Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Профессиональный лицей №4»
Методическая разработка
Использование вводной гимнастики, физкультурной минуты и физкультурной паузы на занятиях производственного обучения для профессии швейников.
(Производственная гимнастика)
Разработчик: Тезиева А.А. –
преподаватель физической культуры
Владикавказ 2019г.
Содержание
Вступление…… …………………………………………………………3
Учебно- воспитательные цели...………………………………………...3
Организационно- методические указания……………………………...4
Комплексы упражнений……………………………………………….....5
Заключение……………………………………………………………….11
Литература ……………………………………………………………….12
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Производственная гимнастика – одно из эффективных средств воздействия на организм обучающихся во время производственного обучения. Это комплексы физических упражнений, проводимые непосредственно в производственных мастерских во время практики, способствующие повышению внимания, активности и работоспособности обучающихся. Производственная гимнастика снимает наступившее утомление, обеспечивает необходимый кратковременный отдых, устраняет застойные явления венозной крови, которые образуются, например, при длительном сидении в нижних конечностях, брюшной полости, в области таза. Физические упражнения благотворно влияют на сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, повышают мышечный тонус.
Экскурс в историю: трудовая гимнастика в нашей стране родилась в 1920- х годах. Физические упражнения имитировали рабочие позы и приемы, которые были характерны для той или иной профессии. Трудовая гимнастика входила в курс обучения токарей, ремонтных рабочих, шахтеров. В это же время в Центральном институте была разработана методика двигательной культуры в производственном обучении. Она включала в себя производственную зарядку, трудовую гимнастику и специальные упражнения, корректирующие неблагоприятные воздействия профессионального труда на организм работающего.
Обучение физическим упражнениям производственной гимнастики рекомендуется проводить на учебно - методических занятиях по физической культуре, используя с этой целью также домашние задания. Комплексы упражнений периодически должны видоизменяться, придерживаясь основной схемы. Желательно выполнять их под музыкальное сопровождение.
2. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Изучить комплексы вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минуты.
2. Обучить обучающихся выполнять упражнения, входящие в комплексы производственной гимнастики.
3. Повышать эффективность учебной и трудовой деятельности.
4. Сохранять высокую работоспособность.
5. Укреплять здоровье.
Место проведения занятий : учебные мастерские.
Время: 5-7 мин. (вводная гимнастика и физкультурная пауза).
3 мин. (физкультурная минута).
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
1.Производственная гимнастика имеет следующие формы: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минута.
2.Вводная гимнастика используется для сохранения периода вхождения в работу за счет ускорения протекания физиологических процессов и настройки на предстоящий вид деятельности.
3.Комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 физических упражнений и рассчитан на 5-7 минут в начале учебного или рабочего дня.
4.Физкультурная пауза используется для снижения утомления и сохранения на необходимом уровне работоспособности в процессе учебных занятий или труда.
5.Комплекс физкультурной паузы состоит из 5-7 физических упражнений и проводится в течение 5-7 минут в период, непосредственно предшествующий развитию утомления.
6.У подростков утомление развивается раньше, чем у взрослых людей, поэтому физкультурную паузу включают в учебный процесс после 2-х часов занятий.
7.Физическая нагрузка в физкультурных паузах для швейников должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине проведения комплекса, а затем снизиться.
8.Физкультурные минуты используются в течение рабочего дня 3-5 раз по мере необходимости и независимо от того, проводятся или нет в течение рабочего дня физкультурная пауза или вводная гимнастика.
9.Физкультурные минуты выполняются индивидуально, когда требуется отдых отдельных мышц.
10.Физкультурная минута проводится в течение 1-2 минут и состоит из 3-х физических упражнений.
Содержание занятий и ориентировочный расчет времени.
№ п/п | Наименование учебного процесса | Время отведенное на изучение, мин. |
1 | Вводная гимнастика | 5-7 |
2 | Физкультурная пауза | 5-7 |
3 | Физкультурная минута | 3 |
Примечание: время занятий может колебаться за счет
количества упражнений.
4. КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ.
№ п/п | Учебные вопросы и их содержание | Дозировка | Методические указания |
1. | Вводная гимнастика | 5-7 мин | |
| Упражнение 1. И.п. – о.с. 1-2 – два шага на месте, руки на поясе, 3-4 – два шага на месте, руки вверх, 5-6 – два шага на месте, руки в стороны, 7-8 – два шага на месте, два хлопка руками за спиной. | 8 раз | Руки вверху прямые, лопатки соединить, плечи опущены. Темп средний. |
| Упражнение 2. И.п. – о.с. 1 – правую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться, 2 – и.п. 3 – то же с левой ноги, 4 – и.п. | 6 раз | Колени не сгибать, Спина прямая. Темп медленный. Дыхание глубокое. |
| Упражнение 3. И.п. – ноги врозь, руки перед грудью, 1 – рывок согнутыми руками назад, 2 – поворот вправо, рывок руками в сторону, 3 – поворачиваясь прямо, хлопок руками над головой. 4 – и.п. То же в другую сторону. | 10 раз | Колени не сгибать. Рывки резче. Темп быстрый. |
| Упражнение 4. И.п. – о.с. 1 – мах правой ногой в сторону, руки вверх, 2-3 – выпад правой, два пружинящих наклона влево, 4 – и.п. То же с другой ноги | 8 раз | Мах выше, выпад шире. Темп средний. |
| Упражнение 5. И.п. – о.с. 1. – мах правой ногой назад, руки вверх 2-3 – правую ногу вперед на носок, полуприсед на левой ноге, наклон вперед, руками коснуться носка правой ноги, 4 – и.п. То же с другой ноги. | 12 раз | Темп средний. |
| Упражнение 6 И.п. – о.с. 1. – подняться на носки, руки отвести назад. 2. – перекат на пятки, руки за спину. 3. – небольшой наклон назад, руки за голову. 4 – и.п. | 6 раз | Колени не сгибать, спина прямая. Дыхание глубокое. Темп средний |
| Упражнение 7 И.п. – о.с. 1 – шаг правой скрестно перед левой, руки скрестно вперед. 2 – шаг левой влево, руки в стороны. 3-4 – прыжком поставить ноги вместе, руки вниз. То же, начиная с другой ноги. | 10 раз | Темп быстрый. Затем перейти на ходьбу на месте (10 сек.). |
| Упражнение 8 И.п. – о.с. 1 – левую ногу в сторону, правую руку на пояс. 2 –левую ногу назад на носок, левую руку на пояс 3 – приставить левую, руки к плечам. 4 – и.п. То же, начиная с другой ноги. | 12 раз | Повторять, ускоряясь. |
2 | Физкультурная пауза. | 5-7 мин | |
| Упражнение 1 И.п. – о.с. 1-2 – правую ногу назад на носок, руки вверх в сторону, ладонями наружу. 3-4 – вернуться в и.п. | 6 раз | На 1-2 вдох, на 3-4 выдох. Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 2 И.п. – ноги врозь. 1-2 – повороты влево, руки за голову. 3-4 – и.п. То же в другую сторону. | 8 раз | На 1-2 – посмотреть вверх, на 3-4 опустить руки расслабленно. Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 3 И.п. – о.с. 1 – небольшой наклон назад, шаг правой в сторону, руки в стороны. 2 – наклон вперед, руками коснуться пола. 3 – выпрямиться, руки на пояс. 4 – и.п. То же с другой ноги. | 12 раз | Колени не сгибать. Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 4 И.п. – о.с. 1-2 – два пружинящих полуприседа, руки за голову. 3 – присед. 4 – и.п. | 10 раз | Спину держать ровно. Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 5 И.п. – о.с. 1 – небольшой мах левой ногой в сторону, руки в стороны. 2-3 – левую ногу в сторону на носок, два пружинящих наклона влево, руки за голову. 4 – и.п. То же в другую сторону. | 12 раз | Колени не сгибать, лопатки соединить. Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 6 И.п. – ноги на ширине ступни. 1 – свободный мах руками вперед, кисти опущены. 2 – свободный мах руками назад. 3 – то же, что 1. 4 – и.п. | 6 раз | Следить за осанкой. Повторять в быстром темпе. |
| Упражнение 7 И.п. – о.с. 1 – левую ногу вперед на носок, руки на пояс. 2 – левую ногу в сторону на носок, руки вперед. 3 – приставить левую ногу, рывок руками в стороны. 4 – и.п. | 12 раз | На 4 – руки опустить расслабленно. Повторять, ускоряясь. |
3 | Физкультурные минуты | 3 мин | |
| 3.1. Комплекс общего воздействия | | |
| Упражнение 1 И.п. – наклон вперед. 1-2 – руки через стороны поднять вверх, подняться на носки. 3 – руки за спину, опуститься на полную ступню. 4 – и.п. | 1 мин | На счет 1-2 посмотреть вверх, потянуться. Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 2 И.п. – на ширине ступни. 1 –полуприсед, руки вперед. 2-3 – два пружинящих наклона вперед, руки свободно назад. 4 – и.п. | 1 мин | Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 3 И.п. – руки на пояс. 1 – мах левой ногой вперед. 2 – левую ногу назад на носок- выпад на правой ноге. 3 – то же, что 1. 4 – и.п. То же с другой ноги. | 1 мин | Спина прямая. Повторять в среднем темпе. |
| 3.2. Комплекс для снятия усталости мышц кисти. | | |
| Упражнение 1 И.п. – о.с. 1-2 – отвести плечи назад, руки за спину. 3-4 – несколько наклонившись вперед, уронить руки вниз, потрясти кистями. | 1 мин | Мышцы расслабить на счет 3-4. Повторять, постепенно ускоряясь. |
| Упражнение 2 И.п. – руки на уровне пояса впереди, правая кисть над левой. 1-4 – последовательное волнообразное сгибание и разгибание в фаланговых суставах левой кисти при надавливании правой. То же с другой рукой. | 1 мин | Повторять в быстром темпе, после чего потрясти кистями. |
| Упражнение 3 И.п. – о.с. 1 – согнуть руки к плечам. 2 – кисть сжать в кулак. 3-4 – опустить руки вниз, свободным движением отвести их назад, кисти расслабить. | 1 мин | Кисти не напрягать. Повторять в среднем темпе. |
| 3.3. Комплекс для снятия усталости мышц плечевого пояса. | | |
| Упражнение 1 И.п. – о.с. 1 – поднять плечи вверх. 2 – свободно опустить плечи вниз. 3 – наклон вперед, руки свободно опустить вниз. 4 – и.п. | 1 мин | Спина прямая. Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 2 И.п. – руки к плечам. 1-4 – круговые движения плечами назад. | 1 мин | Повторять в быстром темпе, затем опустить руки вниз и свободно потрясти ими. |
| Упражнение 3 И.п. – руки тыльной стороной ладони на поясе. 1 – локти отвести назад. 2 – локти отвести вперед. 3 – руки вниз 4 – и.п. | 1 мин | На счет 3 – плечи расслабить. Повторять в быстром темпе. |
| 3.4. Комплекс для снятия усталости мышц шеи. | | |
| Упражнение 1 И.п. – о.с. 1 – опустить голову вперед. 2-3 – задержать голову в этом положении. 4 – и.п. | 1 мин | Подбородком касаться груди. Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 2 И.п. – ладони на задней поверхности шеи. Поглаживание задней поверхности шеи ладонями, начиная сверху и переходя на плечо. | 1 мин | Повторить 10-12 раз. |
| Упражнение 3 И.п. – о.с. 1 – наклон головы вправо. 2 – удержать голову в этом положении. 3 – наклон головы влево. 4 – удержать голову в этом положении. | 1 мин | Повторять в медленном темпе. |
| 3.5. Комплекс для снятия усталости мышц спины. | | |
| Упражнение 1 И.п. – голова вниз. 1-3 – медленно разгибаясь, руки к плечам. 4 – и.п. | 1 мин | Лопатки соединить, голову назад. Повторять в медленном темпе. |
| Упражнение 2 И.п. – ноги врозь, руки за спину. 1-2 – поворот влево. 3-4 – и.п. То же в другую сторону. | 1 мин | Колени не сгибать, стопы от пола не отрывать. Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 3 И.п. – ноги на ширине ступни. 1-2 – наклон назад, руки сцеплены в замок за спиной. 3 – наклон вперед, руки свободно опущены. 4 – и.п. | 1 мин | На счет 3 – спина круглая. Повторять в быстром темпе. |
| 3.6. Комплекс для устранения застойных явлений – в области таза (при работе сидя). | | |
| Упражнение 1 И.п. – сидя на стуле, руками взяться за передний край. 1 – слегка приподнять таз. 2 – и.п. | 1 мин | Повторять в быстром темпе. |
| Упражнение 2 И.п. – сидя на стуле. 1 – напрячь мышцы тазового дна и нижней поверхности бедра. 2 – расслабить мышцы. | 1 мин | Повторять в среднем темпе. |
| Упражнение 2 И.п. – сидя на стуле. 1 – втянуть живот, сильно напрягая мышцы. 2 – расслабить мышцы живота, выпятив его вперед. | 1 мин | Повторять в среднем темпе. |
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В занятиях по профессиональной подготовке, длящихся обычно более одного академического часа и отличающихся значительно большей физической нагрузкой, чем занятия по общеобразовательному предметам, рекомендуется использовать производственную гимнастику.
Важным в педагогическом отношении результатом является правильное использование комплексов вводной гимнастики, физкультурных пауз и физкультурных минут, благотворно отражающихся на здоровье обучающихся и их работоспособности.
Литература:
1.Физическая культура: Учебник для профтехобразования/
И.П. Залетаев, В.П. Шеянов, Б.И. Загорский и др. – М.
Высшая школа, 1984.
2.Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991.
3.Нестеров И.И. Проведение производственной гимнастики с учетом особенностей подготовляемой профессии/ В сб. Организация физического воспитания учащихся с учетом особенностей их профессии. М.: Высшая школа, 1964.
4.Физическая культура : учебник для студ.учреждений сред. Проф. Образования/ А.А.Бишаева. –8-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
12