Доклад.
В современном обществе владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. (1 Слайд)
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. (2 слайд)
Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что это им нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли, поэтому приходится искать новые приемы и методы обучения.(3 слайд)
Преимущества использования компьютерных технологий вы можете увидеть на слайде.
1. Возможность использования ИКТ на различных этапах урока, многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент.
2. Детализирование изучаемых объектов и их частей, восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровнях.
3. ИКТ дают возможность использовать дифференцированный подход в обучении за счет наличия различных заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.
4. Использование ИКТ приучает к последовательности действий у учащихся, облегчает усвоение абстракций, развивает мыслительную деятельность младших школьников, позволяет удовлетворить познавательные потребности.( 4 слайд)
Внедрение ИКТ в практику работы учителя осуществляется по следующим направлениям:
- работа с интернет - ресурсами;
- создание презентаций;
- использование готовых обучающих программ;
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Для применения ИКТ в учебной деятельности большое значение имеет тип урока.
При изучении нового материала на уроках русского языка, математики, окружающего мира, целесообразно использовать компьютер как демонстрационный материал, компьютерные энциклопедии и Интернет для получения информации по теме, компьютерные программы для создания проблемной ситуации и первичного закрепления.
На уроках закрепления пройденного возможно использовать компьютер для организации самоконтроля учащихся, компьютерные программы и учебные игры для отработки навыка, для организации индивидуальной работы учащихся.
На уроках контроля можно использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля учащихся, развития творческих способностей.
Я считаю, что наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. Главное в презентациях – информативность, наглядность, краткость, увлекательность. При создании презентаций для учеников начальных классов учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:(слайд 5)
- не загромождать отдельный слайд большим количеством информации;
- на каждом слайде должно быть не более двух картинок;
- размер шрифта должен быть не менее 24-28 пунктов;
- анимация на слайде для учащихся начальных классов не должна появляться слишком часто;
- вся презентация должна быть выдержана в одном стиле;
- важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта;
- презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии.
Не следует забывать о применении здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером и придерживаться норм СанПиН
СанПиН слайде(6) рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать для обучающихся в I классе – 10 минут, во 2-4 классах - 15 минут, прослушивание аудиозаписи – 20 минут. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. Оптимальное количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок
Информационные технологии в воспитательном процессе.
Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь гимназии и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.
Информационные технологии в воспитательной системе гимназии используются по следующим направлениям (обратите внимание на слайд 7)
Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.
Проектная деятельность.
Кружок «Легоконструирование».
Результативность.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.(слайд 8)
Учащиеся принимают активное участие в онлайн-олимпиадах и занимают призовые места на таких образовательных платформах как Учи.ру, Эму-эрудит, Лисенок, Ребус, Наукоград, Инфоурок
Весной этого года образовательной системе был брошен вызов в виде дистанционного обучения. В своей работе я использовала платформы Учи.ру и Я-класс, хочется обратить внимание, что учащимся начальной школы, учитывая возрастные особенности, необходима помощь взрослых.
7.Заключение.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, необходимо учитывать возрастные особенности.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. (9 слайд) Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.
Спасибо за внимание.