ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
«Использование тестирования как средство повышения качества обучения»
Сообщение педагога дополнительного образования детей
руководителя объединения «Семицветик»
Карасовой Фариды Михайловны
из личного опыта
на городском метод – объединении учителей ИЗО
г. Новый Уренгой
19.01.2021г
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.
Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, правильная постановка контроля способствует улучшению качества подготовки учащихся.
В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый и выпускной. В своей работе я также используюттакие методы контролирования успеваемости учащихся. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
Но при проведении этих форм контроля возникают некоторые проблемы. Я озвучу общую проблему для всех педагогов связанную с особенностями преподавательской работы.
Рассмотрим некоторые из них:
- различие в профессиональной квалификации педагога (то есть стаж, опыт, подготовка и т. д.);
- возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых воспитанников (любовь или неприязнь к воспитаннику);
- иногда оценки, выставляемые учащимся, оказываются недостоверными из-за опасения преподавателя, что они будут использованы для оценивания работы самого преподавателя.
На современном этапе при оценке знаний, учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами.
Тесты все больше проникают в массовую практику. Ныне кратковременный опрос всех учащихся на каждом занятии с помощью тестов используют почти все педагоги. Преимущество такой проверки в том, что одновременно заняты и продуктивно работают все дети, и за несколько минут мы получаем срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому занятию, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может.
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные (утвержденные) или не стандартизированные (составленные педагогам для личного использования) пробы, испытания, позволяющие в сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности учащихся.
В своей работе я использую тесты достижений, предназначенные для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями, а также отдельными разделами учебной программы, которые являются более объективным показателем обученности, также тесты, направленные на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Это могут быть игровые тесты.
Мне очень хотелось бы наряду с тестами достижений, тестами, направленными на формирование логического мышления, по разделам образовательной программы, разработать и более широко ориентированные тесты. Это, тесты на оценку отдельных навыков. Например, навыки работы с учебником, таблицами, карточками, энциклопедиями, словарями, средствами ТСО и т. д. Такие тесты на много повысили бы уровень обученности. Ведь не все дети имеют эти навыки.
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно.
Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у педагога добиться взаимопонимания с воспитанниками, заинтересовать их.
Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль над функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо воспитанника, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование.
В настоящее время часто используются следующие варианты тестовых контрольных, тесты, создаваемые с привлечением компьютерных технологий:
- "автоматический», когда обучаемый выполняет задание в непосредственном диалоге с компьютером, результаты сразу переносятся в блок обработки;
- “полуавтоматический”, когда задания выполняются письменно, а ответы со специальных бланков вводятся в компьютер (решения не проверяются);
- “автоматизированный”, когда задания выполняются письменно, решения проверяются преподавателем, а в компьютер вводятся результаты проверки.
Особенностью первых двух является отстраненность преподавателя от проверки результатов испытаний. В этом случае, казалось бы, их
объективность повышается. Однако при этом утрачивается значительная часть информации, которую можно было бы получить при анализе результатов тестирования с использованием человеческого фактора.
Но, увы, для использования таких методов тестирования в нашем учреждении на сегодняшний день существуют некоторые специфические проблемы.
Нет возможности оснастить кабинеты дорогостоящим компьютерным оборудованием в достаточном количестве.
При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными темами или целыми разделами образовательной программы.
1. тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями;
2. задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается;
3. чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
4. варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
К достоинствам тестированияследует отнести:
1. большая объективность и, большое позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
2. исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и другие характеристики преподавателя;
3. тестированный опрос многофункционален, он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным воспитанником.
Недостатки тестирования.
Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерамизнаниями фактов, умение анализировать проделанную работу, умение связано, логически и доказательно выражать свои мысли, владение художественным языком, самостоятельность в практической работе инекоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно.
Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки. Таким образом, в своей работе я объединяю отдельные тесты достижений с другими формами проверки в некую цепочку, что позволяет добиться наивысших показателей обученности по всем разделам образовательной программы.