СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях общеобразовательных дисциплин в условиях дистанционного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях общеобразовательных дисциплин в условиях дистанционного обучения»












Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях общеобразовательных дисциплин

в условиях дистанционного обучения





Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии











Будянская А.В.

преподаватель математики

ГБПОУ МО

«Колледж «Подмосковье»

г. Солнечногорск

корпус №1









2020

В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Именно в учебном заведении студенты проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма. Учебное заведение остается той социальной структурой, в которой обучающиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья студентов, работающих за компьютером являются:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • перегрузка суставов кистей;

  • загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;

  • стресс при потере информации.

Понятие здоровьесберегающих технологий предполагает консолидацию усилий преподавателя, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у студентов культуры здоровья.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях, связанных с информационными технологиями, в рамках дистанционного обучения, направлены: на становление и сохранение физического здоровья обучающихся, на становление и сохранение их социального здоровья, на становление и сохранение духовного и нравственного здоровья.

Основными целями здоровьесбережения является:

  • создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния обучающихся;

  • создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Для реализации данных целей преподавателю систематически необходимо решать следующие задачи:

  • отслеживать санитарно-гигиенического состояния кабинета;

  • нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствии с требованиями;

  • давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни обучающихся;

  • осваивать новые методы деятельности в процессе обучения студентов, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.

Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого преподавателя. На занятиях, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий и методов обучения, которые содействуют сохранению здоровья студентов. Проектирование образовательного процесса на занятиях, связанных с информационными технологиями, наиболее эффективно осуществлять с использованием:

  • интерактивных технологий, предполагающих организацию обучения через опыт и сотрудничество:

  • учет различий в стилях познания обучающихся;

  • деятельность обучающихся в группах;

  • применение поисковых, исследовательских и игровых методов обучения

  • технологий формирующего обучения, интегрирующих:

  • объяснительно–иллюстративные методы обучения;

  • алгоритмическое обучение с поэлементной отработкой действий;

  • дистанционное обучение, ориентированное на результат (использование технологии «полного усвоения»);

  • индивидуальную и групповую деятельность обучающихся

  • технологии уровневой дифференциации, предполагающей:

  • обеспечение дифференцированного подхода ко всем обучающимся и особое вниманием кобучающимся группы риска и с ограничениями в здоровье;

  • реализацию индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: умение показать успешность студента, выбор адекватных по сложности заданий;

  • использование активных методов обучения сокращающих рутинные виды деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы);

  • использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала), так и внутренней (стремление больше узнать).

Немаловажными факторами сохранения здоровья обучающихся являются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм деятельности другими.



Учитывая все вышесказанное, необходимо стараться организовать занятия так, что бы приоритетным оставалось выполнение таких условий как: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не более 40 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать работу студентов за компьютером более безопасным.

Говоря о сохранении здоровья, ученые делают акцент на создание благоприятного психологического климата. В связи с этим на занятиях необходимо использовать такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка (при работе в парах, в группах). Дополнительная оценка - за выполненное творческое задание (составление кроссворда, стихов, загадок по теме). Для снятия негативного влияния компьютера на организм обучающихся на уроках необходимо проводить короткие физминутки, благодаря которым, обучающиеся не только получают возможность расслабиться, но и закрепляют материал урока.

Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. обучающийся читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света – монитор. Мозг должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в изображение, понятное человеку. Это очень большая и сложная работа. Другая проблема состоит в том, что экран постоянно мерцает, а наше сознание просто не успевает это фиксировать. Следует упомянуть, что экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все вышеперечисленные факторы вызывают сильную усталость глазных мышц. Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром". Поэтому необходимо научить обучающихся сводить до минимума отрицательное влияние компьютера на зрение, требуя от них выполнения следующих основных правил гигиены:

  • Центр экрана должен быть установлен на высоте  15-20 см ниже уровня глаз.

  • Угол наклона монитора не должен быть более 150.

  • Нельзя располагать рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

  • Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см.

  • Расстояние надо выбирать с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

  • Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения, без ущерба для здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям ее воздействия на здоровье обучающихся и преподавателей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!