СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №1 БЕРЕЗКА»

142403, Московская область, г. Ногинск, ул. Санаторная, д.24

Тел. 8 (496) 517-32-39, e-mail: [email protected]














Консультация для педагогов:

«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»











Подготовила:

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Шишканова Александра Викторовна







Ногинск

2018


«Музыка много дает для здоровья, если

пользоваться ею надлежащим образом».

Пифагор



От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Здоровый малыш - это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. С одной стороны – музыка благоприятна для всего организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии и др), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей дошкольника. Актуальность темы состоит в том, что - забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества.

Научная основа сообщения базируется на программах и методических

пособиях по музыкальному воспитанию - А.Бурениной, Н.Ветлугиной,

О.Радыновой, Т.Тютюниковой.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на

эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет

голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка,

координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности дошкольников позволяет обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление здоровья будет более успешным при систематичном использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей

детей.

- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

- Повышение уровня речевого развития.

- Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

- Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные

руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование

следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки.

- поднимают настроение

- задают позитивный тон к восприятию окружающего мира

- улучшают эмоциональный климат на занятии

- подготавливают голос к пению

Дыхательная гимнастика.

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в

кровоснабжении

- способствует восстановлению центральной нервной системы

- улучшает дренажную функцию бронхов

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание

- исправляет развившееся в процессе заболеваний различные деформации

грудной клетки и позвоночника.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях

являются:

- Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

- Тренировка силы вдоха и выдоха

- Развитие продолжительности выдоха

Артикуляционная гимнастика.

- способствует тренировке мышц речевого аппарата

- ориентированию в пространстве

Основная цель включения артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.

Игровой массаж.

- повышает защитные свойства верхних дыхательных путей

- нормализует вегетососудистый тонус

- нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.

Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь

организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

- укрепляют голосовые связки

- способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей

- стимулируют гортанно-глоточный аппарат

- стимулируют деятельность головного мозга

Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно –

глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Используются

оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Пальчиковые игры.

- развивают речь ребёнка

- развивают двигательные качества

- повышают координационные способности пальцев рук

- соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым

интонированием

- формируют образно-ассоциативное мышление

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека

рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать ...

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и

сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

- эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи

детей, двигательной активности

- позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки

Формирование речи у человека идет при формировании жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, что эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей.

К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты,

движение, сонорные и колористические средства.

Музыкотерапия.

- способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-

игровой деятельности

- слушание правильно подобранной музыки:

-повышает иммунитет,

-снимает напряжение и раздражительность

-уменьшает головную и мышечную боль

-восстанавливает спокойное дыхание

Гармоничная музыка – лучший психотерапевт. В лечебных целях музыку

применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное

начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных

детей. Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них

развиваются навыки взаимодействия с другими детьми. Улучшается речевая и сенсомоторная функция.

Танцетерапия.

Цель танцетерапии - посредством танцевальной импровизации выразить своё

настроение, состояние. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую

осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают

выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Музыкально-ритмические

упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление, формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

У детей раннего возраста еще слабый опорно-двигательный аппарат, и если

ребенок малоподвижен, то с его развитием могут появляться такие неприятные вещи как сколиоз, кефоз, косолапие, плоскостопие.

Детская музыкальная ритмика является отличной профилактикой от таких

проявлений. Через многократное повторение ритмических движений развивается мышечная память. Можно с полной уверенностью утверждать, что танцетерапия является профилактикой детских комплексов и неврозов.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель-

ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных

занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего

собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и

танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят

ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке

многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они

полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная

музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Логоритмика.

Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной

сферы в сочетании со словом, движением и музыкой, включает в себя

пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под

ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными

инструментами, стихотворения с движениями. Логоритмические упражнения являются одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения. Логоритмическая деятельность направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки, и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы

— последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала,

отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Логоритмическая деятельность проводится 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и

движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие

элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов. Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр- инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Психогимнастика.

Основная цель психогимнастики – снятие психического напряжения,

преодоление барьеров в общении, развитие личностного понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения. Виды - этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально-

личностной. К психогимнастике можно отнести мимические упражнения;

релаксацию; коммуникативные игры и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки. Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций, чтобы помочь детям войти в тот или иной образ. Порой стоит огромных усилий контролировать свои эмоции,

сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, помогут упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации.

Основные задачи психогимнастики.

1) Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально

отдельные эмоции, движения.

2) Коррекция настроения и отдельных черт характера.

3) Обучение ауторелаксации.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в

воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Релаксация -это

глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического

напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить скованность, беспокойство, возбуждение, а также восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Игротерапия.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. И

музыка, и игра – образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой. Цель игровой терапии - не менять ребенка, и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя в педагогическом процессе народные игры, мне не только удается

реализовать обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и

различные воспитательные функции: одновременно приобщить детей к народной культуре. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения, обучают умению сосредоточиться. Применяя

игротерапию различных направлений, одним из самых популярных считается сказкотерапия. Придумывая сказку, ребенок усваивает принятые в обществе морально-этические нормы и принципы. Иными словами, такая арт - терапия для детей с малых лет учит, «что такое хорошо, а что такое – плохо». Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказкотерапия используется во многих праздниках и развлечениях. Виды музыкальной деятельности могут варьироваться с

здоровьесберегающими технологиями в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности, замещать и

взаимозаменять друг друга. Активная музыкотерапия направлена на активную деятельность (воспроизведение, фантазирование, импровизацию с

помощью голоса или инструментов). Она является важной составляющей музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Активные формы (вокалотерапия и игра на музыкальных инструментах) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей, а также коррекции. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах

развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшают внимание, память, психические процессы, сопровождающие исполнение

музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов, имеющихся в наличии, можно изготовить и поиграть на самодельных инструментах- «шумелках» из коробочек, «шуршащих» из мятой бумаги и целлофана. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает

использование здоровьесберегающих технологий, которые эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.

Организация работы проводится по трем направлениям:

1) Групповая и индивидуальная работа с детьми.

2) Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

3) Совместная работа педагогов ДОУ.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием

здоровьесберегающих технологий:

(Виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий

лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения. Логоритмические

упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка – пальчиковая или жестовая игра- (1 упражнение).

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика,

дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра- (1 упражнение).

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики,

психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится

посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, проведение мастер- классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий. Проведение литературно-музыкальных гостиных, театрализованных постановок; бесед о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной

деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.

Музыка - составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же

разнообразной, как и окружающий нас мир. Мощное положительное влияние

музыка оказывает на детей-дошкольников. В процессе музыкальной деятельности необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной

деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.

Таким образом, особую роль в оздоровлении детей выполняет

музыка. Большое внимание во взаимодействии всех участников педагогического процесса уделяется современным методам укрепления психологического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка. В настоящее время наблюдается интенсивное использование педагогами в воспитательно- образовательной работе с дошкольниками различных психодвигательных гимнастик, коммуникативных игр, творческих сюжетных игр, театрализованной деятельности, народных подвижных и хороводных игр. При таком подходе не только обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка, но и в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления

психологического здоровья, активизируется общение детей и взрослых.

Следовательно, важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ - это создание такого музыкального сопровождения, которое

способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыкальная деятельность с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учете

индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим строится планирование, направленное на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход деятельности, ее содержание и методы.

Успех не возможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.