Теоретическая часть Существуют разные модификации прибора для изучения химических реакций. В одной конструкции роль реактора выполняет обычная пробирка, в другой, более современной, — сосуд Ландольта. Однако техника демонстрации эксперимента остаётся одинаковой. Меняется лишь порядок смешивания реагирующих веществ. Сначала в пробирку — реактор заливается раствор кислоты, а в него помещается твёрдое вещество (цинк, мрамор). Практическая часть Цель работы: изучить влияние различных факторов наскорость химической реакции. Перечень датчиков цифровой лаборатории: датчик температуры платиновый. Прибор для определения скорости химическихреакций Дополнительное оборудование: прибор для изучения скорости химических реакций; электрическая плитка; стакан химический на 250 мл; шпатель; кристаллизатор для промывания сосудов Ландольта; пробирки ПХ-21 (3 шт.). Материалы и реактивы: соляная кислота 4 %; соляная кислота 10 %; кусочки мрамора; порошок мрамора; уксусная кислота 6 %; цинк; пероксид водорода 3 %; диоксид марганца (IV). Техника безопасности: Соблюдать правила работы с кислотами и нагревательными электрическими приборами. Инструкция к выполнению : 1. Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ на скорость химической реакции В одно колено сосуда Ландольта налейте 3 мл 1 М раствор уксусной кислоты (6 % раствор), в другое колено поместите 2―3 гранулы цинка. Во второй сосуд Ландольта налейте 3 мл 1 М соляной кислоты (`4 %), в другое колено — 2―3 гранулы цинка. Присоедините сосуды Ландольта к манометрическим трубкам. Обратите внимание! Одновременно перелейте кислоты в сосудах Ландольта к гранулам цинка. Сравните уровни жидкости в манометрических трубках. Учащиеся делают вывод о разной скорости химических реакций. 2. Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции В одно колено сосуда Ландольта налейте 3 мл 4 % соляной кислоты, в другое колено поместите 2―3 гранулы цинка. Во второй сосуд Ландольта налейте 3 мл 10 % соляной кислоты, в другое колено — 2―3 гранулы цинка. Присоедините сосуды Ландольта к манометрическим трубкам. Обратите внимание! Одновременно перелейте кислоты в сосудах Ландольта к гранулам цинка. Сравните уровни жидкости в манометрических трубках. Учащиеся делают вывод о разной скорости химических реакций. 3. Опыт 3. Влияние температуры реагирующих веществ на скорость химической реакции В одно колено сосуда Ландольта налейте 3 мл 10 % соляной кислоты, в другое колено поместите 2―3 гранулы цинка. Во второй сосуд Ландольта налейте 3 мл 10 % соляной кислоты, нагретой на водяной бане до 50 C, в другое колено — 2―3 гранулы цинка. Присоедините сосуды Ландольта к манометрическим трубкам. Обратите внимание! Одновременно перелейте кислоты в сосудах Ландольта к гранулам цинка. Сравните уровни жидкости в манометрических трубках. Учащиеся делают вывод о разной скорости химических реакций. 4. Опыт № 4. Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции В одно колено сосуда Ландольта налейте 3 мл 4 % соляной кислоты, в другое колено поместите 1 г мрамора, взятого в виде кусочка. Во второй сосуд Ландольта налейте 3 мл 4 % соляной кислоты, в другое колено — 1 г порошка мрамора. Присоедините сосуды Ландольта к манометрическим трубкам. Обратите внимание! Одновременно перелейте кислоты в сосудах Ландольта к гранулам цинка. Сравните уровни жидкости в манометрических трубках. Учащиеся делают вывод о разной скорости химических реакций. 5. Опыт 5. Влияние катализатора на скорость химической реакции В стакан с водой, нагретой до 50 C, поместите 2 демонстрационные пробирки с 2 мл 3 % раствора пероксида водорода. Выдерживают пробирки в воде около 2 мин. Извлеките пробирки из водяной бани и продемонстрируйте учащимся результат — на стенках пробирки появились пузырьки газа кислорода. В одну из пробирок внесите на кончике шпателя диоксид марганца (IV). Наблюдают энергичное выделение кислорода. Контрольные вопросы: 1. От каких факторов зависит скорость химической реакции? 2. Почему разложение пероксида водорода в присутствии диоксида марганца (IV) сначала идёт очень быстро, а затем замедляется? 3. Задания для развития функциональной грамотности. В три одинаковые пробирки ученики налили по 5 мл раствора соляной кислоты одинаковой концентрации. В первую пробирку положили стружки железа, во вторую стружки цинка, в третью — стружки неизвестного светлого ярко блестящего металла. Наиболее интенсивно выделение газа наблюдали в третьей пробирке с неизвестным металлом. Во второй пробирке с цинком интенсивность выделения газа была меньше, чем втретьей. В первой пробирке с железом интенсивность выделения газа была наименьшей. а) Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали учащиеся? б) Какой металл мог находиться в третьей пробирке? Запишите название металла. 4 . На графике представлена зависимость концентрации исходных веществ и продуктов реакции от времени протекания реакции: Определите, какая кривая описывает изменение концентрации исходных веществ, а какая — продуктов реакции. Дополнительная информация Леенсон И. А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость. — М.: ООО «Издательство Астрель, 2002. — 192 с. |