРЕЧИЙ Сущность метода противоречий Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..) Методика проведения: Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Значимость метода:  Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию : качеств творческой личности, чувства справедливости,  умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия.

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ

  • Сущность метода противоречий
  • Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..)
  • Методика проведения:
  • Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты.
  • Значимость метода:

Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию :

  • качеств творческой личности,
  • чувства справедливости,
  • умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы,
  • способности логически оценить свои действия.
МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Цель: - активизация интереса, -систематизация знаний, - формирование понятий относительности КНИГА хорошо плохо
  • МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • Цель:

- активизация интереса,

-систематизация знаний,

- формирование понятий относительности

КНИГА

хорошо

плохо

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Во времени В ситуациях В пространстве ВИДЫ противоречий В размерах В системах В количестве В отношениях

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ

Во времени

В ситуациях

В пространстве

ВИДЫ

противоречий

В размерах

В системах

В количестве

В отношениях

Морфологический анализ Суть заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта. Цель – выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Например, изобретаем новый стул. Слева пишем возможные формы (круг, квадрат, куб), а справа – возможный материал, из которого он может быть сделан (стекло, губка, железо, бумага).

Морфологический анализ

Суть заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта. Цель – выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Например, изобретаем новый стул. Слева пишем возможные формы (круг, квадрат, куб), а справа – возможный материал, из которого он может быть сделан (стекло, губка, железо, бумага).

  Метод морфологического анализа:   Цель:  овладение приемом фантазирования, при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации  различных вариантов.  Методы проведения:  Предмет Качества, которые хочу… легкая Машина прозрачная кабина Колесо быстрая Нано-материалы руль 2-х местная стекло пластик салон

Метод морфологического анализа:

  • Цель: овладение приемом фантазирования, при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов.

  • Методы проведения:

Предмет

Качества, которые хочу…

легкая

Машина

прозрачная

кабина

Колесо

быстрая

Нано-материалы

руль

2-х

местная

стекло

пластик

салон

Синектика – это методы аналогий, которые развивают память, мышление, воображение

Синектика – это методы аналогий, которые развивают память, мышление, воображение

Метод синектики Цель:  Развитие творческого мышления, памяти Сущность метода: Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм» Методика проведения: Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий. В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.
  • Метод синектики

Цель:

  • Развитие творческого мышления, памяти

Сущность метода:

  • Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм»

Методика проведения:

Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий.

В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий.

В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.

ПРЯМАЯ  АНАЛОГИЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ  АНАЛОГИЯ СРАВНЕНИЕ  ЖИВЫХ И НЕЖИВЫХ ПРЕДМЕТОВ  МЕТОД  СИНЕКТИКИ ЭМПАТИЯ  ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ

ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ

СИМВОЛИЧЕСКАЯ

АНАЛОГИЯ

СРАВНЕНИЕ ЖИВЫХ И

НЕЖИВЫХ

ПРЕДМЕТОВ

МЕТОД СИНЕКТИКИ

ЭМПАТИЯ

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ

АНАЛОГИЯ

Метод фокальных объектов Помогает снять психологическую инерцию. Даётся объект для усовершенствования, на него переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты. Например, яблоко – подушка. Подобрать 5-10 определений к каждому из них, а потом поменять объекты местами. После полученного сочетания необходимо придать объекту нужные качества: мягкое яблоко (нужно испечь в духовке), круглая подушка (сшить из кругов).

Метод фокальных объектов

Помогает снять психологическую инерцию. Даётся объект для усовершенствования, на него переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты. Например, яблоко – подушка. Подобрать 5-10 определений к каждому из них, а потом поменять объекты местами. После полученного сочетания необходимо придать объекту нужные качества: мягкое яблоко (нужно испечь в духовке), круглая подушка (сшить из кругов).

Метод фокальных объектов Цель: Установление логических и смысловых связей, Сущность: Прием фантазирования, при котором на «фокальный» объект переносятся свойства других объектов. Дает возможность вообразить и создать словесный образ до этого незнакомый. Методика проведения.  * В младшем возрасте используется в качестве метода каталога . Метод используется со средней группы, т.к. требует наличия базы знаний и развития психических процессов (анализ, синтез, сравнение). 1.Задается слово, обозначающее предмет (стол). 2.К нему называются дополнительные слова, обозначающие предметы (любые, ничем не связанные).В средней группе – 2-3 предмета; в старших группах- 3-4 предмета. 3.Выявляются свойства дополнительно названных предметов. 4.Наделяя этими признаками заданный предмет (стол) обсуждается с детьми чем новый образ заданного предмета хорош, чем плох; удобен, не удобен; полезен или нет и т.д.

Метод фокальных объектов

  • Цель: Установление логических и смысловых связей,
  • Сущность: Прием фантазирования, при котором на «фокальный» объект переносятся свойства других объектов. Дает возможность вообразить и создать словесный образ до этого незнакомый.
  • Методика проведения.
  • * В младшем возрасте используется в качестве метода каталога . Метод используется со средней группы, т.к. требует наличия базы знаний и развития психических процессов (анализ, синтез, сравнение).

1.Задается слово, обозначающее предмет (стол).

2.К нему называются дополнительные слова, обозначающие предметы (любые, ничем не связанные).В средней группе – 2-3 предмета; в старших группах- 3-4 предмета.

3.Выявляются свойства дополнительно названных предметов.

4.Наделяя этими признаками заданный предмет (стол) обсуждается с детьми чем новый образ заданного предмета хорош, чем плох; удобен, не удобен; полезен или нет и т.д.

 Стол  Снег Колесо белый Кукла круглое холодный нарядная резиновое искрится большая надутое ватная Значимость метода: Развитие фантазии, словотворчества.

Стол

Снег

Колесо

белый

Кукла

круглое

холодный

нарядная

резиновое

искрится

большая

надутое

ватная

Значимость метода:

  • Развитие фантазии, словотворчества.
Системный оператор Или «системный лифт». Учит уметь анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира. 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания 1 этап Система в прошлом Кем был? Надсистема в настоящем Среда обитания 2 этап Надсистема в будущем Среда обитания Система в настоящем Кто? Подсистема в прошлом Части Система в будущем Кем будет? Подсистема в прошлом Части Подсистема в будущем Части

Системный оператор

Или «системный лифт». Учит уметь анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира.

3 этап

Надсистема в прошлом

Среда обитания

1 этап

Система в прошлом

Кем был?

Надсистема в настоящем

Среда обитания

2 этап

Надсистема в будущем

Среда обитания

Система в настоящем

Кто?

Подсистема в прошлом

Части

Система в будущем

Кем будет?

Подсистема в прошлом

Части

Подсистема в будущем

Части

Где можно встретить? Лес, парк Где можно встретить? Лес, парк Что было? Росток Где можно встретить? Лес, парк  Что? Дерево Из каких частей состоит? Корень, стебель, почки Что будет? Пень Из каких частей состоит? Корни, ствол, ветки, листья Из каких частей состоит? Корень, коряга Метод системного анализа позволяет знакомить с частями предмета, рассмотреть предмет в динамике, увидеть его одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте.  Является главным в упражнении развития системного логического анализа

Где можно встретить? Лес, парк

Где можно встретить? Лес, парк

Что было? Росток

Где можно встретить? Лес, парк

Что? Дерево

Из каких частей состоит? Корень, стебель, почки

Что будет? Пень

Из каких частей состоит?

Корни, ствол, ветки, листья

Из каких частей состоит? Корень, коряга

Метод системного анализа позволяет знакомить с частями предмета, рассмотреть предмет в динамике, увидеть его одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте.

Является главным в упражнении развития системного логического анализа

Мозговой штурм Это коллективное обсуждение проблемной ситуации. Во время мозгового штурма происходит активизация мыслительной деятельности, он даёт возможность высказать любое предположение, которое будет принято к обсуждению без критики. Например, темой мозгового штурма может служить фраза: «Как поймать мышь?»

Мозговой штурм

Это коллективное обсуждение проблемной ситуации. Во время мозгового штурма происходит активизация мыслительной деятельности, он даёт возможность высказать любое предположение, которое будет принято к обсуждению без критики. Например, темой мозгового штурма может служить фраза: «Как поймать мышь?»

Метод мозгового штурма Цель:  Развитие быстроты мыслительных процессов Сущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика. Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми. Значимость метода: Позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому  ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа.

Метод мозгового штурма

  • Цель: Развитие быстроты мыслительных процессов
  • Сущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика.
  • Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми.
  • Значимость метода: Позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа.
Метод каталога Или метод «снежного кома». В процессе решения проблемы происходит наслоение событий. Для создания в событии персонажей, предметов, ситуаций используется детская книга с минимумом иллюстраций, по возможности прозаическая. Взрослый задаёт вопросы по будущему сюжету сказки (О ком сочиняем? Какой он? С кем дружил? Кто им мешал? Чем всё закончилось?), а дети ищут ответ в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте

Метод каталога

Или метод «снежного кома». В процессе решения проблемы происходит наслоение событий. Для создания в событии персонажей, предметов, ситуаций используется детская книга с минимумом иллюстраций, по возможности прозаическая. Взрослый задаёт вопросы по будущему сюжету сказки (О ком сочиняем? Какой он? С кем дружил? Кто им мешал? Чем всё закончилось?), а дети ищут ответ в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте

Метод ресурсов Учит выявлять возможности объекта, придумывать способы использования его ресурсов в проблемных ситуациях . При этом начинает действовать «энергия полей».

Метод ресурсов

Учит выявлять возможности объекта, придумывать способы использования его ресурсов в проблемных ситуациях . При этом начинает действовать «энергия полей».

Ресурсы имеют энергетические поля Механическое – физическое воздействие; Акустическое – звуковое воздействие; Тепловое – нагревание, охлаждение; Электрическое – использование энергии тока; Магнитное – использование магнитного притяжения. Для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата предлагается заменить (или внести) действие любого поля

Ресурсы имеют энергетические поля

  • Механическое – физическое воздействие;
  • Акустическое – звуковое воздействие;
  • Тепловое – нагревание, охлаждение;
  • Электрическое – использование энергии тока;
  • Магнитное – использование магнитного притяжения.

Для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата предлагается заменить (или внести) действие любого поля

Метод ресурсов     Цель: Развитие фантазии, умения моделировать. Сущность метода: Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет). Виды «полей» Механическое; Химическое; Аккустическое; Электрическое; Тепловое; Магнитное.
  • Метод ресурсов
  • Цель:

Развитие фантазии, умения моделировать.

  • Сущность метода:
  • Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет).
  • Виды «полей»

Механическое; Химическое;

Аккустическое; Электрическое;

Тепловое; Магнитное.

Методика проведения : Воспитатель предлагает детям заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата. Например: Сказка «Три поросенка» 1.Химическое поле : «Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..» 2.Механическое поле:  «Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….» 3.Аккустическое поле : «Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..» Значимость метода: Развитие творческого воображения.
  • Методика проведения :
  • Воспитатель предлагает детям заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата.

Например: Сказка «Три поросенка»

1.Химическое поле :

«Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..»

2.Механическое поле:

«Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….»

3.Аккустическое поле :

«Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..»

  • Значимость метода:
  • Развитие творческого воображения.
Метод «маленьких человечков» Приём, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними, позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества (твёрдое, жидкое, газообразное). Все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам, зависит состояние вещества.

Метод «маленьких человечков»

Приём, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними, позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества (твёрдое, жидкое, газообразное). Все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам, зависит состояние вещества.

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный ); развитие воображения,  моделирование Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков , и от того, как они себя ведут , каким подчиняются командам зависит состояние вещества.
  • МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ
  • Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный );
  • развитие воображения,
  • моделирование
  • Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из

множества маленьких человечков , и от того, как они себя ведут , каким подчиняются командам зависит состояние вещества.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия.  Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить.  Человечки газообразного вещества  очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать,  летать.
  • Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия.

  • Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить.

  • Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.

Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать Человечки твёрдого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твёрдый. Чтобы его разделить, нужно приложить усилия .

Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить

Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать

Человечки твёрдого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твёрдый. Чтобы его разделить, нужно приложить усилия .

Этапы метода «маленьких человечков» Моделирование объекта , вещества: Моделирование процессов, происходящих с веществом: Моделирование процессов взаимодействия двух предметов: твёрдое тело – бумага, жидкое тело – вода. бумага рвётся, вода льётся. бумага впитывает воду Процессы взаимодействия предметов и веществ: «+» – соединение, «-» – разъединение, «0» - нейтральное

Этапы метода «маленьких человечков»

Моделирование объекта , вещества:

Моделирование процессов, происходящих с веществом:

Моделирование процессов взаимодействия двух предметов:

твёрдое тело – бумага, жидкое тело – вода.

бумага рвётся, вода льётся.

бумага впитывает воду

Процессы взаимодействия предметов и веществ:

«+» – соединение, «-» – разъединение, «0» - нейтральное

Все перечисленные методы ТРИЗ реализуются поэтапно, в зависимости от степени 1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает ( с помощью Игрушки-помощницы); 2 этап – действия взрослого дополняются детьми; 3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей; 4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.

Все перечисленные методы ТРИЗ реализуются поэтапно, в зависимости от степени

  • 1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает ( с помощью Игрушки-помощницы);
  • 2 этап – действия взрослого дополняются детьми;
  • 3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей;
  • 4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.
Метод контрольных  ( наводящих) вопросов Цель: формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивать воображение, познавательную активность Сущность метода  в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ. В процессе метода используется «память» всех анализаторов ( тактильный, зрительный….)
  • Метод контрольных ( наводящих) вопросов
  • Цель:
  • формировать представления о признаках предметов, явлений…,
  • Развивать воображение, познавательную активность
  • Сущность метода

в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ.

  • В процессе метода используется «память» всех анализаторов

( тактильный, зрительный….)

Методика проведения: В младших группах  простые вопросы : - Как называется? Как играть? Какого цвета? В старших группах  вопросы сложнее. Какие особенности? Чем можно заменить? Воспитатель дает подсказку (загадку), просит отгадать, что это за предмет. Например:«Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый…» (соленый огурец). (хорошо использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.) Результат: Позволяет формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивает мышление, воображение, познавательную активность…..

Методика проведения:

  • В младших группах простые вопросы :

- Как называется? Как играть? Какого цвета?

  • В старших группах вопросы сложнее.

Какие особенности? Чем можно заменить?

Воспитатель дает подсказку (загадку), просит отгадать, что это за предмет. Например:«Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый…»

(соленый огурец).

(хорошо использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.)

  • Результат:
  • Позволяет формировать представления о признаках предметов, явлений…,
  • Развивает мышление, воображение, познавательную активность…..

Метод проб и ошибок  Цель:  Развитие воображения, умения смоделировать и оценить ситуацию. Сущность метода: Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое. Воспитатель задает главный вопрос метода : «А что было бы, если бы….?».  Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения. Принятие идеи, или выдвижение следующей. Значимость метода: Развивает логическое мышление,  Позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию.

Метод проб и ошибок

  • Цель:
  • Развитие воображения, умения смоделировать и оценить ситуацию.
  • Сущность метода:
  • Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое.
  • Воспитатель задает главный вопрос метода : «А что было бы, если бы….?».
  • Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения.
  • Принятие идеи, или выдвижение следующей.
  • Значимость метода:
  • Развивает логическое мышление,
  • Позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию.

Метод каталога  (нанизывание на нитку) Цель:  Развивать навыки анализа и синтеза. Развивать творческое воображение, фантазию. Сущность метода: Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов Группирование предметов
  • Метод каталога (нанизывание на нитку)

Цель:

  • Развивать навыки анализа и синтеза.
  • Развивать творческое воображение, фантазию.

Сущность метода:

  • Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов
  • Группирование предметов
Методика проведения: Усовершенствование предмета за счет использования качеств других предметов Машина Часы (свойства) Галоши(свойства) Круглые Ходят блестящие Черные, Блестящие Удобные, непромокаемые
  • Методика проведения:

Усовершенствование предмета за счет использования качеств других предметов

Машина

Часы (свойства)

Галоши(свойства)

  • Круглые
  • Ходят
  • блестящие
  • Черные, Блестящие
  • Удобные, непромокаемые
Прямая аналогия Цель: Учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож?) Критерии прямой аналогии: По форме, По цвету, По структуре, По ситуации, По свойствам, По характеру,  Игра «Цепочка слов» «ДОМ» Как печенье Как елка Как кубик Бабушкин Теплый Добрый

Прямая аналогия

  • Цель:

Учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож?)

Критерии прямой аналогии:

  • По форме,
  • По цвету,
  • По структуре,
  • По ситуации,
  • По свойствам,
  • По характеру,

Игра «Цепочка слов»

«ДОМ»

  • Как печенье
  • Как елка
  • Как кубик
  • Бабушкин
  • Теплый
  • Добрый

Символическая  аналогия Цель:  Нахождение краткого символического описания задач или объектов. Задача или объект обозначается символами Сказка «Репка»

Символическая аналогия

  • Цель:

Нахождение краткого символического описания задач или объектов.

Задача или объект обозначается символами

Сказка «Репка»

Символическая  аналогия Видом символической аналогии  является ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ, в которой изображения еще более упрощены: Сказка «Репка

Символическая аналогия

  • Видом символической аналогии является ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ, в которой изображения еще более упрощены:

Сказка «Репка

Фантастическая аналогия Игра «Творческая ошибка» Вспомните слова, которые вы раньше неправильно произносили. «Лисапед» - велосипед, на котором ездит только к лиса Игра «Творческая ошибка» Замените одну букву в слове другой «М ЫЛО » – «Д ЫЛО » Это такое мыло, которое моет до – дыр, -до локтя…

Фантастическая аналогия

  • Игра «Творческая ошибка»

Вспомните слова, которые вы раньше неправильно произносили.

«Лисапед» - велосипед, на котором ездит только к лиса

  • Игра «Творческая ошибка»

Замените одну букву в слове другой

«М ЫЛО » – «Д ЫЛО »

Это такое мыло, которое моет до

– дыр,

-до локтя…

Эмпатия -  способность перенестись на место другого предмета или человека   Младший возраст : Игра «Точка зрения» Дети изображают не говорящие предметы , но говорят от их лица. «СТУЛ» Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли. «Колобок» Что чувствует Колобок когда лиса его съела? А что чувствует лиса, когда хочет съесть Колобка? А что чувствует дорожка в лесу, по которой катится Колобок? Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку».. Старший возраст: Я чувствую, что я превращаюсь -в ветерок, -в песенку, -в цветок. -Я-светлячок….

Эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека

  • Младший возраст :

Игра

«Точка зрения»

Дети изображают не говорящие предметы , но говорят от их лица.

«СТУЛ»

Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли.

«Колобок»

Что чувствует Колобок когда лиса его съела?

А что чувствует лиса, когда хочет съесть Колобка?

А что чувствует дорожка в лесу, по которой катится Колобок?

Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку»..

  • Старший возраст:

Я чувствую, что я превращаюсь

-в ветерок,

-в песенку,

-в цветок.

-Я-светлячок….

Сравнение живых и неживых объектов Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит. Например: Заяц нарисованный и живой; Заяц и стол; Заяц и коробка Заяц и машина Заяц и дерево… Значение методов синектики:  Развивают память, мышление, воображение.

Сравнение живых и неживых объектов

  • Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит.

Например:

  • Заяц нарисованный и живой;
  • Заяц и стол;
  • Заяц и коробка
  • Заяц и машина
  • Заяц и дерево…

Значение методов синектики:

Развивают память, мышление, воображение.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними.
  • СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Система –

любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

  • Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать
  • Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система.
  • Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
  • Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана : - Дерево (система) Группа деревьев (надсистема) Ствол, ветки, листья, корень (подсистема ) Мышление обычного человека несистемно.   Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

  • Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана :
  • - Дерево (система)
  • Группа деревьев (надсистема)
  • Ствол, ветки, листья, корень (подсистема )
  • Мышление обычного человека

несистемно.

Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО.

СИСТЕМНЫЙ  оператор Этапы: 1этап - (младшие группы)  только по горизонтали  зайчонок Каким был?  заяц Кто?

СИСТЕМНЫЙ оператор

Этапы:

  • 1этап - (младшие группы)

только по горизонтали

  • зайчонок

Каким был?

  • заяц

Кто?

2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали зайчонок Каким был? заяц Зайчище Кто?  Каким будет?
  • 2 этап – средние группы –

Продолжаем открывать экраны по горизонтали

  • зайчонок

Каким был?

  • заяц
  • Зайчище

Кто?

Каким будет?

 Заяц Кто? Какие части тела? 3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз)

  • Заяц

Кто?

Какие части тела?

  • 3 этап- открываем экраны по вертикали

(вниз)

 Среда обитания ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? Заяц Кто? Какие части тела? 4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ –   ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх)

Среда обитания

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ?

  • Заяц

Кто?

Какие части тела?

  • 4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ –

ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ

(вверх)

В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «пятиэкранку» ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ? КЕМ БЫЛ? КТО? ЧАСТИ ТЕЛА КЕМ БУДЕТ?

В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «пятиэкранку»

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ?

КЕМ БЫЛ?

КТО?

ЧАСТИ ТЕЛА

КЕМ БУДЕТ?

Затем на «девятиэкранку»: 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания 1 этап Надсистема в настоящем Среда обитания система в прошлом  Кем был? 2 этап Надсистема в будущем Среда обитания система в настоящем КТО? подсистема в прошлом Части система в будущем Кем будет? система в прошлом Части система в будущем Части

Затем на «девятиэкранку»:

3 этап

Надсистема в прошлом Среда обитания

1 этап

Надсистема в настоящем

Среда обитания

система в прошлом

Кем был?

2 этап

Надсистема в будущем Среда обитания

система

в настоящем

КТО?

подсистема в прошлом

Части

система в будущем

Кем будет?

система в прошлом

Части

система в будущем

Части

3 этап Где можно встретить Лес, парк 1 этап Где можно встретить 2 этап Что было? Росток *Лес, парк Где можно встретить Лес, парк *  ДЕРЕВО Части Корень, стебель, почки *Части * Что будет?  пень * Корень, Ствол, ветки, листья. Части Корень, коряга

3 этап

Где можно встретить

Лес, парк

1 этап

Где можно встретить

2 этап

Что было?

Росток

  • *Лес, парк

Где можно встретить

Лес, парк

  • *

ДЕРЕВО

Части

Корень, стебель, почки

  • *Части
  • *

Что будет?

пень

  • *

Корень, Ствол, ветки, листья.

Части

Корень, коряга

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Метод «системного анализа» позволяет : Знакомить с частями «предмета»; Рассмотреть «предмет» в динамике; Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте. Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Метод «системного анализа» позволяет :

  • Знакомить с частями «предмета»;
  • Рассмотреть «предмет» в динамике;
  • Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте.

Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.

Методика использования загадок Цель:  Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие форм речевой. Сущность метода:  Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления Методика проведения:  Загадка- творчество, доступное детям с 4-5 летнего возраста. В процессе обучения используются приемы:

Методика использования загадок

  • Цель:

Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие форм речевой.

  • Сущность метода:

Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления

  • Методика проведения:

Загадка- творчество, доступное детям с 4-5 летнего возраста.

В процессе обучения используются приемы:

  Прием  Цель  На пороге страны загадок  Создание интереса, побуждение к задумыванию сказки о стране Загадок  Город самых простых загадок  Примечания  Обучение систематизации предметов по признакам Город Пяти чувств Что вы знаете о стране Загадок?. А ведь это целая страна с горами, реками…А что такое река- загадка? Может ее нет?, а может все- таки она есть? Попробуйте ответить на этот вопрос сами . Обучение использованию своих органов чувств в качестве источников информации для решения задач.  Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его нужно описать по форме, цвету, сравнить размер с другими размерами, выявить материал из которого он изготовлен.  У человека 5 чувств – пять улиц в городе, по которым надо пройти: по улице Зрения, с завязанными глазами…(Слуха, Осязания, Обоняния, Вкуса).

Прием

Цель

На пороге страны загадок

Создание интереса, побуждение к задумыванию сказки о стране Загадок

Город

самых

простых

загадок

Примечания

Обучение систематизации предметов по признакам

Город

Пяти

чувств

Что вы знаете о стране Загадок?. А ведь это целая страна с горами, реками…А что такое река- загадка? Может ее нет?, а может все- таки она есть? Попробуйте ответить на этот вопрос сами .

Обучение использованию своих органов чувств в качестве источников информации для решения задач.

Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его нужно описать по форме, цвету, сравнить размер с другими размерами, выявить материал из которого он изготовлен.

У человека 5 чувств – пять улиц в городе, по которым надо пройти: по улице Зрения, с завязанными глазами…(Слуха, Осязания, Обоняния, Вкуса).

« Да- Нет- ка» –  вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». Цель: формирование логического мышления Методика проведения:  Задачи решаются постепенным сужением круга поиска. «Да- нет- ки» бывают: - объектными - загадывается один объект; -ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло; -числовая –выяснить какое число «от» и «до» загадали; -плоскостная –предметы расположены в одной плоскости (на столе…); -объемная – предметы расположены в пространстве ( в этой комнате…);

« Да- Нет- ка» вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет».

  • Цель:

формирование логического мышления

  • Методика проведения:
  • Задачи решаются постепенным сужением круга поиска.
  • «Да- нет- ки» бывают:
  • - объектными - загадывается один объект;
  • -ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло;
  • -числовая –выяснить какое число «от» и «до» загадали;
  • -плоскостная –предметы расположены в одной плоскости (на столе…);
  • -объемная – предметы расположены в пространстве ( в этой комнате…);

«Использование технологии  ТРИЗ в ДОУ» ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

«Использование технологии ТРИЗ в ДОУ»

ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!