Использование цифровых образовательных ресурсов
на уроках математики
С введением в учебный процесс новых цифровых технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов. Каждый учитель находится в постоянном поиске, выбирает лучшее, наиболее подходящее, создает свои собственные ресурсы.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках математики позволяет объяснять материал в более яркой, наглядной форме, сделать домашнее задание более интересным и увлекательным. Многие образовательные платформы позволяют следить за результатами обучающихся, моментально проверять его работу, тем самым экономя урочное время.
Использование цифровых образовательных ресурсов в своей практике покажу на конкретном примере. Мной был разработан и проведен урок геометрии в 9 классе по теме «Осевая и центральная симметрия»
Урок математики в 9 классе по теме «Осевая и центральная симметрия»
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество учителя | Витушкина Екатерина Николаевна |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Н.П.Каманина»г.Меленки Владимирской области |
Стаж работы | 6 лет |
Квалификационная категория | Первая |
Предмет | Геометрия |
УМК | Линия УМК Л.С. Атанасян Геометрия (7-8).Издательство «Просвещение» |
Ф.И.О. автора учебника | Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина |
Тема урока | Осевая и центральная симметрия |
Класс | 9 |
Тип урока | Закрепление, технология «Перевернутый класс» |
Тема: «Осевая и центральная симметрия»
Цель: Ученики научатся работать по алгоритму построения фигур при осевой и центральной симметриях, ученики выполнят построения на индивидуальных листах (использовать можно теоретическую тетрадь) работая в группах (в группах можно обсудить шаги построения, но выполнить чертеж каждый должен сам)
образовательная ввести понятия центральной и осевой симметрии, симметричной фигуры;
развивающая: развитие мышления учащихся; развитие памяти; развитие логического мышления, способности четко формулировать свои мысли; развитие воображения учащихся; развитие устной речи;
воспитательная: воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира, умений ценить красоту собственного труда; воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе
Тип урока: закрепление, технология «Перевернутый класс»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование навыков работы по алгоритму; познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний; формирование мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: обобщить изученный материал по теме «Осевая и центральная симметрия»; научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике.
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная.
Техническое обеспечение: Доска, компьютер, проектор, экран, обучающая презентация, рабочие листы учащихся.
Этап | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
До урока | Индивидуальная работа | Готовит материал для учащихся по новой теме: https://www.youtube.com/watch?v=KDXhWETQMrI | Самостоятельно переходит по ссылкам учителя и изучает подготовленный учителем материал: https://www.youtube.com/watch?v=KDXhWETQMrI В теоретических тетрадях записать алгоритм построение фигур при центральной симметрии и при осевой симметрии Выполнить задание (несколько вопросов с открытым ответом, вписать слово, букву и несколько тестовых вопросов) https://simpoll.ru/run/survey/a7e5399b | Поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания. Выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения Умение анализировать, корректировать полученный материал. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
Подготовить задания для проверки теоретического материала (здесь нужно ответить на задания либо вписать нужный ответ, либо выбрать из предложенных) https://simpoll.ru/run/survey/a7e5399b |
Подготовить обучающую презентацию для базовой группы https://cloud.mail.ru/public/4ZbT/4bFLw8Fek |
Подготовить практические работы трех уровней (каждому ученику индивидуальный лист для построений) https://cloud.mail.ru/public/3bBy/3RPEpV7xq |
| Подготовить оценочный лист для каждой группы https://cloud.mail.ru/public/4aEn/3aqNnV8Sk https://cloud.mail.ru/public/4gYp/3LyuDCk2g https://cloud.mail.ru/public/3CQ2/4eeCCfZx4 | |
Во время урока | | Помогает, инструктирует, координирует, фиксирует | базовая группа: https://cloud.mail.ru/public/4ZbT/4bFLw8Fek (состоит из двух простейших заданий: 1) построить фигуры, симметричные точке, 2) построить фигуры, симметричные прямой) https://cloud.mail.ru/public/3bBy/3RPEpV7xq | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Ориентация в межличностных отношениях Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Самоопределение своей деятельности |
средняя группа: (состоит из двух заданий: 1) построить фигуры (более сложные фигуры), симметричные точке, 2) построить фигуры, симметричные прямой (сложность состоит в том, что одна из точек лежит на этой прямой)) https://cloud.mail.ru/public/3bBy/3RPEpV7xq |
продвинутая группа: (состоит из двух заданий: 1) построить фигуры симметричные точке (сложность состоит в том, что в первом случае, центр совпадает с точкой фигуры, во втором случае, центр лежит внутри фигуры – рисунок получится более сложный, так как образ фигуры накладывается на саму фигуру), 2) построить фигуры, симметричные прямой (сложность состоит в том, что одна из точек лежит на этой прямой – это впервом случае, а во втором случает, прямая пересекает фигуру и образ фигуры наложится на саму фигуру)) https://cloud.mail.ru/public/3bBy/3RPEpV7xq Демонстрирует и комментирует свои чертежи у доски (четыре ученика у доски, каждый один чертеж, объясняя шаги построения, остальные ученики фиксируют в тетрадь) Если позволяет время, можно поделиться своей работой https://padlet.com/ekaterina_fomina_1989/1hr13r8smysq |
После урока | | Учитель проверят практические работы, выставляет оценки Готовит материал для учащихся по новой теме: Видеоролик на тему «Поворот, параллельный перенос» | Выполнить практические задания https://learningapps.org/display?v=pctyzfa6k19 https://learningapps.org/display?v=pet3i6jac19 https://create.kahoot.it/share/ae4a8f6b-dd59-4ac6-974c-eeac7465b584 | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
Ситуация 1: Мотивационный этап (создание проблемной ситуации)
На слайде представлено высказывание и рисунки (листочек, кристалл, картина, архитектурное строение, человек):
Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, в архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.
Учитель: О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании? (о симметрии). Почему вы решили, что в этих словах речь идет о симметрии? (подсказки в рисунках). Давайте проанализируем еще раз текст; что объединяет эти слова; чья версия похожа на правду?
Ситуация 2: Закрепление (дома учащиеся просмотрели видео и составили алгоритм построения точки симметрично центра и симметрично оси, теперь этот алгоритм нужно применить многократно, например, чтобы построить треугольник симметричный центру, нужно для каждой вершины построить точку-образ, то есть воспользоваться алгоритмом три раза, а потом соединить получившиеся точки)
Учащиеся выполнят построения на индивидуальных листах (использовать можно теоретическую тетрадь, в которой дома записали алгоритм) работая в группах (в группах можно обсудить шаги построения, но выполнить чертеж каждый должен сам)
Практическая работа уровень 1
Постройте фигуры, симметричные данным относительно точки О.
2. Постройте фигуры, симметричные данным, относительно прямой а.
Практическая работа уровень 2
Постройте фигуры, симметричные данным относительно точки О.
Постройте фигуры, симметричные данным, относительно прямой а.
Практическая работа уровень 3
Постройте фигуры, симметричные данным относительно точки О.
Постройте фигуры, симметричные данным, относительно прямой а.
Оценочный лист базовой группы
Оценка | Критерии |
«5» | Не ставится, так как домашнее задание не было выполнено (если была уважительная причина невыполнения дз, можно взять задание другой группы) |
«4» | Ставится, если все чертежи выполнены верно и сохранены все расстояния |
«3» | Ставится, если верно выполнены два чертежи (обязательно разных видов симметрии) |
«2» | Ставится, если чертежи выполнены неверно |
Оценочный лист средней группы
Оценка | Критерии |
«5» | Ставится, если все чертежи выполнены верно и сохранены все расстояния |
«4» | Ставится, если любые три чертежа выполнены верно |
«3» | Ставится, если верно выполнены два чертежи (обязательно разных видов симметрии) |
«2» | Ставится, если чертежи выполнены неверно |
Оценочный лист продвинутой группы
Оценка | Критерии |
«5» | Ставится, если все чертежи выполнены верно и сохранены все расстояния |
«4» | Ставится, если любые три чертежа выполнены верно |
«3» | Ставится, если верно выполнены два чертежи (обязательно разных видов симметрии) |
«2» | Ставится, если чертежи выполнены неверно |
Дополнительной оценкой награждаются отвечающие у доски:
Оценка | Критерии |
«5» | Ставится, если чертеж выполнен верно и правильно объяснен |
«4» | Ставится, если чертеж выполнен верно, но неправильно объяснен |