Использование технология дифференцированного обучения
как условие успешного формирования предметных результатов
Григорян Елена Грантовна,
учитель начальных классов
классный руководитель
инклюзивного класса
МБОУ «СОШ № 19»
г. Чита, Забайкальский край
Аннотация: в статье автор раскрывает проблему обучения на индивидуальном уровне его возможностей и способностей, что дает каждому участнику образовательного процесса возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Ключевые слова: особые образовательные потребности ,ограниченные возможности ,полисенсорный подход, дифференцированный и индивидуальный подход.
Annotation: in the article the author reveals the problem of learning at the individual level of abilities that gives each student the opportunity to maximize his abilities and knowledge to realize their personal potential.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося и его достижения– это решающий фактор процесса образования.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – дифференцированное обучение.
Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Как показывает практика, нормально развивающиеся (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Цель дифференцированного обучения: создание условий для организации учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
В процессе обучения индивидуальные различия могут проявляться:
в скорости усвоения нового материала, в количестве тренировочных упражнениях, необходимых для усвоения нового.
в уровне работоспособности (высокая, средняя, низкая). Связано с типом нервной системы.
в различных типах мышления: у одних преобладает практически- действенное, у вторых — наглядно-образное, у третьих — словесно-логическое.
учащиеся отличаются высокой, средней и низкой обучаемостью.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.
В целях реализации технологии разноуровневого обучения необходимо проводить диагностику каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
При практическом осуществлении дифференциации в условиях классно-урочной системы нужно знать способы индивидуализации обучения.
Индивидуальный темп обучения учителем может выбираться с учетом скорости учебной деятельности, мышления, восприятия ученика. Но индивидуальный темп может быть обеспечен лишь непродолжительное время, т.к. это может привести к отставанию от класса или от программы. В начальной школе может быть ускоренный темп прохождения материала, но не темп самого урока. При фронтальной форме организации учебной деятельности ускоренный темп может породить у части детей стресс.
Индивидуализация содержания и методов обучения (через объем и сложность учебного материала).
Индивидуализация с учетом видов мыслительной деятельности.
Учащимся с наглядно-чувственными типом мышления рекомендуется выполнение однотипных упражнений средней трудности. Задания же проблемного и творческого характера получают учащиеся с хорошо развитым логическим мышлением.
Пути решения дифференциации:
Деление класса на З характерные группы («сильные», «средние», «слабые») с учетом степени развития
реальных учебных возможностей
способностей к учению
работоспособности учащихся
Учителем дифференцированно подбираются задания и темп работы для каждой группы.
Создание смешанных групп по принципу взаимного обогащения.
На основе диагностики причин отставания в учении каждого ученика учитель разрабатывает индивидуальные меры повышения качества его знаний и умений.
Подготовка учителем для уч-ся заданий с учетом тех трудностей, которые испытывает ученик: слабые учащихся (алгоритмы решений, планы работы и т.д.), для сильных учащихся — задания повышенной трудности.
Использование заданий одинакового для всех содержания, вариативность которых обеспечивается системой постоянно усложняющихся вопросов.
Дифференцировать можно:
а) объем;
б) сложность учебного материала;
в) дозу помощи учителя при выполнении;
г) комплексно.
Для разноуровневого обучения учитель может использовать:
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Задания, содержание которых найдено учеником
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Трудности в реализации дифференцированного подхода.
Слабая организация психологической и педагогической диагностики с целью изучения учебных возможностей учащихся.
Индивидуальный подход к уровню развития учащихся не заложен в учебные программы и не обеспечен содержанием учебников.
Большая наполняемость классов.
Трудности в ведении постоянного учета изменений в уровне подготовленности учащихся. Необходимость классификации ошибок учащихся требует большой затраты времени.
Наличие доли социального неравенства при делении детей на группы. Нельзя составлять списки и т.д., ставить детей в известность.
При дифференциации по уровню сложности материала нельзя для слабоуспевающих учащихся давать задания ниже программных. Иначе это может привести к замедлению их развития.
Большая затрата времени учителя приподготовки к уроку, сложности в организации деятельности учащихся на уроке.
Таким образом, дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
Литература:
Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании //Периодический журнал научных трудов «Фэн-наука» - 2013. - №1 (16). - С. 17-20
Инклюзивное образование в России: право, принципы, практика / под ред.: М.Ю. Перфильевой. - М.: Транзит-ИКС, 2009. - 88 с.
Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах. - Томск, 2012. - 24 с.
Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т.Г. Туркиной. – М.: Перспектива, 2011. – 57 с.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2058
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015годы»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101909/?frame=1#c6
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В.Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 84 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598