На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Поэтому применение технологии ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач), которая формирует успешность в ребенке, актуально и педагогически целесообразно. Так как технология ТРИЗ позволяют овладеть способами снятия психологической инерции. ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Через специальные игры и упражнения дети учатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать.
Просмотр содержимого документа
«Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ
Подготовила: воспитатель Юрк А.Л.
Что такое ТРИЗ?
- Т-теория
- Р- решения
- И- изобретательских
- З- задач
Автор- Г.С. Альтшуллер
Цель ТРИЗ
- Развитие творческой личности;
- Развитие системного мышления;
- Развитие фантазии;
- Стремление к новизне;
- Речевое развитие;
- Развитие качеств личности ребенка: гибкость, подвижность, системность, диалектичность, активность.
- Познание способов решения задач;
Где используют
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно- эстетическое развитие.
- Социально- коммуникативное развитие.
- Физическое развитие.
Первый этап
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Выявлять признаки объектов.
Игра «Хорошо- плохо»
Цель: Уметь видеть в одной ситуации положительную и отрицательную стороны, доказывая это.
Второй этап
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать.
Метод фокальных объектов
Цель: Установление логических и смысловых связей, возможность вообразить и создать словесный образ до этого незнакомый. Развитие фантазии, словотворчества.
Суть метода- перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Метод морфологического анализа
Цель: развитие творческого воображения, преодоления стереотипов.
Круги Луллия
С помощью Кругов Луллия закрепляются и систематизируются знания детей об объектах окружающей действительности.
Системный оператор
Цель : Работа с системным
оператором предполагает
формирование у ребёнка
умения анализировать и описывать систему связей любого объекта: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение.
ММЧ( метод маленьких человечков)
Цель: расширение
представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный);развитие воображения, умения моделировать строение веществ, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Третий этап
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
Приемы фантазирования
Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер:
- увеличение-уменьшение,
- дробление-объединение,
- оживление-окаменение,
- специализация-универсализация,
- динамизация- статика,
- ускорение- замедление,
- приём «Наоборот».
Четвертый этап
- На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Метод Мозгового Штурма
Цель : используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Метод синектики
Цель: Развитие творческого мышления, памяти
Методы синектики :
- Сравнение живых и неживых предметов;
- Эмпатия;
- Фантастическая аналогия;
- Символическая аналогия;
- Прямая аналогия
Методика использования загадок
Цель : Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие речевой деятельности.
«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании мира»
Л.С. Выготский