СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологии в игровой форме.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование здоровьесберегающих технологии в игровой форме. Авторская разработка.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологии в игровой форме.»

Использование здоровьесберегающих технологии в игровой форме.

  Одна из современных образовательных технологий - технология здоровьесбережения. Термин "здоровьесбережение" получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.
При рациональной организации, уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Поэтому я стараюсь творчески подходить к планированию урока и его проведению.
В " Теории и методике музыкального воспитания" Н. Ветлугина ( Наталья Алексеевна - сов. деятель в области муз. образования и воспитания) пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

В Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют музыкально-терапевтические.

Музыка – это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки как средства укрепления здоровья детей на уроках актуален и своевременен.



На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например:


Вокалотерапия


Большое внимание я уделяю развитию детских голосов. Звук, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным.

Анатолий Иванович Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Необходим тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе.

Разработанные им упражнения благоприятно воздействуют и на весь организм в целом. Одно из них: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если ученик будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма ее поддерживать.

Я считаю, что на уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребенок поет свободно и легко, голос естественно развивается и укрепляется. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Приветствие. Песенки - распевки. С них начинаются все уроки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.



Логоритмика




Кроме вокалотерапии я провожу логоритмическую гимнастику или физминутки – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения.

Выполняя упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается чувство ритма и музыкальный слух.

Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

«Двигательные» песенки направлены на то, чтобы школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела. Например, упражнение «Аист» тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы ног. Упражнение «Кораблик» (на развитие умения регулировать мышечный тонус)

Упражнение «Бабочка» развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки.

Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыкально-ритмические упражнения
  1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков. Ария Февронии из первого акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу.

  2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков. Вступление к первому акту оперы «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник в нарядной одежде. Идти уверенным шагом, спина прямая, голова приподнята.

  3. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак. «Юмореска»). Идти легким пружинистым шагом или приседать со взмахом рук, изображая бабочку.

  4. «Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.

  5. «Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет ведущий. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего, показывая разные движения.

  6. «Вечное движение». Групповая композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ребенок придумывает собственное оригинальное движение.

  7. «Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно дается команда: «Стоп!» Следует замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и скудости эмоций.

(В соответствии с САНПИНом, физминутки провожу в начале урока (если 1 урок)  и на 20 минуте; в 1 классе –на 15 минуте и в конце урока. В некоторых случаях – при первых признаках двигательного беспокойства. Делаю это с удовольствием, энергично, для меня они также полезны. Считаю что личный показ учителя повышает значимость этих упражнений, но и дети очень любят сами быть ведущими у доски.)



Музыкотерапия


Музыка – это средство самопознания и самовыражения. Музыку мы ощущаем связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент в музыкальной терапии делается на приобщение детей к произведениям «золотого фонда» музыкальной культуры

Музыка,  воздействуя на психологическое состояние человека, может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

    Медленная музыка в стиле барокко (И.С.Бах, А. Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности. Музыка В.А.Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Музыка романтизма (Ф. Шуберт, П.И.Чайковский) подчеркивает выразительность и чувственность. Эта музыка активизирует симпатию и дружелюбие, снимает раздражительность и нервное напряжение. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» Рахманинова.



Чтобы музыка эффективно воздействовала на ученика, его необходимо подготовить и настроить: он должен сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках, не отвлекаясь на посторонние дела. Музыкальное сопровождение просмотра произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы хорошо влияют на психоэмоциональное состояние детей.

Движение под музыку развивает эмоциональный отклик детей на определенную мелодию. Для пластических импровизаций подбираются музыкальные сочинения, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.

  1. Игра на воображаемых инструментах. («Лебедь» К. Сен-Санса ребята «исполняют» на «виолончели», «Прелюдию» С. Прокофьева (до-мажор) – на «арфе», «Былину о Добрыне Никитиче» – на «гуслях» и т.п.)

  2. Создание самых разных образов. («Галоп» М. Дунаевского – скачка на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского – плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» – притопы, прихлопы, полуприсядка; симфоническое вступление «Океан – море синее» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова – движения рук, покачивание корпуса, создающие образ моря.)

  3. Дирижирование воображаемым оркестром. Практические задания на дирижирование увеличивают заинтересованность ребят, способствуют процессу восприятия музыкального отрывка и приносят психотерапевтический эффект.



Терапия творчеством

Человек по своей природе творец, но, как правило, его творческие возможности реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье. Выполнение творческих заданий на уроках музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния учащихся. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Я предлагаю детям сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу:

  • собственному имени;

  • эмоционально окрашенным состояниям («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»);

  • образам животных («Танец медведя», «Ленивый ежик», «Хоровод белок»);

  • природным явлениям («Летний дождь», «Осенний дождь», «Восход солнца», «Песенка весеннего ручья»).

Такие творческие задания выполняются индивидуально, но возможно и коллективное создание музыкальных импровизаций на темы «Наш класс», «Какая сегодня погода?» (по цепочке). Ребенок учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено в звуках вокальной импровизации. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

На уроках музыки я часто использую инструментальное музицирование. При игре на простых музыкальных инструментах (ложках, трещотках, балалайках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других) у младших школьников развивается координация простейших движений.

«Улыбкотерапия»


  Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на уроке и улыбка самого ребенка. Если учащийся поет и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей. И нет лучшей награды за труд учителя, как видеть своих учеников, счастливо улыбающихся и с радостью смотрящих в будущее! 

Результатами этой музыкально - оздоровительной работы являются:
" Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
" Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
" Повышение уровня речевого развития;
" Снижение уровня заболеваемости;
" Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Используемые источники:

  • http://milohka-domen.okis.ru/index.html

  • http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00057475_0.html

  • http://www.sano.ru/publik/matconf/07.htm

  • http://slovari.yandex.ru/dict/trud/article/ot1/ot1-0060.htm

Литература:

  • 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.

  • 2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., 2002 г.

  • 3. Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985

  • 4. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. СПетербург, Питер, 2003

  • 5. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!