СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование учителем-логопедом метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются приемы использования учителем-логопедом метода наглядного стимулирования в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольной образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Использование учителем-логопедом метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.»

УДК 378.014.3



Использование учителем-логопедом

метода наглядного моделирования

в коррекционно-развивающем обучении

детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи


© Г.А. Баранова1

1ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула, ул. Ленина, д. 22,

е-mail: gou.ipk@tularegion.ru


© А.В. Маркова2

2 МКДОУ детский сад компенсирующего вида № 9

г. Ефремов Тульской области



Аннотация. В статье рассматриваются приемы использования учителем-логопедом метода наглядного стимулирования в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; коррекционно-развивающая логопедическая работа; дети с ограниченными возможностями здоровья; организация развивающей предметной среды; диагностическое обследование; консультативная и информационно-просветительская работа; раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера: состояние неречевых психических функций: слуховое внимание; зрительное восприятие; зрительно-пространственный гнозис и праксис; состояние моторной сферы; состояние произносительной стороны речи и речевых психических функций.


USE OF A LOGO TEACHER
METHOD OF COOLANT SIMULATION
IN CORRECTIVE-DEVELOPING TRAINING
CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
WITH THE COMMON INSECURITY OF SPEECH


© G. A. Баранова1

1ГОУ DPO "Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators of the Tula region", g. Tula, Lenina str. 22,

е-mail: gou.ipk@tularegion.ru


© A.V. Markova 2

2 MKDUU kindergarten compensating type No. 9
g. Efremov, Tula region



Abstract. In the article methods of using the method of visual stimulation in corrective-developing training of children of preschool age with a general underdevelopment of speech in the conditions of preschool educational organization are considered.

Key words: federal state educational standard of students with disabilities; remedial and developmental speech therapy; children with disabilities; organization of educational subject environment; diagnostic testing; Advisory and outreach; early motor and speech development, behavior and mental health: the condition of nonverbal mental functions: auditory attention; visual perception; visual-spatial gnosis and praxis; the status of the motor sphere; the status of pronunciation aspects of speech and speech mental functions.



В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется применению педагогами инновационных методов, приемов в организации образовательного процесса. Одним из таких методов является наглядное моделирование, которое рассматривается как продукт сложной познавательной деятельности, включающей мыслительную переработку исходного чувственно воспринимаемого материала (В.В. Давыдов) и создание модели – обобщенного образа существенных свойств моделируемого объекта[5. С.17].

Учитывая особенности организации образовательного процесса дошкольного учреждения, «…моделирование –это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними»[3. С.89].

Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольников основана на моделирующем характере главных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, конструирования. В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение моделированием становится основой развития умственных способностей детей.

Моделирование исключает формальную передачу знаний. Изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, способствуя развитию мышления и творческих способностей детей. Умение создавать и применять модели дает возможность в наглядной форме выделять свойства, скрытые связи и отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение задач. Формирование умений и навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей дошкольного возраста.

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы развиваем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Особенно важно использование метода наглядного моделирования в организации коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Трудности в обучении детей с ОНР обусловлены не только нарушением всех компонентов речи, но и недостаточной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Это побуждает педагогов к поиску адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования [3].

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить той базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. формированию речевой системы.

Технология наглядного моделирования позволяет одновременно активизировать мыслительные операции детей с разными речевыми возможностями. Включение в образовательную деятельность различных схем позволяет дошкольникам не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Активное использование наглядного моделирования как метода обучения способствует развитию мыслительных операций, которыми должен владеть ребенок в решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач. Так, например, дошкольник, владеющий внешними формами замещения и наглядного моделирования, будет иметь возможность применять заместители и наглядные модели в уме, заранее «видеть» результаты собственных действий. Данное основание является одним из показателей высокого уровня развития умственных способностей ребенка.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования позволяет детям знакомиться с графическим способом предоставления информации – моделью. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память[4].

Следует отметить, что процесс моделирования включает три этапа: усвоение сенсорного материала, перевод его на знаково-символический язык, работа с моделью.

В целях обучения дошкольников приемам моделирования, как правило, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Данный процесс включает решение следующего комплекса дидактических задач: знакомство с графическим способом представления информации; развитие умения дешифровки модели; формирование умений и навыков самостоятельного моделирования.

Нужно подчеркнуть, что метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи дети решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

В научно-методической литературе представлены варианты использования наглядных символов различными авторами. Так, Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова рассматривали особенности применения метода наглядного моделирования в процессе обучения дошкольников грамоте (наглядные модели (схемы) звукового состава слова); Л.А. Венгер, Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева разрабатывали вопросы использования наглядного моделирования в решении познавательных задач, развитии способностей к перспективной абстракции у старших дошкольников. Л.И. Цеханская и Ю.Ф. Гаркуша раскрыли особенности использования приема графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста; Е.А. Ефименкова показала возможности применения в образовательном процессе схем составления предложений, которые являлись смысловым алгоритмом последовательности слов; В.К. Воробьева и Т.А.Ткаченко рассматривали сенсорно-графические схемы при обучении составлению рассказов-описаний; Т.В. Большева ввела сюжетный метод запоминания по мнемотаблице, коллажу.

Нужно подчеркнуть, что метод наглядного моделирования в дошкольной логопедии называют по-разному. Так, например, В.К. Воробьева рассматривает особенности использования данного метода в логопедической практике, как методики применения на занятиях сенсорно-графических схем; Т.А. Ткаченко – предметно-схематических моделей, В.П. Глухова – блоков-квадратов, Т.В. Большева – применение коллажей, Л.Н. Ефименкова – схем составления рассказов[3].

С другой стороны – данный метод включает различные формы реализации приёмов наглядного моделирования. Эффективность его определяется тем, что дошкольный возраст – это период развития образных форм сознания, когда ребёнок овладевает такими образными средствами, как: сенсорные эталоны, символы, знаки, схемы, модели. А использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Следует отметить, что в процессе коррекции речевых нарушений наглядное моделирование выступает как метод познания детьми окружающего мира, программа коррекционно-педагогической работы по развитию восприятия, осмысления и анализа новых явлений. Например, использовать готовые наглядные модели иконического (рисуночного) характера можно уже на подготовительном этапе коррекции общего недоразвития речи. Так, для развития мелкой и артикуляционной моторики используются наглядные модели самомассажа пальцев рук, ладоней, лица, шеи, пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

В развитии просодических компонентов речи применяются графические изображения простых и сложных ритмов, основных видов интонации. На этапе формирования произносительных умений и навыков используются готовые модели основных артикуляционных укладов (модели артикуляционных укладов В.М. Акименко), комплексов упражнений артикуляционной гимнастики для различных групп звуков (Е.Н. Краузе). На этапе автоматизации звука в предложении и тексте учитель-логопед использует мнемодорожки, мнемотаблицы и готовые картинно-графические планы, которые позволяют ребёнку в процессе составления рассказов и предложений сосредоточиться на отрабатываемом звуке[3].

Применение метода наглядного моделирования по коррекции нарушений слоговой структуры слова позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит; научиться определять количество слогов в слове, соотносить слово со слоговой схемой. Таким образом, дети подготавливаются к формированию умений и навыков послогового чтения. В процессе работы используются варианты игр, отражающие слоговую структуру слова «Паровозик из Ромашкова», «Плывёт, плывёт кораблик», «Кто в теремочке живёт?», готовые схемы слогового состава слова.

Использование метода моделирования по коррекции лексико-грамматического строя речи предполагает формирование у детей умений анализировать языковой материал и систематизировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Данный метод позволяет ребёнку: осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить «понятие рода» предметов, явлений природы на основе их существенных признаков; способствовать расширению словарного запаса, усвоению различных типов предложений и предложно-падежных конструкций, формированию языкового чутья. Дети подбирают схемы к словам, к предлогам («маленьким словам»), придумывают предложения к схеме[5].

В процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет: познакомить детей с понятием «слово» и его протяжённостью; научить интонационно выделять звук в слове; называть слова с заданным звуком, находить позицию звука в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твёрдые/мягкие звуки; вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; формировать умения и навыки анализа и синтеза слов, предложений, подбора слов к звуковой модели, учиться графически изображать предложение, обозначая количество слов в предложении, его начало и конец; отработать навык послогового чтения.

Так, например, в работе по развитию фонематического восприятия и формирования звуковой аналитико-синтетической активности на начальном этапе обучения грамоте уместно использование наглядных моделей Т.А. Ткаченко. Все гласные звуки обозначаются символами одного цвета (красным), чтобы внимание детей было направлено на форму. Зрительной опорой этих звуков являются символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертание губ при артикуляции соответствующего гласного звука, а значит, логически связан с определенным звуком, однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается. Зрительные опоры согласных звуков (как и гласных) логически связаны с определенным звуком, что способствует быстрому запоминанию: «М» - так корова мычит[4].

В процессе подготовки к обучению грамоте дошкольники знакомятся с буквами. Однако дети нередко испытывают затруднения при запоминании графического образа буквы. В связи с этим в процессе обучения целесообразно применять предметную или предметно-схематическую модель буквы, которая в изображении объекта уже содержит образ буквы. Использование ребусов, изографов в процессе работы способствует формированию интереса дошкольников к овладению навыками чтения.

В коррекционно-педагогической работе по развитию связной речи у детей с ОНР применение метода наглядного моделирования будет способствовать: усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передаче содержания события при помощи заместителей; овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; формировать умение создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Например, на начальном этапе, в процессе обучения описанию предмета эффективно использование символической аналогии. Дошкольников только начинают знакомить с графической аналогией, им предлагаются карточки на выбор, в дальнейшем детей самих привлекают к составлению карточек символов. В работе над большими по объему текстами удобно составить схему-план в виде мнемодорожки или мнемотаблицы, в которых с помощью условных значков кодируется содержание текста. Дети, декодируя информацию по мнемотаблице, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа или стихотворения[3]. 

Отметим, что коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи детьми старшего дошкольного возраста можно основываться на методических рекомендациях Воробьёвой В.К., где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи. Оригинальным в данной методике является использование не линейных, а вертикальных предметно-графических и сенсорно-графических моделей для работы с текстами цепной и лучевой (параллельной) структуры для формирования навыков повествовательной и описательной связной речи соответственно. Методика позволяет наглядно познакомиться с тем, какой вид речевого высказывания может являться рассказом; познакомить детей с правилами связи предложений в рассказе; со смысловыми поломками, в результате которых рассказ не получается, и способы устранения их. В методике представлены приемы по формированию у дошкольников умений самостоятельно составлять рассказы на заданную тему, опираясь на банк предметных картинок, а впоследствии только на заданную тему. Кроме того, в методических рекомендациях Воробьёвой В.К. предусмотрены различные виды работ над семантикой слова, развитием глагольной синонимии, обогащением текста за счёт включения слов-признаков, наречий [2].

Таким образом, метод наглядного моделирования открывает перед специалистами дошкольных образовательных организаций ряд дополнительных возможностей: использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, применение графической аналогии способствует развитию у дошкольников мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и систематизации.


Список использованной литературы:

1. Баранова Г.А. – Формы логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики и образования. Сборник статей Заочной научно-практической конференции. М.: Изд-во ФИРО, 2015. С.92-96.

2. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006. 98 с.

3. Гаркуша Ю.Ф., Кроткова Т.Н. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб., 1999. 105 с.

4. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. – Мозырь: Содействие, 2007. 157 с.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. – Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед: науч. - метод. журнал. – 2005. – № 1. – С. 16-19.


© Г.А. Баранова, А.В. Маркова 2016