СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование цифровых образовательных ресурсов в организации систематизации знаний и контроля на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны ЦОР, которые можно использовать в органзации контроля и систематизации знаний на уроках русского языка,литературы. Информация будет полезна для учителей, работающих в 5-11 классах.

Просмотр содержимого документа
««Использование цифровых образовательных ресурсов в организации систематизации знаний и контроля на уроках русского языка и литературы»»

«Использование цифровых образовательных ресурсов в организации систематизации знаний и контроля на уроках русского языка и литературы»

Просто знать еще не все

знания надо уметь использовать...

И.В. Гёте.

С каждым годом учителю приходится подбирать всё новые способы и приёмы преподавания, связано это с изменениями требований к современному выпускнику. Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. Я хочу поделиться опытом использования цифровых образовательных ресурсов при организации обобщения знаний и контроля на уроках русского языка и литературы.

Систематизация и обобщение знаний — один важнейших этапов учебного процесса. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Такая работа должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил —применил знание на практике». Использования цифровых образовательных ресурсов помогает организовать такую работу быстро и интересно.

Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

На уроках русского языка это может быть применение информационной поддержки предмета в виде цифровых образовательных ресурсов по русскому языку, например, (интерактивных тестов), с помощью которых учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Выполнение заданий на сайте удобно, оно помогает быстро вспомнить пройденный материал

В авторском контенте Skysmart по школьной программе к учебникам Т. А. Ладыженской, С. Г. Бархударова и других авторов, потому что все материалы соответствуют ФГОС, можно выбрать необходимый раздел. Например, при обобщении материала по текстоведению в 5 классе удобно использовать такие варианты заданий: текст и вопросы по к нему.

При обобщении знаний о частях речи (например, о прилагательном) можно предложить ребятам даже морфологический разбор. Очень удобно, что ответы ученикам легко оформить, выбирая варианты из списка, а не загружать фото.


Результаты представлены так же, как на многих других сайтах. Указано время прохождения, количество баллов, оценка. При просмотре можно выявить ошибочные ответы, над которыми стоит поработать ещё.

Контроль результатов обучения является составной частью процесса обучения. Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т. п.).

Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т. е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Это будет тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения.

Контроль должен быть всесторонним, т. е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др.

Контроль должен быть систематическим, т. е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.

Контроль должен быть объективным, т. е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев.

Контроль должен быть гласным, т. е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула.

В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся. Организовать контроль знаний тоже удобно с помощью цифровых образовательных ресурсов.

Ученикам нравится работа с тестами на сайте учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.


При необходимости выявить уровень усвоения пройденного материала можно обратиться к сайту РЕШУ ЕГЭ, ОГЭ.


Время для выполнения заданий можно ограничивать. Мы видим, не все ответы правильные, можно посмотреть ошибки

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.).

Систематизацию и обобщение знаний на уроках литературы можно организовать с помощью ресурса сайта РЭШ.

Обобщение материала происходит и при решении тренировочных заданий.

Контроль на уроке литературы можно организовать индивидуально на сайте смарт класс, в разделе подготовка к экзамену по литературе можно выбрать нужные задания и предложить их ученикам из разных классов, прикрепив им ссылку в СГО

Цветом выделены несовпадения с правильными ответами, что очень наглядно.

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.).




Для внеклассной работы по предмету создаются электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды, ментальные карты), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт. На уроках по культуре речи мы с обучающиеся творчески нашли решение задаче и создали несколько видеороликов, которые с помощью юмористических ситуаций заставляли подумать об экологии современного русского языка.

Целью активизации познавательного интереса учащихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках филологического цикла ЦОР. Всем известно, что особый настрой на уроке помогает создать музыкальное сопровождение урока. Знакомить современных учеников с литературой, а ещё и повысить их интерес к чтению произведений, на мой взгляд, безусловно помогают современные цифровые технологии. Так совместное создание буктрейлера способствует развитию творческих, коммуникативных способностей обучающихся, повышает интерес к прочтению произведений. Буктрейлер (англ. booktrailer)  — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.

В нашей коллекции таких видеороликов немного, но работа продолжается.

Считаю, что нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как это будет влиять на здоровье обучающихся. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы.

Обучающимся предлагаются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. Есть материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, благодаря которым существует ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

На уроках литературы использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. (Мною и учениками были разработаны в 6, 7, 9-х классах презентации, созданные в конструкторе ЦОР).

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересными и запоминающимися. Важно отметить, что с помощью цифровых образовательных ресурсов развивается познавательный интерес обучающихся на уроках русского языка и литературы.


Список использованной литературы.

  1. Инновационное обучение на уроках русского языка/ «Школа и педагогика» М: Дрофа, 1991.

  2. Лингвистические детективы/ Н. М. Шанский. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

  3. Методические рекомендации к организации и проведению уроков обобщающего повторения в форме дидактической игры на материале морфологии. - Л.: ЛГПИ, 1985.

  4. Обучение русскому языку в школе: учеб. Пособие для студентов пед. вузов/ Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. -2-е изд.-М. : Дрофа, 2007.

  5. Русский язык в кроссвордах/ С.И. Львова. М.: Дрофа, 2007

  6. Русский язык. 5 кл.: пособие для учащихся/ С.И. Львова.- М.: Дрофа, 2007. (За страницами школьного учебника)

  7. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. Пособие для студентов пед.вузов/ Е.Г.Шатова.- М. : Дрофа,2007.

  8. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://saharina.ru/metod/extra/crosswords/les13/;

  9. https://multiurok.ru/Elena-muzhzhuhina/profile/specialty/

  10. https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2016/09/26/statya-informatsionno-kommunikatsionnye

  11. http://school-collection.edu.ru/catalog/

  12. http://russian-literat.ucoz.com/

  13. https://infourok.ru/kursy/coursePP?doc_dwn=722005














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!