СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки.»

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки.

Забота о здоровье – это важнейший труд учителя.

В.А.Сухомлинский

Теоретические основы опыта.

Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. Ещё Я.А.Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы, считая, что «человек, руководимый природой, может дойти до всего». А для этого человеку необходимо здоровье физическое, психическое, духовное и нравственное.

Такое комплексное воздействие на человека оказывает музыка. Раскрывая внутренний духовный мир человека, его эмоции, различные идеи, музыкальное искусство оказывает исключительное влияние на личность. «Музыка не просто холодно информирует слушателя о мире, о мыслях и чувствах, идеалах художника, но пи заражает этим содержание. Она непрерывно заинтриговывает внимание, ведёт его за собой, стимулирует активность восприятия и мышления». (В.В.Медушевский)

Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизирует мышление, память и внимание; развивает чувственное познание – ощущение восприятия; укрепляет физическое здоровье детей. (Б.М.Теплов, Л.С.Выготский)

Многовековой опыт и исследования психологов и врачей показывают, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека; что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Поэтому в ХХ веке появилось такое понятие и направление работы, как «музыкотерапия», которая имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. (В.В.Медушевский)

Крайне необходимым условием здоровьесбережения на уроках музыки является творческий характер образовательного процесса. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно и служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, но и снижает наступление утомления. (Н.К.Смирнов)

Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо отлаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. (Н.Н.Кондратюк)

Когда человек творит, он способен переносить громадные физические нагрузки, преодолевать болезни, превозмогать усталость. Однако в человеческом обществе встречаются и негативные проявления творческого духа. Поэтому чрезвычайно важно наряду с развитием творческих навыков дать ребёнку понятие о нравственных критериях человеческой культуры, составляющих основу духовного здоровья.

Актуальность опыта.

Все мы родом из детства. Именно в детстве закладывается фундамент здоровья. Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. К сожалению, проблема здоровья детей становится все более значимой и приоритетной в связи с крайне высоким уровнем патологий: здоровье детей, подростков, по исследованию специалистов, за время учебы заметно ухудшается. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» школа обязана создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья школьников. Здоровье – это такая составляющая процесса формирования жизни, без которой не мыслится образование в его содержательной и практико- ориентированной сути. Забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов направлений работы педагогического коллектива нашей школы. Школа является опорной экспериментальной площадкой Департамента образования и социально – правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе». Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий, чтобы обучение детей происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья – это сложная, кропотливая работа, но необходимая, своевременная и творческая. Роль уроков музыки неоценима в плане сбережения здоровья учащихся. Ещё древние философы отмечали влияние музыки на здоровье человека и разрабатывали методики лечения музыкой. И использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки способствует достижению позитивного результата для психического и физического здоровья учащихся.

Ценность здоровья признается всеми. Но чаще всего принцип здоровьесбережения «Не навреди!» принимается как само собой разумеющее условие. Он как бы принимается «по умолчанию», а использование здоровьесберегающих технологий осуществляется эпизодически. Пытаясь решить данную проблему, я разработала систему музыкально – ритмических занятий, эмоционально - голосовых упражнений антистрессовой направленности, хоровые упражнения, являющиеся факторами снижения напряжения, а также двигательные и вербальные упражнения, позволяющие преодолеть утомление, активизировать позитивные физиологические процессы в организме.

Описание технологии опыта.

Как же создать такую обстановку на уроке, чтобы ребёнок мог сохранить своё здоровье и одновременно усвоить большой объём информации, приобрести и закрепить различные навыки, так необходимые в жизни.

В рамках урока происходит комплексное воздействие музыки на ребёнка: на его психику, моторику, физиологические процессы, эмоциональную сферу.

Уроки музыки в школе пробуждают у детей интерес к познанию и творчеству через активное восприятие произведения искусства, развивает их воображение, фантазию, вкладывая в души ростки прекрасного и доброго.

Музыка для ребёнка - мир радостных ощущений. И чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать его музыкальный слух, чувство ритма, дыхательный и голосовой аппарат, речь.

Поток музыкальной информации в наше время практически безграничен (телевидение, радио, кино, Интернет, многообразие технических средств, способных воспроизводить музыку). Чаще всего вокруг себя мы слышим современную лёгкую музыку, воспринимаемую как фон. А для уроков музыки отбираются лучшие образцы классической, духовной, народной и детской музыки, с которой, к сожалению, многие дети могут познакомиться только в школе. И научить детей целенаправленно слушать музыку, если они не имели такого опыта с раннего детства, не просто.

Чтобы добиться этого, необходимо с первых уроков вызвать у детей интерес к музыке, развивать музыкальную восприимчивость. Поэтому на начальном этапе я учу детей ориентироваться в мире окружающих звуков: различать звуки природы, шумы и звуки музыки. Для этого мы с детьми идём на экскурсию по школьному двору и слушаем окружающий нас мир (шум ветра, шорох листьев, звук проезжающей машины, лай собаки, стук каблучков прохожих). «Слуховое путешествие» продолжается в классе, где мы прислушиваемся к себе, к звукам внутри помещения и за окном, прослушиваем звуки природы в записи (шум дождя, журчание воды, раскаты грома, пение птиц, жужжание насекомых). И только потом раздаются звуки музыки, идёт кропотливый анализ характеристики музыкального звука (высота, длительность, громкость, тембр). С этого начинается чудо общения с музыкой.

В самом начале необходимо давать детям слушать музыкальные произведения с учётом их вкуса, чтобы завоевать их симпатии к музыке, их доверие. Охотнее дети слушают музыку бодрую, весёлую, с чётким ритмом, в меньшей степени им нравится медленная, лирическая музыка. Эту проблему я решаю, разучивая красивые детские песни с плавной певучей мелодией, которые нравятся детям («Песня о школе» Кабалевского, «Осень» Буйновской, «Скворушка прощается» Попатенко, «За рекою старый дом» Баха, «Колыбельная» Моцарта, «День растает, ночь настанет» Паулса, «Самая хорошая» Иванникова, народные песни «Во поле берёза стояла…», «Перепёлочка» и др.).

Нельзя забывать о том, что ребёнок не может слушать длинные вещи. Опыт показывает, что вначале внимания детей хватает всего на одну-две минуты. Они могут слушать и дольше, но уже в порядке дисциплины, а это не то, что им нужно. При этом восприятие нарушается: одни дети отвлекаются, другие делают вид, что слушают. Поэтому важно научить детей слушать и слышать пусть небольшое произведение, но целиком от начала до конца. Я хочу, чтобы дети поняли, что музыка – это такое искусство, в котором в каждое мгновение происходит что-то новое. И чтобы это заметить, почувствовать, понять, необходимо быть внимательным. На своих уроках я создаю «атмосферу концертного зала» (поза слушателя, никто не поднимает руку во время звучания музыки, соблюдение правила: «Музыка любит тишину»).

Стартовой площадкой для восхождения к осознанным размышлениям о музыке являются три отправные точки - песня, танец, марш как самые широко распространённые области музыки. Они надёжные мостики, по которым ребята не теоретически, а непосредственно своим слуховым восприятием, активно, шаг за шагом, входят в любую область музыки. Уже с первых уроков дети хорошо различают эти «три кита» (три основы, жанра музыки) на слух даже в новых, незнакомых произведениях. И это их первый успех.

Для запоминания новых произведений необходимо их неоднократное прослушивание. Однако, чтобы повторение не было назойливым и скучным, я каждый раз обращаю внимание детей на что-нибудь новое: изменение темпа, ритма, аккомпанемента, пропуск части, варьирование. Только так изучаемые произведения станут детям ближе. Например, чтобы проверить слуховую наблюдательность детей и понимание ими отдельных музыкальных средств выразительности, можно поиграть в игру «Маскарад», когда знакомое произведение исполняется с какими-либо изменениями: «Марш деревянных солдатиков» Чайковского сыграть медленнее и в низком регистре, а песенку «Уж как шла лиса» с заметным ускорением в конце. Только так у детей вырабатывается собственное отношение к музыке. И они очень гордятся тем, что узнают произведение, прослушанное на уроке, по радио и телевидению. И в этом тоже их успех.

Нравится детям произведения изобразительного характера с конкретными яркими образами («Клоуны» и «Три подружки» Кабалевского, «Марширующие поросята» Берлина, «Болтунья» Прокофьева, «Шествие гномов» Грига и др.). Они много и увлекательно фантазируют на заданную композитором тему, с удовольствием рисуют свои музыкальные впечатления, подбирают стихи и иллюстрации к музыке.

Любят дети песни шуточного содержания («Весёлый музыкант» Филиппенко, «Котёнок и щенок» Попатенко, «Баба-Яга 8 Марта» Буйновской, «Шалуны» Кожухина, «Любитель-рыболов» Старокадомского, «Прогулка» Кобалевского). А также с удовольствием исполняют народные песни, которые привлекают искренностью и задушевностью мелодий, разнообразием жанров («Со вьюном я хожу», «На горе-то калина», «Как пошли наши подружки», «Как в лесу лесочке», «В хороводе были мы…», «Бояре», «Солдатушки, бравы ребятушки», частушки и нескладухи).

Привлекают ребят пьесы, выражающие их детский мир, отличающиеся простотой и ясностью музыкального языка, формы, яркостью образов и живым поэтическим содержанием (пьесы из детских альбомов Чайковского, Прокофьева, Шумана). Именно с таких небольших пьес и песен начинается постепенное восхождение к вершинам музыкального искусства. Они словно «волшебные посредники», которые способствуют восприятию школьниками классической музыки.

Постепенно слуховой опыт детей обогащается примерами «взрослых», как говорят сами дети, фрагментов симфонических произведений. Например, П.И.Чайковский начинается для них с марша из «Щелкунчика», с вальса из «Спящей красавицы», с танцев из «Лебединого озера», с марша из Шестой симфонии, с русской народной песни «Во поле берёза стояла», в вариационном развитии финала Четвёртой симфонии, а Л.Бетховен – с песни «Сурок» и пьесы «Весёлая. Грустная».

От народной песни мы с детьми переходим к опере и симфонии, от инструментальных танцевальных пьес – к балету. Начинается восприятие сложной музыки. Чтобы облегчить этот процесс, мы пропеваем главные мелодии крупных музыкальных произведений, выполняем пластические упражнения и только после этого слушаем произведение целиком или его фрагмент («Утро» Грига, Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя» Глинки, мелодии из Пятой симфонии Бетховена, Третьего концерта Рахманинова и др.). Продолжается работа по анализу музыкального языка, его выразительных и изобразительных сторон, идёт интенсивное усвоение музыкальной терминологии по средствам музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, ритм, динамика, тембр, регистр), по жанрам (песня, романс, пьеса, опера, балет, симфония, концерт, кантата), по формам музыки (одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации, сюита). Важно, чтобы ребёнок усвоил этот материал на основе личного слухового опыта. Недопустимо формально заучивание терминологии.

Всестороннее развитие музыкального слуха позволяет почувствовать и осознать ребёнку особенности музыкальной речи. На своих уроках я обращаю внимание на интонационную природу музыки, на того, что в основе каждого музыкального произведения лежат свои особые интонации, необходимые для воплощения художественного замысла, на интонационные изменения музыки в процессе её развития. Вместе с детьми мы приходим к пониманию того, что музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса и даже большое сочинение вырастают из одного, двух или нескольких «зёрен». Каждое такое «зерно» и есть интонация. В зерне-интонации содержится самое главное, что мы запоминаем и узнаём при повторениях, даже если есть изменения в звучании (варьирование). В зерне-интонации содержится зародыш всех элементов музыкальной речи и характера музыки. Главная интонация часто пронизывает всё произведение, что говорит о его интонационном единстве.

Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, звук за звуком. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.

Наблюдение за интонационными изменениями музыки в процессе её развития приводит детей к выводу, что интонация и развитие – коренные основы музыки (см. приложение Урок музыки в 3 классе).

Образовательная и воспитательная ценность урока музыки проявляется в межпредметных связях, которые способствует развитию у учащихся познавательной активности, воображения:

  • музыка – литература (связь музыки и текста в вокальных произведениях, либретто в опере и балете, музыкальные сказки, басни, рассказы, «поющие стихи»);

  • музыка – изобразительное искусство («звучащие картины», «музыкальные картины», картинность самой музыки, её изобразительность);

  • музыка – история (музыка – звучание времени: отражение исторической эпохи);

  • музыка – география (путешествие по карте мира при знакомстве с музыкой разных национальных культур).

Одним из главных принципов работы является установление широких ассоциативных связей на примере синтеза искусств. Это готовит детей к изучению различных проявлений культуры, языка, жанров и стилей искусства в интегрированном курсе «Мировая художественная культура» (см. приложение Фрагмент интегрированного урока). Интегрированные уроки дают возможность развивать детям творческие способности, работать увлечённо, с экономией времени. Это способствует организации здоровьесберегающего образовательного пространства, формированию интеллектуального потенциала ребенка.

Всё вышеизложенное направлено на развитие мотивационно-познавательной сферы личности ребёнка, на укрепление его психофизиологического здоровья.

Мой опыт показывает, что творческие дети менее подвержены стрессу, психологически более устойчивы, жизнелюбивы. Ребёнок обязательно должен пройти путь творческого поиска, который приучает самостоятельно находить решение, ибо, по словам И.Г.Песталоцци, «каждый узнает лишь то, что попробует сделать сам».

Урок музыки можно назвать «уроком творчества», на котором важно установить атмосферу взаимопонимания и взаимодоверия, чего порой так не хватает ребёнку. На мой взгляд, одним из первых шагов на пути к самостоятельному творчеству является сопереживание, так как человек, который не сопереживает, не поймёт другого».

По мнению психологов, весьма важен так называемый «терапевтический эффект» уроков музыки. Когда дети раскрепощены, у них включаются внутренние резервы организма, уроки не утомляют, а наоборот, ребята вдохновлены и способны к дальнейшей учебной деятельности. Творческая атмосфера в классе создаётся только тогда, когда дети не боятся ошибиться, допустить оплошность. И моя задача – сделать труд детей радостным, а уроки - интересными.

Одним из средств формирования у школьников положительной учебной мотивации является сюжетное построение уроков музыки, которые должны быть личностно-ориентированными, иметь развивающий характер, предусматривать активную познавательную деятельность учащихся. Такие занятия объединены одной игровой или тематической линии, общей композицией. К сюжетным урокам относятся, например, урок-игра «В концерном зале», «В музыкальном театре», «Я – композитор», «Я – дирижёр»; урок-сказка «В лесной школе», «Семья Музыки», где в ненавязчивой форме дети постепенно знакомятся с основами музыкальной грамоты; урок-конкурс или соревнование «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», где активно используются формы групповой и индивидуальной работы; урок-путешествие в страну или по станциям «В стране Мелодии»; урок-экскурсия «Звуки живой и неживой природы», «Звуки в царстве животных и птиц », «Звуки весны», где канву составляют реалистические ситуации, а не выдуманные события приключенческого характера.

Важно не перегружать сюжетно-тематические уроки избыточной информацией. Их не следует проводить слишком часто, они должны быть для учеников своеобразными праздниками, а не повседневными событиями. Сюжетная линия не должна отвлекать от решения учебных задач, а наоборот, усиливать интерес к ним. Сюжетное построение уроков – не самоцель, а лишь одно из средств формирования у школьников положительной учебной мотивации.

Для здоровьесбережения ребёнка нельзя останавливаться на достигнутых формах урока, необходимо использовать современные педагогические технологии и методы. Так для воспитания потребности сегодняшнего школьника в общении с искусством, необходимо умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Этому способствует проектный метод обучения, который активизирует учащихся. Эмоциональная обстановка на таких уроках преображается, из строго наставника учитель превращается в консультанта, советника, друга, которому можно доверить сокровенное. Работая в парах и группах, дети больше узнают друг о друге, происходит взаимообучение, возникает атмосфера дружелюбия и сотрудничества. При такой форме деятельности ярче видна индивидуальная работа каждого ученика. Нередко раскрываются менее активные на уроке, так называемые молчащие, дети. Необходимо использовать любой повод для поощрения таких учеников, повышения их авторитета в классе и самооценки.

Исследовательские проекты, выполненные учащимися в рамках предмета «Музыка», являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируется тематика нескольких предметов – собственно музыки, а так же литературы, истории, иностранного языка, географии, изобразительного искусства, мировой художественной культуры.

Защита проектов превращается в увлекательный праздник: «Музыкальный КВН», «Музыкальный ринг», представление для младших школьников или дошкольников, театрализация и т.п. Здесь можно петь, читать стихи и прозу, играть на музыкальных инструментах, танцевать, быть художником-оформителем, фотокорреспондентом, экскурсоводом на выставке творческих работ.

Таким образом, «уроки творчества» не только благотворно влияют на чувства ребёнка, формируют навыки физической адаптации к учебному процессу, «раскрепощая», высвобождая энергию для самостоятельной работы, но и повышают познавательный уровень, пробуждает интерес к учёбе, жизни в целом. Люди, способные творить, интересны в общении, более коммуникабельны, открыты, нестандартно мыслят, умеют принимать самостоятельные решения, менее подвержены стрессам, а значит, имеют возможность сохранить своё здоровье.

Учащиеся начальных классов по-настоящему увлечены предметом. И технологии здоровьесбережения в большей мере способствуют развитию их творческой активности. Частая смена деятельности позволяет детям работать с наименьшим напряжением, большей активностью и желанием, даёт возможность проявить себя с лучшей стороны.

Основными видами деятельности на уроке музыки является хоровое пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных и шумовых инструментах (детское музицирование), импровизация (устная, вокальная, хореографическая).

Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства, обеспечивающий возможность первоначальных музыкальных впечатлений. «В песне есть нечто оживляющее и освежающее человека… Она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец – в одно сильно чувствующее сердце… В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…» (К.Д.Ушинский) Пение благотворно влияет на психофизическое состояние ребёнка, способствует развитию внимания, воображение, звуковой памяти, выработке правильного дыхания, чёткой дикции, помогает формированию правильной красивой речи.

Обучение детей пению я начинаю со свободного интонирования песен а капелла (без сопровождения инструмента), что способствует формированию лёгкого полётного звучания детских голосов без всякого напряжения голосовых связок. И только после этого перехожу к разучиваю песен в сопровождении фортепиано.

Разучивание начинается с яркого исполнения песни учителем, с разбора текста и разучивания мелодии. Особое внимание уделяется интонации и ритму. При разучивании песен я использую приёмы: «эхо», когда идёт пропевание по фразам (учитель – дети), «перекличка» - пение по фразам группами (по рядам, по вариантам, дуэтом и сольно), «соревнование» (по рядам, ансамблями), «светофор» (пение в слух при «зелёном сигнале», про себя – при «красном»), «я - дирижёр» (ребёнок заменяет педагога, дирижируя хором), «звукозапись» (запись на магнитофон с последующим прослушиванием и обсуждением), пение по графической или нотной записи.

Одним из путей повышения качества восприятия и исполнения музыки является использование на уроках элементов музыкальной грамоты, которые Н.Л.Гродзенская называла «элементарной энциклопедией музыкальных знаний». Встречаясь с нотной грамотой, дети не должны испытывать трудностей, наоборот, она должна помогать им глубже понять музыку. Поэтому с самых первых уроков я учу детей различать звуки по высоте, длительности, силе и скорости звучания, следить за направлением движения мелодии. Несомненную помощь в этом оказывает графическая запись, вначале, условная, а потом и нотная (нотные плакаты мелодий песен и крупных музыкальных произведений).

Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет и важно не навредить, а способствовать его дальнейшему развитию. Голосовые мышцы у детей ещё не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счёт натяжения краёв связок. И моя задача – научить детей петь свободно, своим естественным голосом.

Большое внимание я уделяю развитию широкого певческого дыхания, для чего на своих уроках активно использую дыхательные, звукоподражательные и артикуляционные упражнения, которые позволяют детям избежать трудностей при освоении грамоты, при развитии техники чтения и работе со звуками речи. (см. приложение Общеразвивающие упражнения для укрепления голосового аппарата на уроках музыки в 1 классе).

При слушании музыки я пользуюсь специальными методами и приёмами, активизирующими процесс её восприятия. Очень важно вступительное слово, которое создаёт эмоциональный настрой и интерес детей к восприятию музыки. Оно должно быть кратким, но ярким и носить эффект удивления. Например, у детей вызывает большой интерес сообщение о том, что С.С.Прокофьев сочинил свою первую пьесу в 5 лет, а в 9 лет написал оперу «Великан» на собственный сюжет, сам поставил её в «домашнем театре» и сам пел главную партию. В.А.Моцарт, будучи трёхлетним ребёнком, уже сочинял музыку, а в 7 лет выступал с концертами в разных странах.

Чтобы активизировать процесс слушания, я задаю детям вопросы, которые нацеливают их на внимательное прослушивание произведений. Последующим этапом слушания является беседа, затрагивающая различные стороны по содержанию, характеру звучания музыки. Очень важно, чтобы беседа не превратилась в лекцию по теории или истории музыки. Особенно важна такая беседа, которая возникает сама по себе, где это необходимо как живой разговор и обмен мыслями.

Учащиеся младших классов, как правило, имеют хорошую координацию движений. По собственной инициативе они с удовольствием прихлопывают, притопывают, пританцовывают. Движениям на уроках музыки отводится значительное место. На своих уроках я применяю пластические упражнения («Падают листья», «Снежинки», «Солнышко», «Букет»), хороводы и элементы танца («На горе-то калина», «Урожай собирай» Филиппенко, «К нам приходит Новый год» Герчика), двигательные упражнения на подражание («Зайчик», «Медведь», «Труба и барабан», «Весёлый музыкант», «Три кита», «Танец утят»). Таким образом, музыкально-ритмические движения, инсценирование попевок и песен, игры и хороводы оказывают благотворное воздействие на координацию движений, раскрепощает детей, позволяет проявить себя в разных ролях.

При исполнении простейших ритмических сопровождений музыки ребята с удовольствием играют на детских музыкальных и шумовых инструментах. Существует мнение, что использование детьми инструментов вносит в урок неорганизованность, отвлекает ребят. Действительно, на начальном этапе это так: дети только «изучают» инструменты, не умеют правильно их держать, бесшумно брать и класть на парту, выполнять задания ритмично, негромко. Но если вводить инструменты постепенно и как можно чаще, то они уже не будут мешать восприятию музыки или исполнению песни, а наоборот, будут гармонично дополнять и углублять их. На своих уроках я стремлюсь к тому, чтобы дети не воспринимали инструменты как предмет развлечения, как игрушку. Только тогда инструменты помогают детям получить представления о метре, ритме, тембре и характере того или иного произведения. Например, игрой на треугольнике мы сопровождаем пение колыбельной, т.к. он издаёт мягкий и нежный звук, а кастаньеты и ложки используем при изображении цокота копыт. Чтобы интерес к инструментам у детей не снижался, я варьирую задания и даю возможность каждому ученику попробовать свои силы в музицировании.

Свои впечатления о музыке дети с удовольствием выражают в рисунках, подбирают соответствующие теме и характеру произведения стихи, высказывания о музыке, иллюстрации, репродукции, фотографии, составляют кроссворды, чайнворды, сканворды, тесты и опросники для своих одноклассников, ритмические партитуры произведений, программы концертов, оформляют театральные афиши и т.п. Таким образом, они выражают свою заинтересованность в предмете.

Ещё одним немаловажным фактором, способствующим сохранению и укреплению здоровья детей, является эмоциональный климат урока. Я стараюсь строить отношения с детьми на субъект - субъектной основе. Доброжелательность, глубокая заинтересованность в личности каждого ребёнка, умение и пошутить, и сгладить острые углы, а главное взаимное уважение – вот то, что создаёт благоприятный эмоциональный климат урока, без которого невозможно использование здоровьесберегающих технологий на уроке.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!