Использование заданий по функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности (банк заданий к курсу внеурочной деятельности «Грамотный читатель»)
Учитель: Спиридонова Светлана Сергеевна |
Курс внеурочной деятельности: Грамотный читатель УМК: О.Н.Крылова Чтение Работа с текстом |
Класс | Тема урока | Задание по ФГ | Рекомендации по использованию задания |
1 класс | С.Сахарнов «Слон» | Определи количество абзацев в тексте. Во втором абзаце найди и подчеркни слова-действия, которые позволят узнать, как люди спасли кита. | Использовать задание на этапе осмысления прочитанного. |
2 класс | Л.Яхнин «Силачи» | -Какие предметы «поднимают» мальчики? -Что значит ложная сила? -Придумай название для силы, которая нужна для помощи другим? -В каких случаях тебе, твоим одноклассникам, учителю может понадобится сила? | Вопросы на этапе закрепления |
3 класс | «Воздух» | Групповое задание «Собери корзину имеющихся знаний». Обучающиеся наполняют корзину, записывая свойства воздуха. | Этап определения темы и цели урока. |
2 класс | Е.Пермяк «Первая рыбка» | Работа в паре. Подготовить чтение пословицы наизусть у доски, определить тему пословиц после выступления всех пар, сообщить тему текста. Обучающиеся предполагают героев и события рассказа, определяются с целью урока. | Этап определения темы и цели урока. |
1 класс | А.Тихонов «Вороны» | Учитель предлагает классу образовать три группы, для этого располагает в разных местах класса три утверждения на тему «Что ты узнал из содержания текста?» Обучающийся выбирает ответ, учитель обобщает и анализирует выбор ответа. | Работа с текстом после чтения и анализа произведения. |
1 класс | В.Осеева «Просто старушка» | Обучение чтению по ролям. Предварительно проводится игра на внимание «Мальчики и девочки», в которой нужно повторить движение, далее в тексте обозначаются строки, которые читают только девочки и строки, которые читают только мальчики, прочитывается три раза, выбирается пара, читающая у доски. После многократного прочтения диалога выполняется анализ. | Работа по осмыслению содержания текста. |
3 класс | А. Старостин «В гости в Тундру» | Вступлением к уроку служит информация на тему «Северный край». Обучающиеся выполняют решение анаграмм, составленные слова являются опорными для формулировки темы урока, дети продолжают записывать опорные слова, которые выделяют в момент рассказа учителя о северном крае, таким образом складывается представление о тундре. Формируется цель урока и обучающиеся приступают к чтению текста. | Предтекстовая подготовка |
3 класс | «Зима» Э.Шим | Урок начинается с загадки о временах года, выделяем время года зима, предлагается задание в паре: «Нарисуйте зиму, используя только простой карандаш». Обучающиеся дают название рисунку, названия получаются похожие между собой, отражают тему рисунка. Учитель предлагает добавить в рисунок изображение цветом и дать иное название рисунку, делается вывод о том, что чувства, которые передаёт художник цветом-главная мысль. Сообщение цели урока: Главная мысль автора и его переживание. | Предтекстовая подготовка |
2 класс | К.Ушинский «Играющие собаки» | Тема урока через загадку, затем каждая пара получает открытку с изображением собаки, необходимо прочитать информацию о породе и предположить, чему можно научиться у собаки. Сообщение цели: Узнать, чему можно научиться у собаки? | Предтекстовая подготовка |
3 класс | По материалам энциклопедии «Цирк» | После определения темы предлагается задание по командам: записать названия профессий цирка и черты характера людей данных профессий. Сообщение цели: Узнать черты характера цирковых артистов. | Предтекстовая подготовка |