ИПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИГР В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Танская Вера Леонидовна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБОУ «Гимназия №29 г. Уссурийска»
действительный член Международной профессиональной гильдии психологов-игропрактиков
Аннотация: в статье представлено теоретическое обоснование использования трансформационных игр в работе педагога-психолога, практика использования трансформационной игры «Искусство маленьких шагов» автора Лии Акимовой.
Ключевые слова: игра, трансформация, трансформационная игра, функции игры.
Игра – высшая форма исследования
А. Эйнштейн
Современный мир ставит перед нами множество неожиданных вопросов, все больше усложняется процесс принятия решений, все чаще возникает проблема выбор. Мы живем в очень изменчивой и многовариативной среде. С каждым днем увеличивается информационный поток. Безусловно, значительные технические и социальные изменения требуют от человека быстрой адаптации к новым условиям жизни.
Одновременно с техническим прогрессом происходит постоянное развитие психологических и обучающих технологий, позволяющих нам максимально быстро и с наименьшими потерями приспособиться к современной жизни. Среди большого количества методов и способов помощи в решении целого ряда педагогических и психологических проблем трансформационные игры уверенно заняли свою нишу.
Трансформационная игра, является современным технологичным и универсальным инструментом в работе школьного психолога. При этом по форме и логике трансформационные игры понятны и интересны учащимся любого уровня подготовки [2].
Согласно деятельностному подходу, человек, являясь социально-биологическим существом, на разных этапах своей жизни осуществляет определенные виды деятельности. Игра же представляет собой один из основных таких видов, наряду с трудом и обучением. В ней важен не результат, а сам процесс, так как в нем подрастающее поколение с возможностью совершать ошибки «репетирует» и тренирует навыки, необходимые ему на последующих этапах [1].
Сущностная важность игры не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни показана в некоторых понятиях явления. Рубинштейн утверждает, что игра – это выражение определенного отношения личности к окружающей действительности. Обухова пишет, что игра является особой формой освоения окружающей действительности путем её воспроизведения и моделирования. Эрик Берн определяет игру как последовательность действий, подчиняющуюся индивидуальным, а не социальным программам, и выделяет три назначения: исполнение социальных функций, упорядочивание времени и поддержание здоровья (у некоторых людей). В общем плане игры являются нескончаемым и динамическим элементом бессознательного плана или сценария жизни каждого человека [6].
Трансформационные игры – это особый класс игр, цель которых трансформация собственной идентичности:
А.Н. Черевко в своей статье «Игра: сущность, функции и дисфункции» утверждает, что существует 8 основных функций: развлекательная, заключающаяся в доставлении удовольствия, коммуникативная (моделирование различных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликтов без агрессии), самореализации, то есть в процессе ребенок может практиковаться, проверять накопленный опыт; игротерапевтическая (использование игр для преодоления преград), диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения), коррекции – внесение положительных изменений в структуру личностных показателей, межнациональной коммуникации (усвоение социально-культурных ценностей) и социализации (усвоение норм человеческого общежития, включение в систему общественных отношений) [8].
Как обобщающая функция, согласно великому мыслителю А. Эйнштейну, игра – высшая форма исследования
Создание психологических трансформационных игр приписывают тибетским монахам. Сам термин “трансформация” в переводе с позднелатинского означает “превращение”. Игра монахов отличалась от современных игр. Она представляла собой рисунки на песке, изображающие особый путь, при прохождении которого одно качество человека “превращалось” в иное. Зло – в добро, эгоизм – в альтруизм, ненависть – в любовь [4].
Вдохновившись историями о тибетских монахах и их песочных играх, молодые шотландцы Джой Дрейк и Кэти Тейлор в 1978 году запатентовали игру под названием “Трансформация” [3].
В России эта игра появилась в 90-е годы благодаря Лайзе Холлингсхед и Татьяне Гинзбург, которые стали первыми российскими аккредитованными игропрактиками трансформационных игр.
Резюмируем вышесказанное о трансформационных играх, чтобы понять, зачем в них играть современному школьнику. Итак, какие задачи решают трансформационные игры:
-
раскрывают внутренний потенциал учащихся;
-
помогают найти препятствия, которые мешают достичь определенных целей или решить ту или иную жизненную задачу;
-
предоставляют возможность пройти проблемную ситуацию в игровой форме и затем перенести полученный опыт в реальную жизнь;
-
помогают превратить свои негативные качества и установки в позитивные;
-
с их помощью можно определить свои истинные желания, понять чувства, таланты, распознать реакции, эмоции, проследить негативные сценарии, вынести важные для себя инсайты;
-
позволяют проявить смелость, ведь на тренажере можно отрепетировать любую ситуацию, перед которой в реальной жизни человек пасует.
Поскольку игра коллективная, она также помогает увидеть свою проблему со стороны, перенять чужой опыт, пообщаться, поделиться переживаниями.
В профессия психолога, тем более школьного очень сложно заскучать, и мне это нравится. Ты находишься в эпицентре изменений и событий. Среди бурного праздника подростковой жизни с ее взлетами и падениями, фейерверком и штормами всегда есть место игре. Задачи, которые я решаю с помощью трансформационных игр отличаются большим разнообразием и не позволяют останавливаться в развитии ни мне, ни моим ученикам.
Например, трансформационная игра «Искусство маленьких шагов» помогает моим ученикам обрести навыки формулирования целей и составления планов для реальных целей [7].
В основу игру заложена метафора о том, что Вселенная готова помогать каждому, кто заявляет свои намерения через действия. И даже путь в тысячу ли начинается с маленького шага. Самое важное, что шаг должен быть действительно маленьким и понятным. В процессе игры выкладывается путь из маленьких шагов, обозначается и Намерение для Вселенной. Результат игры список понятных действий, которые можно начать делать сразу. Вдохновение и ясность, способствующие быстрому движению к цели и мотивации к действию.
Игра "Искусство Маленьких Шагов" показывает ребятам что любая, даже самая большая и сложная цель состоит из простых и маленьких действий, посильных каждому. Расширяет видение возможностей и вдохновляет на первые шаги к большим целям:
-
осознать, что возможностей и ресурсов вокруг на много больше, чем, кажется;
-
понять, как извлекать выгоду из любой ситуации;
-
выявить свои точки роста;
-
увидеть, как можно использовать внутренние и внешние ресурсы;
-
сформулировать план первых шагов для продвижения к цели;
-
создавать дополнительные условия для интересной игры.
Механика игры: у каждого учащегося (игрока) есть ресурсно-дорожные карточки, из которых необходимо выложить дорогу, по которой он двигается к цели. Каждый шаг по полю должен быть отмечен в бланке-плане или в ежедневнике конкретным действием. На пути движения игрок взаимодействует с другими ребятами (игроками), активизирует свою память и опыт, ненавязчиво делится своим опытом, ловит идеи из окружения и примеряет их к своей ситуации [7].
Трансформационная игра – это модель жизни в миниатюре. Но, если в реальной жизни человек находится внутри проблемной ситуации, то в игре он смотрит как будто сверху. Благодаря этому видит задачу со всех сторон и находит решение, а игровая ситуация снимает с проблемы излишнюю важность.
Играйте и выигрывайте вместе с вашими учениками!
В трансформационных играх проигравших нет!
Список литературы
1.Абдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. П. Авдулова. - Москва: Академия, 2009
2.Богачева О. Поле возможных изменений. Что такое трансформационные игры? / О. Богачева // Дошкольный психолог. – 2017. – №2. – С. 44–47.
3.Греков И. В. Игровая терапия взрослых: современные терапевтические трансформационные технологии Московский институт психоанализа. // Человек. Искусство. Вселенная. № 1. С. 379-386.
4.Тимоти Голви Работа, как внутренняя игра / Тимоти Голви. – М.: Альпина Паблишер, 2012
5.Франкл В. Человек в поисках смысла / Франкл, В. - М.: Прогресс, 2016. - 366 c.
6.Эрик Берн Люди, которые играют в игры / Эрик Берн. – М.: Издательский дом "Литур", 1999.
7.Акимова Л. Искусство Маленьких Шагов / Акимова Л – Электронный ресурс:https://www.b17.ru/trainings/artmicrostep/ - дата обращения 11.05.2023.
8.Черевко, А.Н. Игра: сущность, функции и дисфункции / А.Н. Черевко // Вологдинские чтения – 2006. – №59. - с. 43-45.