СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование в начальной школе интеллектуально-лингвистических упражнений, направленных на формирование навыка смыслового чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Таким образом, перед учителем стоит серьезная и важная задача — научить детей пользоваться даром слова, раскрыть загадки, тайны и возможности родного языка. Это обусловило создание системы специальных упражнений по обогащению и развитию речи младших школьников на уроках чтения — интеллектуально-лингвистических . Интеллектуально-лингвистические упражнения должны стать эффективным средством познания детьми русского языка, помощью в формировании такого качества чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.  

Просмотр содержимого документа
«Использование в начальной школе интеллектуально-лингвистических упражнений, направленных на формирование навыка смыслового чтения.»

Использование в начальной школе интеллектуально-лингвистических упражнений, направленных на формирование навыка смыслового чтения.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.»

В. А. Сухомлинский

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Таким образом, перед учителем стоит серьезная и важная задача — научить детей пользоваться даром слова, раскрыть загадки, тайны и возможности родного языка. Это обусловило создание системы специальных упражнений по обогащению и развитию речи младших школьников на уроках чтения — интеллектуально-лингвистических . Интеллектуально-лингвистические упражнения должны стать эффективным средством познания детьми русского языка, помощью в формировании такого качества чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Задачи: организовать систематическую работу по обогащению, уточнению и активизации словаря; познакомить с некоторыми языковыми явлениями: антонимами, синонимами, омонимами, многозначными словами, фразеологизмами и др.; совершенствовать общеучебные читательские умения и навыки (правильное произношение, навыки выразительности и беглости чтения, умение слышать и понимать учебную задачу и др.); развивать лингвистическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию др.); прививать любовь и уважительное отношение к родному слову, к культурному наследию предков; воспитывать общую культуру учебного труда (учить пользоваться словарями и другими справочниками).

Для успешного решения поставленных
задач следует выполнять следующие методические рекомендации:
учитывать психолого-педагогические особенности класса, уровень предыдущей подготовленности учащихся;
тщательно отбирать языковой материал для проводимых упражнений;
упражнения должны быть направлены на пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие общего кругозора детей;
соблюдать систематичность в проведении речевых разминок (5–8 минут учебного времени каждый день);
наращивать сложность заданий (от простой загадки к шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу и т.д.);
расширять общий круг знаний детей, использовать в работе краеведческий материал;
использовать межпредметные связи;
знакомить с устаревшей и экспрессивной лексикой, которая встречается в художественных произведениях («молокосос», «тыкать в харю», «пялить глаза» и др.) и способах ее употребления в современном языке;
упражнения должны носить развивающий характер — развивать у детей мышление, связную речь, внимание, воображение и смекалку;
осуществлять в работе с одаренными детьми творческий подход, давая им задания исследовательского характера.

Подобранные упражнения помогут учителям организовать работу по речевому развитию учащихся, а младшим школьникам — овладеть смысловым чтением, освоить богатства родного языка, любовь и бережное отношение языковому наследию нашего народа.
1. «Прочитай правильно».
Цель: учить нормам орфоэпии.
Задание: прочитать слово (группу
слов), запомнить правильное произношение, составить со словом (словами) предложение (словосочетание).
Скворечня [шн], скворечник [шн], гололедица, скучно [шн], счастье [щ], несчастье
[щ], счастлив [щ], конечно [шн], сегодня [в],
получается [ца], драться [ца], яичница
[шн], шоссе [сэ], красивее, свёкла.

Задание: прочитать правильно слово(словосочетание), устно составить с ним предложение.
Тотчас, торты, полчаса, досуха, кухонный, здравствуйте, пришёл вовремя, ненадолго, нечего, углубить, досыта, говор, пятиться назад, в недоумении, вытаращить глаза, склонившаяся, ржаветь, заржавел, заржавевший, ежели, замертво упал, наперегонки.
2. «Подбери синоним (близкое по смыслу слово)».
Цель: учить объяснять значение слов,
подбирая близкие по смыслу слова — синонимы (научное определение можно дать позже).
Задание: учитель отбирает группу слов для работы на уроке (слова можно записывать на доске или на карточках).
Ученики должны подобрать каждому слову замену — синоним. Можно предложить соединить синонимы, записанные на
доске столбиками.
Сиять (блестеть), угомониться (успокоиться), рушить (ломать), шалить (баловаться), оцепенеть (застыть), разозлиться
(рассердиться), прервать (остановить), починить(отремонтировать), отчаяться (потерять надежду), ликовать (радоваться), нахмуриться (расстроиться, рассердиться), распростёрла руки (развела широко в стороны).
Аккуратный (чистый, опрятный), невзрачный (незаметный, блёклый), бойкий(шустрый), лютый (злой), робкий (пугливый), свирепый (злой), крохотный (маленький, миниатюрный), храбрый (смелый, отважный), багровый (тёмно-красный), алый
(ярко-красный), золотистый (жёлтый),изумрудный (зелёный), бежевый (светло-коричневый), вороной конь (чёрный), гнедой
(рыжий), лиловый (сиреневый), чудный(прелестный, прекрасный).
Отечество (Родина), буран (пурга, метель), логово (убежище), забава (игра, развлечение), персонаж (герой), ирония (насмешка); противно (неприятно), гневно(зло), усердно (старательно).

Задание: учитель (ученик) называет слово по порядку каждому ряду учащихся в классе. Выигрывает ряд учащихся, назвавший больше синонимов.
Мудрый (умный), доверчивый (простодушный, открытый), находчивый (сообразительный, смекалистый), жалкий (бедный,
несчастный), ароматный (пряный, запашистый), лукавый (хитрый), боязливый(пугливый), простодушный (открытый),
вольный (свободный), юркий (ловкий, шустрый), знойный (жаркий), пегий (пёстрый),благополучный (успешный), прочный (крепкий); погреб (подвал), передышка (отдых),восторг (радость), кутерьма (суматоха);вновь (снова, опять), шибче (сильнее), украдкой (тайно), дурно (плохо); велеть (приказать), затрясся (задрожал), пожурить(поругать), стискивать (сжимать, сдавливать), лелеять (нежить, ласкать), ковылять (хромать), презирать (ненавидеть, пренебрегать).
3. «Подбери антоним (противоположное по смыслу слово)».
Цель: учить находить противоположные по смыслу слова — антонимы.
Задание: назвать противоположное по смыслу слово (или несколько вариантов слов).
Для закрепления этого материала можно предложить ученикам составить предложения. (Вася чинит игрушки, а Петя ломает. Днём — светло, а ночью — темно.)
Вражда (мир), друг (враг, недруг), дело(безделье), молодость (старость), печаль(радость), тишина (шум), день (ночь), бедняк (богач), добро (зло), ум (глупость),правда (ложь, кривда), счастье (горе).
Хвалить (ругать, журить), любить (ненавидеть), горевать (радоваться, веселиться), чинить (ломать, крушить), войти
(выйти), потерять (найти), открывать(закрывать), строить (ломать, разрушать), отрывать (приклеивать), начинать
(заканчивать), разбрасывать (собирать),ссориться (мириться), радоваться (грустить, печалиться), сохранить (потерять),
помнить (забыть).
Медленно (быстро), громко (тихо), темно (светло), высоко (низко), глубоко (мелко), широко (узко), далеко (близко), весело(грустно), рано (поздно), тяжело (легко),грязно (чисто), много (мало).
Чёрный (белый), сладкий (горький), ленивый (трудолюбивый), сытый (голодный),старый (молодой), ранний (поздний), умный
(глупый), неряшливый (аккуратный), простой (сложный), тонкий (толстый), трусливый (храбрый), огромный (крохотный),
яркий (тусклый), трудный (лёгкий), знакомый (неизвестный), чужой (родной), ужасный (прекрасный).
4. Устаревшая лексика, фразеологизмы
(«Скажи по-другому»).
Цель: познакомить с выразительными возможностями фразеологизмов.
Задание: объяснить, что означает выражение (понятие) в современном языке (с каждым высказыванием школьники знакомились ранее при чтении художественных
произведений).
Испокон веку (издавна), пуд (старинная мера веса — 16 кг), верста (старинная мера длины — 1,06 км), натрудил (сделал), потчевать (угощать), скидывает (снимает одежду), не обессудь (не суди, не обижайся),авоська (сумка хозяйственная), толком (понятно), дурман-трава (ядовитая), худо(плохо), наесться до отвала (досыта), обломать бока (справиться с кем-то), пичужка
(птичка), не даёт житья (мешает), продрал глаза (проснулся), всхлипывать (тихо плакать), умилился (стал добрым), глаз не
смыкать (не спать, охранять), притулиться (пристроиться), насилу ушёл (спасся),пораскинул умишком (подумал), вопить
(кричать), у него кишка тонка (о слабом и трусливом), вояка (задира), пальчики оближешь (вкусно), шибко (очень), горница
(светлая большая комната), рогожа (грубая ткань), сундук (ящик), по обыкновению(как всегда), по рукам (договорились), закаялся (дал обещание не делать что-то), несолоно хлебавши (остаться ни с чем), диву даётся (удивляется), судить да рядить
(обсуждать).
5. «Доскажи пословицу».
Цели: знакомить с народной мудростью — пословицами; воспитывать ценные нравственные качества.
Задание: вспомнить и досказать пословицы, поразмышлять над смыслом этих высказываний (чему учат нас пословицы?).
Жить — Родине … (служить). Родина —мать, умей … (за неё постоять). Для Родины своей ни сил, ни жизни … (не жалей). Всякому мила … (своя сторона). Нет друга —ищи, а нашёл — … (береги). Легко друзей найти, да трудно … (сохранить). Один за всех и все … (за одного). Сам погибай, а товарища
… (выручай). За двумя зайцами погонишься, ни одного … (не поймаешь). Не спеши языком — торопись … (делом). У лентяя Федорки всегда … (отговорки). Делу — время, а… (потехе — час). Скучен день до вечера, коли … (делать нечего). Не сиди сложа руки, так и не будет … (скуки). Кто любит труд — того и люди … (чтут). Без труда не вытащишь и … (рыбку из пруда).
6. «Не ошибись в значении слов!» (Омонимы)
Цели: познакомить с явлением омонимии (теоретический аспект явления не объясняется); учить внимательному выбору
слова при чтении и письме.
Задание: прочитать внимательно пару слов, объяснить лексическое значение каждого слова, составить с каждым словом
предложение.
Слова — омонимы! И что же?
Как близнецы они похожи!
Порог — парок (Я переступил порог родного дома. От воды поднимался лёгкий парок); к рынку — крынку; впасть — напасть;
трусит — трусит; ирис — ирис; Серёжка —серёжка; атлас — атлас; Маргаритка —маргаритка; Шарик — шарик; мериться —
мириться; Роза — роза; Поля — с поля; печь(пироги) — печь (остыла).
Задание: назвать слово, которое обозначало бы:
а) крупное животное или шахматную
фигуру (конь);
б) небесное тело или вращение в гимнастике (Солнце);
в) овощ или стрелковое оружие (лук).
7. «Язык наших прабабушек!» (Работа с
устаревшей лексикой и фразеологизмами.)
Цели: знакомить с богатством и выразительностью языкового наследия — с устаревшей лексикой и фразеологизмами; показать,
как со временем может изменяться язык.
Задание: вспомнить и объяснить значение слов и выражений, какие из этих слов употребляют в вашей семье (в наше время).
Маета (мучение), набекрень (неровно, косо), понапрасну (зря, впустую), коробейник (продавец мелкого товара), купец (богатый торговец), лавка (магазин), гумно (площадка для молотьбы зерна), озимые (хлеба, которые сеют осенью), кузовок (корзина),
вкрадчиво (тайком, тихо), завалинка (насыпь вдоль наружных стен избы), плетень(забор), кадка (деревянная бочка), колода
(корыто или толстое бревно), омут (глубокая яма на дне реки, озера), коли (если), подённая работа (обязательная), полы (нижний край подола пальто), слобода (большое село), пуще (сильнее).
Как дважды два (просто, легко), не чуять ног (устать), ни свет ни заря (рано), не кажет носа (прячется), тяжело на сердце
(горестно), падать духом (унывать), как из ведра (сильно), вольный как ветер (свободный), изо всей мочи, со всего размаху (сильно), намотать на ус, зарубить на носу (запомнить), наступать на пятки (догонять),с глаз долой (прочь)






ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1987.
Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. М., 1987.
Жуков В.П. Школьный фразеологический
словарь русского языка. М., 1994.
Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В. Волина. М., 1991.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1980.
Новоторцева Н.В. Развитие речи: Популярное пос. для родителей и педагогов. Ярославль,
1997.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1990.
Синицын В.А. Путь к слову // Из записок учителя: Пос. по развитию речи. М., 1997.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль, 1998.
Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1985.