Использование здоровье сберегающих технологий, позволяющих решать проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно - воспитательного процесса.
Аналитическая справка по итогам диагностических исследований
… использует технологии: саморазвивающего обучения, индивидуализацию обучения, уровневую дифференциацию, проблемное обучение
игровые технологии, технологию здоровье сберегающего обучения. Уроки проводятся с применением методов АМО.
Такая насыщенность уроков заставляет учителя уделять использованию здоровье сберегающей технологии, позволяющей решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса, особенно пристальное внимание. Для достижения положительных результатов работы в данном направлении учитель рассматривает здоровье в различных аспектах: физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном и всегда стремиться создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат.
При организации учебно-воспитательного процесса, учитель
использовала следующие пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся:
-использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, развивающего обучения),
-применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся,
-рациональная организация труда учителя и учеников,
-создание комфортного психологического климата,
-соблюдение норм Сан Пин и правил охраны труда,
-чередование различных видов деятельности на уроке,
-использование аудиовизуальных средств обучения.
… учитывает требования здоровье сберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке проводит: динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.
Учитель уделяет большое внимание сохранению здоровья учащихся, формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, вовлекая в эту проблему обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
На уроках, с целью снижения информационной нагрузки, тревожности использует сжатие учебного материала в схемы, опорные конспекты, ИКТ.
В настоящее время проблема сохранения здоровья школьников приобрела особую актуальность и внесена в приоритетное направление федеральной политики государства в области национальной безопасности. Как оказалось, на здоровье школьников неблагоприятно отражается не только современное состояние общества, экономики, экологии. С сожалением приходится констатировать, что сами образовательные учреждения являются причиной роста некоторых заболеваний.
Педагога, как и многих учителей, эта проблема заставляет уделять использованию здоровье сберегающих технологий особенно пристальное внимание, увлекая данной проблемой и своих учеников
Среди всех заболеваний, которые возрастают за время обучения детей в школе особое положение занимают психические заболевания – 15% больных от числа всех российских школьников.
Каждодневные наставления и контроль родителей, требовательность учителей, повышенная ответственность самих учащихся приводят к психологической напряженности, тревожности, хронической усталости.
… на своих уроках делает всё, чтобы сохранить психическое здоровье обучающихся, создать положительный эмоциональный настрой. Заботясь о физическом здоровье, учитель, для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводит физкультминутки, упражнения для глаз, минутки релаксации, проводит эмоциональную разрядку, строго следит за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы, за комфортностью работы на уроке, поэтому у … никогда не бывает конфликтных ситуаций. Учитель умеет быстро найти выход из самого сложного конфликта, не дать ему разгореться. Педагог с целью укрепления психологического здоровья школьников добивается на уроках благоприятного психологического настроя с помощью создания ситуаций успеха, корректности и объективности оценки деятельности обучающихся, искреннего уважения и доверия к учащимся.
Как учитель-предметник … включает в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, например: проблемы повышения давления, ухудшения зрения, памяти под действием облучения ЭМИ,…
Свои уроки учитель строит с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося, т.к. считает, что школа должна быть адаптивной, позволяющей внедрять инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, например, такие как АМО и технология деятельностного подхода. В связи с этим, учитель прошла и обучается на дистанционных курсах: «Активные методы обучения», « Технология интерактивного обучения» и «Технология целеполагания», позволяющие ей совсем иначе подходить к построению уроков с учётом здоровье сберегающих технологий.
При организации учебно-воспитательного процесса, … использует следующие пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся:
применяет технологии, имеющие здоровье сберегающий ресурс (уровневая дифференциация, индивидуальное обучение, групповые и игровые технологии, развивающее обучение),
применяет активные методы обучения и формы организации познавательной деятельности обучающихся,
рациональную организацию труда; создание комфортного психологического климата,
соблюдение норм Сан Пин и правил охраны труда, чередование различных видов деятельности на уроке,
использование мультимедийных средств обучения для создания мотивации обучения для каждого, достижения каждым обучающимся своих успехов в изучении нового.
….учитывает требования здоровье сберегающих технологий и для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке проводит: музыкальные паузы, минутный «сон» и ранее перечисленные оздоровительные приёмы; ведет профилактическую работу по предупреждению: близорукости, искривлению осанки, защите от электромагнитных излучений бытового характера, выполнению правил ТБ в кабинете (ведётся журнал инструктажа).
При изучении тем в физике, косвенно или прямо связанных с сохранением здоровья человека, проводит видео уроки: «Влияние электромагнитного излучения на организм человека», «Влияние инфразвука на психику человека», «Влияние сотовой связи на мозг подростка», «Зрение: сегодня и завтра», «Оружие - невидимка»; «Берегись автомобиля», активно привлекая обучающихся к открытию новых знаний.
Результатом проведённого диагностического исследования и наблюдений, мониторинга является следующий вывод:
травм и заболеваний приобретенных, вызванных и спровоцированных недостатками организации учебного процесса, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения, вызванных перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса, не наблюдается.
Результаты мониторинга по классам, 2019г.
Класс /кол.уч -ся | Уровень комфортности | Самооценка деятельности на уроке | Доступность материала, интерес |
| | + | - | + | - | + | + | - | - |
7 А | 25 | 24 | 1 | 20 | 5 | 25 | 24 | 0 | 1 |
8 А | 25 | 25 | 0 | 23 | 2 | 25 | 23 | 0 | 2 |
9 Г | 24 | 24 | 0 | 23 | 1 | 23 | 24 | 1 | 0 |
11 Б | 25 | 25 | 0 | 23 | 2 | 25 | 22 | 25 | 3 |
Для достижения положительных результатов работы учитель в решении проблем сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно - воспитательного процесса реализует следующую систему мероприятий:
Учебный год | Вид мероприятия | Тема |
Ежегодно | Инструктажи по ТБ всех обучающихся | По темам лабораторных работ |
Самообразование в контексте применения НИТ на уроках физики и задач сбережения здоровья обучающихся | Активные методы обучения и современные методики. Адаптация их к выполнению задач сбережения здоровья обучающихся |
Видеоуроки | По темам курса физики, связанных со здоровьем человека |
2016 - 2017 | Видео урок. Работы учащихся. | Оружие – невидимка. Влияние сотовой связи на мозг подростка |
И сообщение на МО в ОУ |
2016 - 2017 | Мониторинг по классам | Психическое здоровье и социальная адаптация |
Видео урок. Работы учащихся. Сообщение на МО в ОУ | Влияние инфразвука на психику человека Влияние излучений на организм человека |
2017 - 2018 | Мониторинг по классам | Психическое здоровье и социальная адаптация |
Видео урок (9, 11 класс) Работы учащихся. | Влияние ЭМИ на организм человека |
Исследовательская работа учащихся | Зрение: сегодня и завтра |
Выступление на семинаре в ОУ | Здоровье сберегающие технологии на уроках физики |
Информация о болезненности
за второе полугодие 2017-2018 учебного года
Класс | Общее кол-во учащихся | Не болели ни разу | Болели 1-2 раза | Болели 3 раза и более |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
1 | 76 | 17 | 22 | 48 | 63 | 11 | 15 |
2 | 78 | 10 | 13 | 45 | 58 | 23 | 29 |
3 | 110 | 26 | 24 | 54 | 49 | 30 | 27 |
4 | 67 | 15 | 22 | 28 | 42 | 24 | 36 |
5 | 80 | 30 | 38 | 36 | 45 | 14 | 17 |
6 | 86 | 29 | 34 | 42 | 49 | 15 | 17 |
7 | 63 | 22 | 35 | 35 | 56 | 6 | 9 |
8 | 66 | 18 | 27 | 38 | 58 | 10 | 15 |
9 | 64 | 19 | 30 | 22 | 34 | 23 | 36 |
10 | 40 | 25 | 63 | 12 | 30 | 3 | 7 |
11 | 34 | 15 | 44 | 15 | 44 | 4 | 12 |
Итого | 764 | 226 | 30 | 375 | 49 | 163 | 21 |
Информация о болезненности за первое полугодие
2018-2019 учебного года
Класс | Общее кол-во учащихся | Не болели ни разу | Болели 1-2 раза | Болели 3 раза и более |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
1 | 88 | 25 | 28 | 56 | 64 | 7 | 8 |
2 | 75 | 31 | 41 | 37 | 49 | 7 | 10 |
3 | 80 | 18 | 23 | 48 | 60 | 14 | 17 |
4 | 107 | 33 | 31 | 62 | 58 | 12 | 11 |
5 | 71 | 37 | 52 | 28 | 39 | 6 | 9 |
6 | 79 | 33 | 42 | 34 | 43 | 12 | 15 |
7 | 85 | 35 | 41 | 34 | 40 | 16 | 19 |
8 | 63 | 18 | 29 | 39 | 62 | 6 | 10 |
9 | 65 | 19 | 29 | 34 | 52 | 12 | 19 |
10 | 33 | 9 | 27 | 20 | 61 | 4 | 12 |
11 | 38 | 21 | 55 | 8 | 21 | 9 | 24 |
Итого | 784 | 279 | 36 | 400 | 50 | 105 | 14 |
Информация о болезненности за второе полугодие
2018-2019 учебного года
Класс | Общее кол-во учащихся | Не болели ни разу | Болели 1-2 раза | Болели 3 раза и более |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
1 | 88 | 26 | 30 | 56 | 64 | 6 | 7 |
Результатом проведённого диагностического исследования и наблюдений, мониторинга является следующий вывод: травм и заболеваний, вызванных и спровоцированных недостатками организации учебного процесса не наблюдается