СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование тематических кроссвордов в работе с детьми по изобразительному искусству.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование тематических кроссвордов в работе с детьми по изобразительному искусству.»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П.И.Чайковского»

Муниципального образования город Ноябрьск









«Использование кроссвордов

в работе с детьми по изобразительному искусству»








Преподаватель: Артемьева Юлия Петровна


2020г.


ВВЕДЕНИЕ

Кроссворд - это задача-головоломка, её суть в заполнении пересекающихся рядов клеток словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» -пересечение и «word» - слово) и переводится как «крест-слово», а отсюда и другое название «крестословица». Основная функция этой игры - вспомнить знакомые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.


Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки   памяти, помогает освоить сложные искусствоведческие термины по предмету «Беседы об искусстве». Кроссворды могут быть с успехом использованы при обучении с целью расширения кругозора учащихся, установления логических связей между изучаемыми явлениями. Достоинство их  заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, сознательный поиск в изучаемой области.

Кроссворд содержит игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи.

Кроссворд можно разгадывать всей группой и индивидуально, а можно организовать работу в малых и больших группах, позволяет проводить проверку и закрепление знаний по теме пройденного материала.


На уроках по беседам об искусстве дети разгадывают кроссворд в начале урока или в конце урока, работая в паре и индивидуально. Разгаданный кроссворд поднимает настроение, помогает повторить домашнее задание.


Когда ученики понимают, что такое кроссворд, они начинают получать задание самостоятельно составить кроссворд по пройденной теме по предмету. Затем после составления кроссворда (домашнее задание) дети меняются своими кроссвордами в паре.


Использование кроссвордов как тип проектной деятельности на уроке « Беседы об искусстве».


В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие учеников художественной школы.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного “продукта” (проекта).

Цель проектов:

- формирование системы специальных знаний, умений и навыков учащихся в изобразительном искусстве;

- развитие личности учащегося, его эстетической грамотности ;

- воспитание коммуникативности, инициативности и самостоятельности.


Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.

К кроссворду тянутся все учащиеся. Ведь отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех. Это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова. Таким образом, актуализируется познавательный процесс, через вызванный интерес.

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила оговорены. При индивидуальной работе с кроссвордом учащийся получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – важный путь освоения новых и применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа выполняет не только образовательные функции, но и воспитывает в ученике такие черты как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль.


Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени.

А что же составление кроссвордов? Это дело не простое. Составить тематический кроссворд труднее обычного, потому что запас слов ограничен данной темой. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

Для поддержания интереса к этому виду деятельности необходимо разнообразить формы кроссворда и способа загадывания слов. При работе с кроссвордом дети убеждаются, что расширение словарного запаса, терминологии, умение грамотно писать слова, умение разными способами загадывать одно и то же слово – необходимые условия для выполнения задания.

Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный эффект. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, работает логика и сообразительность ребенка, усидчивость и стремление завершить начатое дело, упорство и целеустремленность. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия ребенка, его художественные и эстетические способности.

Педагог сам может составлять детям кроссворды для контроля усвоенного детьми материала и применяя их как закрепляющий материал.

Учить детей составлять кроссворды можно на листочках в клеточку, а затем переносить на лист белой бумаги.

Составление кроссворда всей группой, затем подгруппами, в парах, а потом уже самостоятельно. Составляют кроссворды ученики и со своей семьей по определенно заданной теме.

Так как, направление обучения, связано с изобразительной деятельностью, кроссворд ученики красочно оформляют. Делают эскизы ответов кроссворда в виде карточек.

На уроках «Беседы об искусстве» идет изучение сложных искусствоведческих терминов, основой кроссворда может быть вид изобразительного искусства, его жанры, название промыслов разных народов, названия картин и других произведений искусства, названия художественных материалов и т.д.


Можно утверждать, что применение кроссвордов в художественной школе не может стать основной формой работы, но применение кроссвордов целиком или их фрагментов дает хорошие результаты, вызывает познавательную активность и интерес учащихся к учебной деятельности на занятиях по предмету «Беседы об искусстве».


Основная часть

Примеры тематических кроссвордов и методика их использования.


Тематический кроссворд «Виды изобразительного искусства»

Определения видов изобразительного искусства довольно сложные для учеников 1 класса художественного отделения, поэтому в кроссворде максимально упрощаем их. Сначала мы знакомимся с презентацией по теме, рассматриваем предметы, относящиеся к тому или иному виду изобразительного искусства. Определяем набор основных понятий по теме. Предлагаю детям записать основные понятия и слова в тетради по предмету «Беседы об искусстве». В конце урока решение кроссворда (коллективное).



По горизонтали:

  1. Вид искусства, показывающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом людей. (Театр)

  2. Вид искусства, воспроизводящий на экране, запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. (Кино).

  3. Вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. (Музыка).

  4. Вид искусства, воспроизводящий на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможной ошибки, контур и форму передаваемого предмета. (Фотоискусство).

  5. Вид искусства, в котором материальным носителем образности является СЛОВО. (Литература).

По вертикали:

  1. Вид искусства, главным в котором являются красивые движения и позы человеческого тела, организованные во времени и пространстве (Хореография).





Тематический кроссворд «Жизнь коренных народов Крайнего севера»

Тематический кроссворд «Жизнь коренных народов Крайнего севера» обобщает одну большую тему. Позволяет закрепить знания о жизни и быте коренных народов и основных национальностях, которые проживают на огромной северной территории. Дети , разгадав термины по вертикали, обнаруживают одно большое слово, в котором заключается основной промысел северных народов «Оленеводство». Применять такой кроссворд можно по завершению пройденной темы, решать его можно творческими подгруппами или даже всем детским коллективом. На следующие уроки можно дать детям задание составить собственный кроссворд из 5-6 слов по этой теме.

По горизонтали:

  1. Северный народ, проживающий в Ханты-Мансийском автономном округе.

  2. Человек, наделенный магической силой в племенах коренных народов севера.

10.Название обуви коренных народов севера.

12. Как называется переносной дом народов севера.

13.Женская национальная одежда коренных народов севера.

14. Традиционный промысел народов Севера.







По вертикали:

  1. Народность крайнего Севера ( тундровые и лесные).

  2. Самая малочисленная народность Крайнего севера.

  3. Что собирают женщины северных народов в тундре.

  4. Народность, в переводе которая означает «Тот уос» - люди с мерзлыми губами.

  5. Главное божество – животное, прародитель эвенков (тунгусов). 7.Без каких животных невозможна жизнь северных народов. 9.Мужская национальная одежда коренных народов севера. 11. Из какого прочного природного материала изготавливается одежда коренных народов севера.





Применение кроссвордов очень эффективно при использовании их на интерактивных досках, которые позволяют самим детям вставлять названия, при необходимости изменять, открывать зрительный ряд ,связанный с ответом на вопросы, после отгадывания. Интерактивная доска позволяет решать кроссворд коллективно, активно комментировать материал, уточнять, работать электронными маркерами с возможностью изменить цвет и толщину линии, при необходимости сделать быстрые рисунки. Таким образом весь класс вовлекается в активную работу, улучшается запоминание материала и его закрепление. Материал с кроссвордом сохраняется на компьютере и легко можно вернуться к материалу. Это удобно и для учителя и для учеников,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!