Использование в образовательном процессе
здоровьесберегающих технологий.
На логопедических занятиях используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых: обучение ориентации в пространстве и собственном теле, дыхательную гимнастику, цветотерапию (хромотерапию), релаксирующие упражнения, музыкотерапию, мимическую гимнастику, кинезиологические упражнения, логопедический массаж, развитие мелкой моторики, игротерапию и сказкотерапию.
1. Ориентация в пространстве и собственном теле.
- «Команды». Пример инструкций: подними руки вверх; подними правое плечо; подними левую руку; согни левую ногу; и т.д.
- «Пожалуйста». Ребенок должен выполнить названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «пожалуйста». Например, «Пожалуйста, топни правой ногой» - ребенок выполняет инструкцию, «Подними руки вверх» - ребенок не выполняет инструкцию.
- «Порисуем». Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и цветные карандаши. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги). Например, нарисуй справа два шарика, а слева три кубика; нарисуй наверху четыре зеленые палочки, а внизу два желтых кружка и один красный.
2. Дыхательная гимнастика.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.
- «Давай подышим, как собачка».
- «Давай понюхаем цветочек».
- Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо максимально опираться на кинетические ощущения. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду.
- Для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры – упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку. «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит».
3. Цветотерапия (хромотерапия).
Цветотерапию хорошо можно использовать в различных упражнениях на логопедических занятиях. Так, например, для развития мелкой моторики предлагаюся детям такие упражнения, как рисование прищепками. Конечно же, во время таких упражнений не забываем и о логопедических задачах. На каждую прикрепленную прищепку проговариваем слоги, слова или предложения на отрабатываемый звук.
4. Релаксирующие упражнения.
Способствует расслаблению ЦНС и снятию мышечных зажимов в области шеи, плеч, спины. Помогает лучшему восприятию и обработке информации, улучшает математические способности и навыки чтения. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
5. Музыкотерапия.
Используется эта технология для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
6. Мимическая гимнастика.
Способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощенности, развивает воображение.
7. Кинезеологические упражнения.
Направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.Помогают активизировать различные отделы коры головного мозга; улучшают у ребенка память, внимание, речь; развивают пространственные представления; развивают мелкую и крупную моторику; снижают утомляемость, снимают напряжение,страх,раздражение,повышают способность к произвольному контролюи улучшают учебные достижения.
8. Логопедический массаж.
Логопедический массаж способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата; происходит подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшению гиперсаливации, укреплению глоточного рефлекса.
9. Артикуляционная гимнастика.
- Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
- Улучшает подвижность артикуляционных органов;
- Укрепляет мышечную систему языка, губ, щек;
-Учит ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- Увеличивает амплитуду движений;
- Уменьшает напряженность артикуляционных органов;
- Подготавливает ребенка к правильному произношению звуков.
10. Развитие мелкой моторики.
Повышает тонус коры головного мозга, развивает речевые центры коры головного мозга, стимулирует развитие речи ребенка, согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, способствует улучшению артикуляционной моторики, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму.