Просмотр содержимого документа
«"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"»
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке .
Кузнецова Юлиана Леонидовна
МАОУ «СОШ №24»
г. Удачный
Актуальность темы.
- В наши дни сбережение здоровья ребёнка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
- Изменение во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
- Объём информации увеличивается с каждым годом, добавляются новые дисциплины в школе.
- Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т. п.
- Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
- Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.
Причины снижения уровня здоровья детей:
- падение уровня жизни, социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- ухудшение состояния здоровья матерей;
- стрессы;
- малоподвижный образ жизни;
- перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
- неполноценное питание;
- отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
- частичное разрушение служб врачебного контроля;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образ жизни.
Существуют различные типы технологий:
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
- Оздоровительные ( физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали)
Элементы здоровьесберегающих технологий в структуре урока
- положительный эмоциональный настрой на уроке;
- оптимальный темп ведения урока;
- подача материала доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена видов деятельности ( читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. п.)
- физкультминутки, динамические паузы;
Элементы здоровьесберегающих технологий в структуре урока
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игра , игровые моменты;
- гимнастика;
- самомассаж, точечный массаж;
- воспитательные моменты на уроке (беседы)
- санитарно-гигиенические условия.
Обеспечение санитарно-гигиенических условий :
- достаточное освещение классов;
- предпочтение тона окраски стен кабинетов – зелёные, жёлто-зелёные, зеленовато-голубые;
- соблюдение температурного и воздушного режимов;
- разумное помещение комнатных растений;
- правильная величина парт и стульев;
- соблюдение режима дня.
Эмоциональный настрой перед началом урока.
«Быстро прозвенел звонок –
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.»
Наглядность
- способствует конкретизации изучаемого материала;
- повышает интерес учащихся;
- ИКТ- способ повышения интенсивности обучения.
Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может.
- Осторожно! – кричат ему.
- Лужа!
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
Групповая работа, работа в парах.
- Возрастает уровень осмысления и усвоения материала;
- Детям легче работать вместе;
- Сотрудничество в процессе работы .
Игра. Игровые моменты.
- урок – игра;
- урок – соревнование;
- урок – конкурс;
- урок – путешествие;
- дидактические игры.
Физкультурные минутки помогают:
- снятие усталости, напряжения;
- ослабить утомление на уроке;
- проводить профилактику нарушения осанки;
- поддержание работоспособности, активного внимания;
Схема проведения физминуток
1 класс
Урок 35-45 мин
2-4 класс
Урок 45 мин
- Одна (на 20-25 минуте)
- Не менее 3 минут.
- Две (через 10 минут после начала урока и на 20 минуте)
- Не менее 1,5-2 минуты каждая.
Виды физминуток
- оздоровительно-гигиенические;
- танцевальные;
- физкультурно-спортивные;
- подражательные;
- двигательно-речевые.
Пальчиковые игры могут помочь:
- подготовить руку к письму;
- развить внимание, терпение;
- стимулировать фантазию;
- активизировать работу мозга;
- научиться управлять своим телом.
Виды пальчиковой гимнастики:
- с предметами;
- массаж рук;
- игры с пальчиками.
Зрительная гимнастика помогает:
- снимать физическую и психоэмоциональную напряжённость;
- тренировать вестибулярный аппарат;
- развивать зрительную координацию, зоркость и внимательность;
- укреплять глазные мышцы;
- улучшать зрение.
Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни
- Готовность ребёнка к школе.
- Режим дня первоклассника.
- Здоровье в руках взрослых.
- Телевизор и компьютер в
современном мире.
- Учите детей быть здоровыми.
- Профилактика вредных привычек.
- Что нужно знать о физиологии школьника. Советы на каждый день.
Физкультурно – оздоровительная работа
- Физкультурные занятия.
- Спортивные праздники «Самая спортивная семья»
- Соревнования «День бегуна»; «Веселые старты»; «Лыжная эстафета»
- Спартакиады
- Спортивные секции, кружки
- Туристические слёты
- Дни здоровья.
Формирование здорового образа жизни
- Оформление уголка здоровья
- Факультатив «Основы здорового образа жизни»
- Классный час: «Учимся не болеть», «Береги зрение», «Уход за зубами», «О вреде курения» т т.д.
- Проектно-исследовательская
работа по ЗОЖ
- Конкурсы плакатов, рисунков
«Как сохранить здоровье»
Спасибо за внимание!