СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование заданий на формирование естественнонаучной грамотности на обобщающем уроке по теме: «Класс Насекомые»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование заданий на формирование естественнонаучной грамотности на обобщающем уроке по теме: «Класс Насекомые»»

Использование заданий на

формирование естественнонаучной грамотности

на обобщающем уроке по теме: «Класс Насекомые»

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Естественнонаучная грамотность – единство знаний, умений и позитивной ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и готовности личности использовать имеющиеся естественнонаучные знания для решения теоретических и практических задач, возникающих в ходе деятельности.

Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса биологии задачи по формированию естественнонаучной грамотности на развитие учебных умений и навыков, так как они помогают достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций.

При формировании естественнонаучной грамотности выделяют три группы учебных заданий:

«Как узнать?» – задания на применение методов познания.

«Попробуй объяснить» – задания на объяснение явлений и фактов.

«Сделай вывод» – задания на формирование умений формулировать выводы на основе данных.

В данной работе предлагается с помощью вышеуказанных типов задач развивать естественнонаучную грамотность на уроках биологии. Использование заданий на формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии очень эффективно в дальнейшем позволит учащимся обосновывать и доказывать свои решения и применять знания в реальной жизни. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение работать с рисунками, таблицами, диаграммами при выполнении заданий.

Для формирования естественнонаучной грамотности учащихся обязательно учитываются умения:

1. Распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами

2. Выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования

3. Демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий

4. Делать выводы (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации

5. Демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства

Данные задания составлены для проведения в 7 классе урока обобщения по теме «Класс Насекомые» с использованием учебника «Биология 7 класс» линии УМК под редакцией Сивоглазова В.И. изд. Просвещение.

Задание № 1. (Слайд 2)

Цель задания: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Характеристика учебного задания: предлагается сформулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, изображения, словесный текст.

• Определите, какое из животных относится к классу Насекомые. Какие признаки указывают на принадлежность этого животного к данному классу? Приведите не менее трех признаков.

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Пчела.

2) Три отдела тела: голова, грудь, брюшко; наличие крыльев; три пары конечностей.


Правильный ответ содержит все перечисленные элементы

2

Ответ содержит один из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок

или

Ответ содержит два из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок и неточностей



1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Задание № 2. (Слайд 3)

Цель задания: применить соответствующее естественнонаучные знания для объяснения явления.

Характеристика учебного задания: предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

• Наружный покров типа членистоногие содержит особое органическое вещество – хитин. Какое значение в жизни насекомых имеет хитиновый покров? Назовите не менее трех.

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Защищает тело членистоногих от воздействий внешней среды.

2) Предохраняет от излишней потери влаги.

3) Является наружным скелетом, местом прикрепления мышц, обеспечивает движение.


Правильный ответ содержит все перечисленные элементы

2

Ответ содержит два из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок

или

Ответ содержит три из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок и неточностей



1

Ответ содержит один из названных выше элементов

или

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Комплексное задание № 3. (Слайд 4)

Цель задания: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; применить соответствующее естественнонаучные знания для объяснения явления; преобразовать одну форму представления данных в другую.

Характеристика задания: предлагается сформулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, изображения, словесный текст; предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал; предлагается преобразовать одну форму представления научной информации в другую.

• Прочитайте диалог Алисы с Гусеницей из произведения Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

«- Ну, может быть, вы пока ещё не находите этого, - возразила Алиса, - но когда вы превратитесь в куколку – что, знаете ли, рано или поздно должно произойти, - а потом в бабочку, я смею думать, у вас немного закружится голова, не так ли?
      - Ничуть! – сказала Гусеница.
      - Ну, возможно, ваши ощущения будут другими, - возразила Алиса. – Я знаю, что у меня, несомненно, закружилась бы голова.
      - У тебя! – воскликнула с презрением Гусеница. – Кто ты такая?»
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Ответьте на вопросы:

1. О каком биологическом процессе идет речь в тексте?

2. Какой тип превращения описан в тексте?

3. Сколько стадий включает этот процесс у данного вида насекомого? Нарисуйте схему.

4. Назовите насекомых, для которых характерен данный тип превращения.

5. В чём заключается биологический смысл данного процесса?

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) О метаморфозе (превращении).

2) Полное превращение.

3) Четыре стадии: яйцо – личинка (гусеница) – куколка – взрослое насекомое (бабочка).

4) Жуки, осы, пчёлы, муравьи, мухи.

5) Личиночные формы некоторых насекомых живут в иных условиях и имеют другие источники питания, чем взрослые особи: это снижает конкуренцию за пищу, место обитания и в целом остроту борьбы за существование внутри вида.



Правильный ответ содержит все перечисленные элементы

5

Ответ содержит четыре из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок

или

Ответ содержит пять из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок и неточностей



4

Ответ содержит три из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок

или

Ответ содержит четыре из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок и неточностей



3

Ответ содержит два из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок

или

Ответ содержит три из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок и неточностей



2

Ответ содержит один из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок

или

Ответ содержит два из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок и неточностей



1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

5



Комплексное задание № 4. (Слайд 5)

Цель задания: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; применить соответствующее естественнонаучные знания для объяснения явления.

Характеристика учебного задания: предлагается сформулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, изображения, словесный текст; предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

• Однажды русский писатель Валерий Солоухин сказал:
«Раздавливая ногой отвратительную, ползучую, жирную гусеницу, разве ты знаешь, какую …….. ты раздавил?»

Ответьте на вопросы:

1. Какое слово пропущено в тексте? Поясните свой ответ.

2. Какой вред могут наносить гусеницы в природе?

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Бабочку.

2) Гусеницы повреждают растения, поедая ткань листьев, а в отдельных случаях даже их жилки. Молодые гусеницы повреждают ткани только с нижней стороны листа и оставляют верхний прозрачный эпидермис нетронутым. Гусеницы более старшего возраста также повреждают цветки, плоды и молодые побеги. Некоторые виды сверлят стебель и плоды, что затрудняет их обнаружение и борьбу с ними. Помимо непосредственных повреждений они также загрязняют растения своими экскрементами.


Правильный ответ содержит все перечисленные элементы

2

Ответ содержит один из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок

или

Ответ содержит два из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок и неточностей



1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Задание № 5. (Слайд 6)

Цель задания: оценивать с научной точки зрения правильность утверждений; применить соответствующее естественнонаучные знания для объяснения явления.

Характеристика учебных заданий: предлагается оценить с научной точки зрения убедительность утверждений; предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

• Найдите три ошибки в приведённом тексте «Насекомые». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1) Насекомые – самый крупный по количеству видов класс многоклеточных животных.

(2) Насекомые имеют наружный хитиновый скелет, тело разделено на два отдела.

(3) У насекомых существуют многочисленные приспособления к местам обитания: разнообразные ротовые аппараты, конечности, усики, крылья.

(4) Майский жук, комнатная муха, азиатская саранча в своём развитии проходят четыре стадии.

(5) Органы дыхания насекомых представлены жабрами

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Предложение (2). Верный ответ: Насекомые имеют наружный скелет, тело разделено на три отдела.

2) Предложение (4). Верный ответ: Майский жук, комнатная муха в своём развитии проходят четыре стадии (полное превращение), а азиатская саранча всего три стадии (неполное превращение).

3) Предложение (5). Верный ответ: Органами дыхания насекомых представлены трахеями.


Правильный ответ содержит все перечисленные элементы

3

Ответ содержит два из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок

или

Ответ содержит три из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок и неточностей



2

Ответ содержит один из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок

или

Ответ содержит два из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок и неточностей



1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Задание № 6. (Слайд 7)

Цель задания: анализировать отдельные характеристики для определения объекта; применить соответствующее естественнонаучные знания для объяснения явления.

Характеристика учебных заданий: предлагается сформулировать выводы на основе анализа отдельных характеристик объекта; предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

• Рассмотрите внимательно облако тегов. Найдите термины, которые относятся к классу Насекомые. Сформулируйте из выбранных тегов определение-характеристику для данного класса, начиная со слов: Насекомые – это…

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) хитиновый покров, 3 пары конечностей, разнообразные способы передвижения, все среды обитания, 3 отдела тела, фасеточные глаза, есть усики, трахеи.


Правильный ответ содержит все перечисленные элементы

2

Ответ содержит четыре и более из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок


1

Ответ содержит три и менее из названных выше элементов

0

Максимальный балл

2