СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии Web-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование технологии Web-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной

деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. Одним из перспективных направлений использования Интернета в образовании с целью реализации интерактивной модели обучения является технология образовательных Веб-квестов (Web-Quests). Веб-квестом (quest – от англ. – поиск, искать) называют сайт в Интернете, посвященный определенной теме и состоящий из нескольких связанных единой сюжетной линией разделов, насыщенных ссылками на другие ресурсы Интернет.

Образовательный Веб-квест (web-quest) в переводе с английского означает проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии Web-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

Юденко Ирина Викторовна

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко»;

Заместитель директора по УВР, учитель первой категории



«Использование технологии Web-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной

деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. Одним из перспективных направлений использования Интернета в образовании с целью реализации интерактивной модели обучения является технология образовательных Веб-квестов (Web-Quests). Веб-квестом (quest – от англ. – поиск, искать) называют сайт в Интернете, посвященный определенной теме и состоящий из нескольких связанных единой сюжетной линией разделов, насыщенных ссылками на другие ресурсы Интернет.

Образовательный Веб-квест (web-quest) в переводе с английского означает проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб- квесты появились в США в середине 90-х годов XX века (в 1995 г.). Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются преподаватели государственного университета Сан-Диего (США, штат Калифорния) Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March).

Веб-квест направлен на развитие у обучающихся навыков аналитического, критического и творческого мышления, умений действовать сообща, работать в команде.

Учащемуся дается задание собрать материалы в сети Интернет по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются педагогом, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершению квеста обучающиеся либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме. Веб-квесты, как и учебные проекты, могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Результаты выполнения веб-квеста в зависимости от изучаемого материала могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

Следует отметить, что веб-квесты могут применяться как для самостоятельной работы обучающихся вне аудитории, так и в аудитории, являясь этапом занятия. На практических занятиях применение технологии веб-квест возможно для систематизации и обобщения знаний, повторения и закрепления ранее усвоенного материала, применения знаний на практике, для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирования умений и навыков, а также в качестве контроля за ходом изучения учебного материала, проверки и оценки знаний, умений и навыков.


Структура веб-квеста. Веб-квест состоит из следующих разделов:

    1. Введение – краткое описание темы веб-квеста.

    2. Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.

    3. Порядок работы и необходимые ресурсы – описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации),

  • также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.

    1. Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

    2. Заключение – краткое описание того, чему смогут научиться обучающиеся, выполнив данный веб-квест.

Наряду с основными структурными составляющими веб-квеста, также можно выделить разделы:

  • использованные материалы – ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста;

  • комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

На первом этапе педагог проводит подготовительную работу: знакомит обучающихся с темой, формулирует проблему.

Задания Web-квеста представляют собой цельные блоки вопросов и перечень адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта обучающийся был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит. Ответы на поставные вопросы не должны содержаться в явном виде в учебнике.

На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки обучающихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Обучающиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют её, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. В ходе выполнения задания они находят интересную для себя дополнительную

информацию по изучаемой теме и имеют возможность расширить рамки своей работы по согласованию с учителем.

Согласно методике составления веб-квеста, разработанной Б. Доджем, виды заданий для веб-квестов могут быть следующими:

  • пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

  • планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;

  • самопознание – любые аспекты исследования личности;

  • компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

  • творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

  • аналитическая задача – поиск и систематизация информации;

  • детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов;

  • достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме;

  • оценка – обоснование определенной точки зрения;

  • журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

  • убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

  • научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

Этапы работы над веб-квестом:

  Начальный этап (командный).

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап.

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, участники осуществляют поиск информации по конкретной теме, разрабатывают структуру проекта. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Заключительный этап.

Команда работает совместно, под руководством педагога.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы.

  Технология web-квест  позволяет  в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.

Использование данной технологии в процессе обучения дает возможность:

  • повысить заинтересованность учащихся в изучении учебной дисциплины;

  • повысить мотивацию обучения;

  • использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);

  • наглядно представлять разнообразные  ситуационные задачи и т.д.;

  • воспитывать информационную культуру учащихся.

При оформлении результатов деятельности происходит осмысление проведённого исследования. Отбор самой значимой информации из накопленного материала и представление её в виде слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа.

Формами веб-квеста являются:

  • создание базы данных по проблеме;

  • создание микромира, передвижение в котором осуществляется при помощи гиперссылок;

  • написание интерактивной истории;

  • создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего обучающихся согласиться или не согласиться с мнением авторов;

  • интервью on-line с виртуальным персонажем (ответы и вопросы разрабатываются обучающимися, глубоко изучившими данную личность)

Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит процесс обучения, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

• использование информационных технологий для решения поставленных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);

• самообучение и самоорганизация;

• работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

• умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

• навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Расскажем как в нашей школы — используется проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. Вместе с ребятами 8 класса мы решили попробовать создать межпредметный проект по истории, литературе и информатике «Оренбуржцы в годы ВОВ».

Цель данного проекта: раскрыть особенности патриотических чувств, стойкости духа и особенностей характера отдельных выдающихся личностей Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны; с помощью современных технологий способствовать формированию у ребят чувства национальной гордости и любви к Родине, к родному краю; развить познавательный интерес к истории Оренбургской области; совершенствовать навыки работы с информационными ресурсами Интернета; развить умения работать в команде.

Ребята распредели роли в соответствии с заданием проекта.

«Журналисты» создавали боевой листок – одну из форм печатной агитации в Советской Армии и ВМФ. Для работы над ним учащиеся использовали имеющиеся у них собственные знания из воспоминаний родственников, участников войны.

«Историки» искали в сети информацию о Героях Советского Союза, рассказывали земляках-оренбуржцах, родственниках, односельчанах, внёсших свой вклад в Великую Победу, изучали их жизненный и боевой путь. Это была самая кропотливая и увлекательная работа, которую учащиеся проделали с особым старанием и душевной теплотой.

«Искусствоведы» занимались поиском информации о памятниках, музеях, экспозициях г.Оренбурга, посвященных ВОВ. В качестве источников информации в совместной работе над этим проектом использовались не только интернет ресурсы, но и материалы нашего школьного музея.

Результатом нашего совместного проекта стали слайдовые презентации, боевые листки, видеофильм Героях-оренбуржцах, о наших односельчанах, земляках, вдовах, тружеников тыла и детях войны.

Таким образом, из собственного практического опыта, считаем, что внедрение и использование веб-квестов в педагогической деятельности помогает решать одну из самых насущных проблем современной школы любого типа – активизировать познавательную активность обучающихся, повышает их интерес к обучению, нацеливает их на самостоятельный поиск информации, способствует сплочению детского коллектива через систему групповых заданий, помогает детям выступать в разных социальных ролях, что способствует развитию их коммуникативности и коммуникабельности. Включение Интернета как средства обучения в учебный процесс не только на уроках информатики, но и использование его на других учебных дисциплинах не требует особых технических знаний от педагога. Веб-квест может выполняться индивидуально или в форме групповой работы. При этом достигаются две основные цели – коммуникация и обмен информацией. Мы убедились на практике, что Веб-квесты развивают критическое мышление ребят, а также их умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Веб-квест способствует поиску интернет-информации по заданию учителя, а развитые компьютерные навыки, помогают обучающимся совершенствоваться и развиваться в данном направлении самостоятельно.

Использование урока-квеста как новой информационной технологии может усовершенствовать процесс преподавания, повысить его эффективность и качество, осуществляя такие педагогическими цели: развитие личности обучаемого, подготовка ребёнка к комфортной жизни в условиях информационного общества; развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого); эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа); развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

Развитие компьютерных технологий, особенно Интернет-технологий, даёт мощный импульс развития всему человечеству. Одной из таких технологий является технология «веб-квест» (особый тип поисковой деятельности, которую учащиеся смогли бы осуществляют с помощью Интернета).

Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Считаем, что данные технологии могут успешно применяться на всех этапах обучения и могут быть рекомендованы к применению в массовой школе.


Использованная литература:


  1. Квест-технология в образовании, Игумнова Е.А., Радецкая И.В., 2016


  1. Использование технологии Веб-квест как средство активизации познавательной деятельности студентов: г. Шарья, Пестрякова Т.А. 2016 г.


  1. Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http://mir-nauki.com/vol4-5.html


  1. 1. http://www.ruirina.ru Ступени совершенствования (веб-квест)

  2. 2.https://nsportal.ru/shkola/inostrannye- yazyki/library/2012/05/16/ispolzovanie-tekhnologii-veb-kvest-v-uchebnom-protsesse




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!