СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование внушаемости в процессе обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

информация может быть использована в методической работе и УВП.

Просмотр содержимого документа
«Использование внушаемости в процессе обучения»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2»

г. Ковдор Мурманская область







Доклад подготовила

учитель биологии

Кашкарова Т.И




г. Ковдор

2022 год


































Использование внушаемости в процессе обучения и воспитания учащихся


Внушаемость – это следование образцу, указанию без осознания факта влияния, податливость человека воздействию без критической его оценки (конформность- осознанное воспроизведение другим мнения, указания). Внушаемость в организации учебно-воспитательного процесса, она позволяет легче и быстрее добывать знания, вырабатывать навыки и умения, использовать опыт других людей, способствует повышению восприимчивости к обучению и воспитанию. Внушаемость является компонентом личности. Внушение в сочетании с другими воспитательными процессами выступает как метод педагогического воздействия.

Под внушаемостью понимают определенную готовность человека изменять свои мысли и поведение под влиянием особым образом сконструированных предложений, исходящих от другого лица. Степень внушаемости у разных людей различна. Это зависит от возраста, пола, интеллектуального развития, социального статуса человека, от состояния здоровья. Молодые люди, люди с умственным и физическим переутомлением обычно очень восприимчивы к внушению. Поэтому гипнотизация используется в послеобеденные и вечерние часы. Внушаемость повышается под влиянием истощения, недостатка сна, страха, испуга. Легко внушаема толпа и, чем она больше, тем она безвольнее, один говорит, остальные молчат, создается иллюзия, что все «за».


Классификация видов внушения


  1. Прямое педагогическое внушение

  2. Косвенное

  3. Самовнушение

  4. Релаксопедия


Прямое педагогическое внушение: приказы, команды, внушающие наставления. Команды и приказы способствуют выработке автоматизации действий. В жизни много ситуаций, когда надо совершить действие, доверяясь слову. Встать! Становись! Равняйся! Смирно! Стой! – эти военно-спортивные команды должны выполняться без анализа сознания. Учитель часто отдает лаконичные приказания: «Встань!», «Прекрати разговоры!», «Запиши!». Эти фразы имеют повелительный характер, способствуют воспитанию автоматизма действий. Внушающее наставление дает установку на контроль над своим поведением, обеспечивает возможность заменить негативные нравственные установки на положительные. Часто дети не имеют интереса к знаниям, не выполняют домашних заданий. Задача внушающего наставления состоит в том, чтобы дать учащемуся импульс к преодолению лени, пассивности – выполнять домашние задание в назначенное время.

Косвенное педагогическое внушение рассчитано на безоговорочное принятие информации, но сообщение дается не в приказной форме, а в форме факта и описания случая, который повлияет на поведение. Есть ситуации, когда разъяснение или категорическое требование не дает эффекта, а вот рассказ или пример, косвенно относящиеся к детям, могут дать большой воспитательный эффект.

Намек – воздействие на эмоции и установки школьника путем совета, аналогии, шутки, иронии.

Внушающее косвенное одобрение рассчитано на эмоциональное восприятие, сущность его в том, что педагог опосредованно одобряет школьника. Произнося реплики одобрения ярко, эмоционально, учитель оказывает сильное воздействие, ученик утверждается в своих возможностях и силах.

Внушающее косвенное осуждение – учитель рассуждает вслух, в этом размышлении дает оценку себе и ученикам. Здесь не должно быть рисовки, если учитель не авторитетен, то он не вызовет ничего, кроме жалости.

Плацебо – эффект («святая ложь») применима с младшими школьниками, но, если применять ее часто, то можно подорвать доверие. Ценность косвенного педагогического внушения в том, что оно эффективно стимулирует психическую активность личности. Воздействие на эмоциональную сферу ставит школьника в позицию самооценки собственных поступков, он принимает решение и определяет линию поведения.

Самовнушение возможно, если личность высокоразвита. Оно возможно, когда школьник осознает недостатки своего характера, хочет от них избавиться и умеет создать условия для их устранения. Самовнушение позволяет добиться многого – достижения целей («Я уверен», «Я способен», «Я могу»). Настраивать себя лучше перед сном или сразу после пробуждения, когда деятельность мозга заторможена, и критическая сторона психики снижена. Мышечная релаксация, психорегулирующая тренировка помогут настроиться на достижение намеченной цели.

Релаксопедия в форме нравственного воспитания применима в работе с «трудными» детьми. Сочетая методы убеждения и упражнения, можно добиться хороших результатов. Для выравнивания характера такого ребенка необходимо максимальное педагогическое воздействие на его психику. Релаксопедией называют сеансы психического и физического расслабления с проводимым в этот момент внушением, т.е. это вербальное внушение, использование релаксации как средства, усиливающего значение слова. Вводя школьника в состояние расслабления, мы обрезаем все виды связей (внутренние и внешние) и оставляем один – внушающий голос педагога. Релаксация учит мобилизации всех сил организма, способствует отдыху, направлена на преодоление негативных установок нравственного поведения.

Релаксопедия нужна при конфликтных отношениях, при высоком уровне притязаний, когда утрачена привычка контролировать свое поведение, когда есть дурные наклонности.


Релаксопедия в дидактических целях


Дети 7-10 лет легко внушаемы, верят на слово и не требуют специальных средств воздействия. Любое слово, взгляд, замечание имеет огромное внушающее значение. Здесь уместны наставления и команды. В подростковом возрасте увеличивается критичность сознания, поэтому не всегда учителям удается придать своим словам внушающую силу, чтобы перестроить негативные установки. С 11-12 лет следует учить детей приемам психорегулирующей тренировки.

В старшем возрасте ученик осознает себя как личность, это связано со стремлением к нравственному совершенствованию. Кто хочет избавиться от личных недостатков, тот успешно овладевает приемами самовнушения. Аутотренинг становится главным компонентом самовоспитания.

Разные виды внушения сменяются в связи со становлением и развитием личности: от наставления в младшем возрасте к специальным внушениям и релаксации у подростков, от них к самовнушению.

Для выбора того или иного внушения большое значение имеет осознание школьником своих недостатков. Не все школьники оценивают свои собственные качества сознательно и адекватно. Иногда дети не замечают своих отрицательных свойств, они искренно уверены, что их поведение соответствует норме. Констатируя неосознаваемость определенного негативного свойства, учитель определяет приемлемый для данного случая вид внушения. Неосознаваемыми могут быть как отрицательные, так и положительные свойства, поэтому внушение должно не только затормаживать и перестраивать отрицательные установки личности, но и усиливать положительные свойства психического состояния и поведения.

Условиями эффективности внушения являются: обстановка, в которой проводится внушение, отношение самого учителя к тому, что он внушает, уверенность внушающего в успехе внушения, учет возрастных и индивидуальных особенностей и состояния школьников, коллективное внушение, отношение учеников к учителю, авторитет и личностные качества учителя.

Чем выше степень внушаемости, тем менее инициативны дети, меньше проявляют творчество и самостоятельность, склонны к репродуктивной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!