СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование текстов о спорте на уроках как элемент здоровьесберегающего обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование текстов о спорте на уроках как элемент здоровьесберегающего обучения»

МБОУ Заларинская СОШ №2










Использование текстов о спорте

на уроках русского языка как элемент здоровьесберегающего обучения









Подготовил

учитель русского языка и литературы

Бисенек Татьяна Николаевна












П. Залари

2021г.




Учеными доказано, что в современном образовании основная цель направлена на целостное развитие личности школьника, которая реализуется через единство обучения и воспитания.

В настоящее время здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. Очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.


Для систематического осуществления работы следует включать дополнительный материал, используя уроки, диктанты, сочинения, стихотворения нравственного характера, словарные слова, загадки, кроссворды. Тут важен и сам подбор заданий по определённой тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом.

Загадки о спорте.

Он лежать совсем не хочет. Если бросить, он подскочит. Чуть ударишь, сразу вскачь, Ну, конечно – это ... (Мяч) Силачом я стать решил, К силачу я поспешил: - Расскажите вот о чем, Как вы стали силачом? Улыбнулся он в ответ: - Очень просто. Много лет, Ежедневно, встав с постели, Поднимаю я ... (Гантели) Есть лужайка в нашей школе, А на ней козлы и кони. Кувыркаемся мы тут Ровно сорок пять минут. В школе – кони и лужайка?! Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал) Зеленый луг, Сто скамеек вокруг, От ворот до ворот Бойко бегает народ. На воротах этих Рыбацкие сети. (Стадион) Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи) Он на вид - одна доска, Но зато названьем горд, Он зовется… (Сноуборд) Есть ребята у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих Что за кони у меня? (Коньки) Палка в виде запятой Гонит шайбу пред собой. (Клюшка) Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (ВелосипедНа квадратиках доски Короли свели полки. Нет для боя у полков Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)


Готовясь к урокам русского языка, я продумываю пути наилучшего раскрытия темы, нахожу формы максимального использования воспитательных возможностей. Часто применяю пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, отрывки из стихотворений, предложения, слова, связанные общей темой, иллюстрации.


Пословицы и поговорки

Закаляй свое тело с пользой для дела. Холода не бойся, сам по пояс мойся. Кто спортом занимается, тот силы набирается. Солнце, воздух и вода помогают нам всегда. Кто любит спорт, тот здоров и бодр. И смекалка нужна, и закалка важна. В здоровом теле здоровый дух. Паруса да снасти у спортсмена во власти. Смолоду закалишься, на весь век сгодишься. Солнце, воздух и вода - наши верные друзья. Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки. Крепок телом - богат и делом. Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь. Пешком ходить — долго жить. Отдай спорту время, а взамен получи здоровье. Дал бог здоровья, счастье найдем. Здоров будешь – все добудешь. Здоровье не купишь – его разум дарит. Здоровьем слаб, так и духом не герой. Не рад больной и золотой кровати. У кого болят кости, тот не думает в гости. У кого что болит, тот о том и говорит. Ребенком хил, так и взрослым гнил. Быстрого и ловкого болезнь не догонит. Здоровья пожелаешь-счастье повстречаешь. Овощи - кладовая здоровья. Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение. Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйся постепенно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.


Словарная работа тоже имеет воспитательное значение.

Баскетбол.

Положение серьёзное, разрыв в очках растёт. Тренер берёт минутный перерыв. Его указания касаются всех. И вот уже опять игроки располагаются под щитом противника. Болельщики замирают. Два-три касания, и мяч в кольце. Борьба разгорается. Зал гудит…(лаг-лож)

Футбол.

Предыстория финальной встречи, в предыдущем сезоне, безынициативная команда, изыскивать средства для нападения, отыскать слабое место, разыграться к концу матча, великолепно сыграться, сверинтересная игра, подытожить результаты.(ы и и после приставок)

Режим дня.

Презирать себя за неорганизованность,брать пример со старшего брата, преодолевать трудности, привыкать к правильному режиму, приобрести нужные навыки, приучать себя к зарядке.(пре и при)

На соревнованиях велосипедистов.

Не забудьте о состязании, назначьте день, позаботьтесь о гостинице, обеспечьте приём, не тревожьтесь о транспорте, отправьтесь на стадион, познакомьтесь с тренером.(повелительное наклонение).

Творческий диктант. На состязании.

Подготавливался, тренировался, чувствовал, продумывал, рассчитывал, проигрывал, показывал, подбадривали, испытывали, пробовал, финишировал, приветствовали, аплодировали, торжествовали.(объяснить правописание суффиксов глаголов; устно составить рассказ , используя записанные слова.)


Диктант с грамматическим заданием. В спортивной секции.

Мы дружим с Володей с первого класса. У нас много общих интересов. Второй год мы занимаемся в секции дзюдо. После уроков приходим в спортзал и делаем разминку. Бегаем, вертимся на турнике, упражняемся с гантелями. После разминки расстилаем маты и с помощью тренера осваиваем приемы борьбы. К концу занятий устаёшь, иногда даже тяжело дышишь. Но мы с удовольствием ходим в спортивную секцию. Спорт укрепляет в человеке не только силу, но и волю. (Задание: 1.Найдите в тексте глаголы, подчеркните их как члены предложения. 2. Определите время, лицо и число глаголов)

Составьте из данных слов рассказ о здоровом образе жизни.

Рю..зак, к…ньки, снобор.., эспандер, кро..овки, т..рмос, снег..кат, шлем, бутсы, ск..калка, фу..болка, санки, тент, лыж.., ж..илеты, гант..ли, к..ньки, п..латка, тр..н…ж..р, спальный меш..к, нак..ленники, б..говая доро..ка, кемпинговая м..бель, ш..рты.


Большими воспитательными возможностями обладают уроки развития речи на которых мы пишем обучающие сочинения, изложения, сказки, рассказы. В учебнике представлена «картинная галерея» - репродукции картин, которые вызывают желание заниматься спортом.


5-7 классы - это еще дети, внимание которых легко привлечь с помощью ярких картинок или юмористических стихов. Использование привлекательных иллюстраций к языковому материалу по теме учебного периода - "Летние виды спорта", "Зимние виды спорта", "Режим дня", "Лекарственные растения" и др. - позволяет вовлечь в работу на уроке даже слабоуспевающих ребят.

Большими воспитательными возможностями обладают уроки развития речи на которых мы пишем обучающие сочинения, изложения, сказки, рассказы. В учебнике представлена «картинная галерея» - репродукции картин, которые вызывают желание заниматься спортом.



При подготовке учащихся к ЕГЭ ,ОГЭ, ВПР тоже можно использовать тексты о спорте с соответствующими заданиями.

Анализ текста.

-О чем говорится в тексте? Найдите предложение, в котором выражается основная мысль текста.

Спорт – твой друг.

Нет, пожалуй, ни одного уголка в нашей стране, где бы люди не занимались спортом. Спорт, по утверждению врачей, – прекрасный вид отдыха. Занятия спортом, безусловно, полезны: они укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, развивают волевые качества. Бесцельное времяпрепровождение, по общему мнению, утомляет, навевает хандру, скуку. Занимаясь спортом, наоборот, получаешь большой заряд энергии, сил, бодрости. Лыжная прогулка, волейбольные, футбольные и теннисные встречи, гимнастика – все эти и другие виды спорта, несомненно, развивают в человеке ряд полезных качеств: целеустремленность, подвижность, выносливость. В нашей стране есть стадионы и корты, катки и спортзалы, бассейны и аэроклубы – словом, все необходимое, чтобы совершенствоваться в любом виде спорта. Любой вид соревнований: товарищеская встреча или спартакиада, чемпионат Европы или олимпиада – выявляет сильнейших в различных видах спорта. -Как вы понимаете выражение «спорт развивает волевые качества»? - Часто в жизни мы слышим, как о людях говорят: «Он многого добился. У него есть сила воли. Он волевой человек». Какими качествами обладает такой человек? - Действительно, это целеустремленный человек, умеющий преодолевать трудности и слабости. В этом помогает и трудолюбие, и настойчивость, и умение ограничивать себя и свои желания. - Как вы думаете, если не побеждать свои слабости, быть безвольным человеком, что может произойти? (Слабости победят тебя. Ты станешь подчиняться воле других людей, а ведь некоторые из них могут подтолкнуть к совершению плохих поступков.)

7 класс Спорт

        1. Определите основную мысль текста.

2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над подчинительными союзами поставьте букву п, над сочинительными – с.

                Спорт дает познание жизн.. потому(что) познать ее можно лишь в настоящ..м творческ..м ко(л,лл)ективе. Хочу что(бы) ребята были (не)просто исполнителями требований трен..нра а тв..рцами. В одной из извес..ных мне команд ребята думают и на трен..ровках и в играх. Посмотрят мальчишки хорккейный матч а потом соб..рутся и разб..рают острые с..туации. На трен..ровках осваиваются понравившиеся тактические или технические пр..емы. Вносят новое, свое. (От)сюда и спортивные успехи. Трен..р доволен что в команде есть взаимопонимание. Ребята соблюдают ражем питания отдыха хорошо учатся.

        Спорт дисциплинирует, выпрямляет человека. Но случается, что к спортсмену не приходит умение противостоять «шелухе» связанной с первыми, вскружившими голову успехами. Это большая беда. Нужно сделать все, что(бы) помочь таким ребятам разобраться в себе и увидеть настоящие ценности, которыми богата жизнь.     (117 слов)



Материал для этимологических пятиминуток

Происхождение слов Акробатика (лат. "хожу на цыпочках") - цирковое искусство. Базовая часть гимнастики. Существует и как отдельный вид спорта. Аут - (от англ. - выход) - выход мяча (шайбы) за боковую линию. Бейсбол (англ. База + мяч) - спортивная игра с мячом и битой, в которой две противоборствующие команды (по 9 человек) поочередно выполняют по определенным правилам атакующие и защитные действия. Баттерфляй (англ. Бабочка) - способ плапвания на груди симметричными гребками в вертикальной плоскости; обе руки для гребка выносятся над водой одновременно, что напоминает движение крыльев бабочки; разновидность брасса. Биатлон ( от лат.- дважды и греч.-состязание, борьба) - зимнее двоеборье, состоящее из лыжных гонок с оружием на установленные дистанции и стрельбы по мишеням из положения лежа и стоя на огневых рубежах из мелкокалиберной винтовки. Бокс - вид спорта, кулачный бой по особым правилам между двумя спортсменами в ринге. Боулинг (от англ. - катить) - спортивная игра в шары. Брасс ( франц.) - способ плавания на груди симметричными движениями конечностей в горизонтальной плоскости. Гидро (греч.) - вода. Гирудо (лат.) пиявка; Керлинг (от англ.- крутить) - разновидность игры в кегли на льду. Пас (от англ. - передать) - передача шайбы, мяча партнеру по команде. Пейнтбол (англ. - шар с краской) - командная игра с применением ручного пневматического оружия, стреляющего капсулами с краской, разбивающимися при ударе о препятствие и окрашивающими его. Поло (от англ.) - командный вид спорта с мячом, в котором участники играют верхом на лошадях, перемещают мяч по полю с помощью специальной клюшки. Регби (от англ.) спортивная командная игра с мячом овальной формы на площадке с Нобразными воротами. Серфинг (от англ. Катание на поверхности) - это катание на волне с применением технических средств: досок для серфинга различного формата либо коротких ласт и специальных перчаток(бодисерфинг). Сквош (от англ.) - игровой ракеточный вид спорта в закрытом помещении. Скейтборд (от англ.) - роликовая доска. Сноубординг (от англ.) - вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гол на специальном снаряде - сноуборде. Спидвей (от англ. - скоростная дорога) - один из видов мотоциклетного спорта. Сумо (от япон.) - вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглом поле. Терапия (древнегреч) - лечение. Фитнес (от англ.- соответствие) - американский здоровый образ жизни. Форвард (от англ.) - нападающий. Фристайл (от англ. - свободный стиль) - горнолыжное многоборье. Фито (древнегреч.) - растение.

Все вышеперечисленные приемы и методы работы на уроках русского языка по формированию культуры здорового образа жизни учащихся позволяют ненавязчиво, но планомерно вести работу в области нравственного воспитания. А эффект от этой работы сказывается не только на результатах качества обученности по предмету, но и даст о себе знать в будущем, когда сегодняшние ученики станут взрослым

Работа у доски. Выписать из текста Упр.510 предложения с обстоятельствами и определить разряд

1. Но впереди всегда шествует команда из Греции

(откуда? места)

2. С 1920 года ( когда? время) на всех олимпиадах (где? место) поднимают флаг Греции и звучит её государственный гимн.

3. Это зажжение Олимпийского огня у храма Зевса в Олимпии ( где? места) и его доставка факельной эстафетой на Олимпийский стадион ( куда? места) к моменту открытия Игр.

Творческое домашнее задание

Напишите сочинение «Моя спортивная секция», «Интересный кружок», "Почему нужно заниматься спортом?", "Вид спорта, который я люблю"


Рассмотрев возможности включения элементов здоровьесбережения в преподавание уроков русского языка, можно прийти к выводу, что на всех этапах учебного процесса и практически на каждом уроке возможна системная работа по воспитанию культуры здоровья через обучение.